Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2009
Я ИДУ НА УРОК

 

Железо и его соединения

Конспект урока • 9 класс

Организация проектной деятельности на уроках химии

Какие бы перемены ни происходили в образовании, какие бы цели и задачи ни ставило перед учителем время, неизменными и приоритетными остаются всестороннее развитие личности всеми доступными средствами обучения и воспитания и создание таких условий, при которых возможны развитие и реализация творческих способностей учащихся. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

Для достижения этих целей я все чаще использую метод проектов, т.е. организацию исследовательской деятельности учащихся, что позволяет не только и не столько учить, сколько помогать учиться, направлять познавательную деятельность обучаемого. Ведущая роль отводится развитию умений пользоваться знаниями. Главное утверждение данной педагогической технологии – знания должны быть востребованы в собственном социальном опыте.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ученик находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознает смысл и результат своих усилий. Считаю, что только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Кроме того, при выполнении проекта учащимися происходит насыщение химического материала знаниями из других дисциплин, что способствует формированию личностных ценностей, а чем их больше, тем легче ориентируется ученик в мире.

Отдаю предпочтение межпредметным проектам, основанным на привлечении знаний по химии, биологии, экологии, физике, основам медицины, основам безопасности жизнедеятельности. Подобные проекты помогают преодолеть традиционную дробность и обрывочность знаний об окружающем мире.

Предлагая школьникам участвовать в создании проекта, я всегда учитываю, что это трудоемкий процесс, поэтому проектную деятельность использую и как метод внеклассной работы.

В нашей школе авторы самых интересных, удачных проектов выступают на школьной научно-практической конференции «Золотые россыпи», которая по традиции проходит в марте и приурочивается к Дню науки. Презентации проектов проходят с приглашением родителей, членов общественных советов школы. Каждый участник конференции получает диплом, а победители награждаются подарками, которые предоставляют спонсоры. Результаты проектной деятельности освещаются в школьной газете «Звонок», будут размещаться на сайте школы.

Предлагаю конспект урока «Железо и его соединения» – 9 класс.

 

Задачи урока.

Образовательные: Составить полное представление об элементе и простом веществе – железе, о его физических свойствах, опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов; предсказать характерные химические свойства железа; сформировать понятия о составе и свойствах оксидов и гидроксидов железа; познакомить учащихся с качественными реакциями на катионы железа (двух- и трехзарядные).

Развивающие: на основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; познакомить учащихся с качественными реакциями, способствовать развитию исследовательских навыков; развивать у учащихся представления о познаваемости и единстве окружающего нас мира в результате предоставления информации о разных формах существования железа и его нахождении в природе; продолжить формирование умений работать быстро, экономя время урока.

Воспитательные: способствовать формированию интернациональных чувств, предоставив учащимся сведения об истории использования железа разными народами мира; формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину как самую богатую природными ресурсами страну; воспитывать культуру учебного труда, аккуратность, внимание при проведении эксперимента, совершенствовать технику безопасного труда.

Оборудование и реактивы.

Географические карты, книжная выставка.

Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: коллекция «Железо», раздаточный материал: карточки «Физические свойства железа», инструктивные карточки к лабораторной работе «Качественные реакции на ионы железа», карточки для закрепления учебного материала; растворы FeSO4 и FeCl3, гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль), гексацианоферрата(II) калия K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль), KSCN, NaOH, HCl, CuSO4, Fe (две пробирки), железная скрепка на нитке, Н2О.

Н а д е м о н с т р а ц и о н н о м с т о л е: лабораторный штатив, стеклянная трубка в лапке (диаметр 1 см), спиртовка, спички, воронка, скальпель, стеклянная палочка, вата; Fe (порошкообразный), S, магнит, листок бумаги, растворы FeCl3, KSCN, NaCl, гвозди – нормальный и ржавый, яблоки – целое и разрезанное.

Эпиграф к уроку: «Чтобы познать, надо научиться наблюдать».

План урока (на доске)

Положение железа в периодической системе химических элементов, строение атома.

Нахождение в природе, получение.

Физические свойства железа.

Химические свойства железа.

Соединения железа.

Применение железа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Какой раздел химии мы изучаем?

(Металлы.)

II. Повторение и проверка знаний

Викторина «Металлы»

• В каких пищевых продуктах содержится много железа?

(Моллюски, устрицы, отруби пшеницы.)

• Какой металл самый легкий?

(Литий.)

• Какой металл самый тяжелый?

(Осмий.)

• Самый распространенный на Земле металл.

(Алюминий.)

• Если бы существовал приз за активность, то атомам какого металла его присудили бы?

(Цезия.)

• Какой драгоценный металл является одним из самых лучших катализаторов для различных химических процессов?

(Платина.)

• Какие металлы можно расплавить на ладони?

(Галлий, цезий.)

• Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Какой это металл и что вам об этом известно?

(Свинец.)

• Какой металл и почему называют «металлом хирургов»?

(Тантал.)

• Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву “рыжему дьяволу”»?

(Железо.)

• Без какого элемента-металла невозможна фотография?

(Серебро.)

• Какой металл называют «металлом консервной банки»?

(Олово.)

• Назовите металл, который первым стал известен человеку.

(Золото.)

• Какой металл чаще всего подвергается коррозии?

(Железо.)

 

III. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель.Герою знаменитого романа Даниэля Дефо повезло. Корабль, с которого он спасся, сидел на мели совсем недалеко от острова. Робинзон сумел погрузить на плот все необходимое и благополучно переправился на остров. Ему повезло еще раз – цитируем роман: «После долгих поисков я нашел ящик нашего плотника, и это была для меня поистине драгоценная находка, которой я не отдал бы тогда за целый корабль с золотом…»

Что же было в плотницком ящике? Да обыкновенные железные инструменты: топор, пила, молоток, гвозди.

Через два столетия на другой необитаемой остров попали герои другого известного романа – пятеро американцев. Они сумели не только выжить на острове, но и создать себе более или менее нормальные условия жизни, что никогда не удалось бы, если бы всеведущий инженер Сайрес Смит (заметим, что по-английски «Смит» означает «кузнец») не сумел найти на таинственном острове железную руду и изготовить железные инструменты. Иначе опять пришлось бы Жюлю Верну выручать своих героев с помощью знаменитого капитана Немо… Как видим, без железа не может обойтись даже приключенческая литература.

Чрезвычайно важное место занимает этот металл в жизни человека. Поэтому задачи сегодняшнего урока – составить полное представление об элементе и о простом веществе – железе, изучить его физические и химические свойства, познакомиться со свойствами важнейших соединений железа, закрепить качественные реакции на ионы железа и, конечно же, рассмотреть применение этого металла.

Записываем тему урока.

IV. Изучение нового материала

Учитель. Характеристику любого элемента мы начинаем всегда по его положению в периодической таблице. Железо находится в побочной подгруппе VIII группы. Это d-элемент, у которого заполняется электронами предпоследний энергетический уровень:

Поскольку предпоследний уровень – незаконченный, то в реакциях, кроме двух электронов внешнего уровня, часто участвуют также один электрон предпоследнего уровня, тогда железо проявляет степень окисления +3.

Нахождение в природе

Учитель. А что мы знаем о железе? Где встречается железо в природе?

Заслушиваются сообщения учащихся.

1-й ученик. По современным представлениям в 16-километровой толще земной коры содержится 4,5 % железа. В следующем слое, лежащем под земной корой, железа находится втрое больше. Центр земного шара состоит в основном из железа с примесью никеля и кобальта. В среднем же земной шар состоит на 34,6 % из железа. В составе Земли железо преобладает как по массе, так и по числу атомов. Оно является важнейшей составной частью нашей планеты.

Учитель. Это современные представления о распространении железа, но человек знаком с железом очень давно. Действительно ли это так?

2-й ученик. Когда с помощью советских специалистов в Египте сооружалась Асуанская плотина, археологи вели многочисленные раскопки в Нубийской пустыне, которая после ввода плотины в строй должна была стать районом затопления. Однажды здесь был найден стальной нож, пролежавший в земле несколько тысяч лет. Вряд ли эта находка всерьез заинтересовала бы ученых, если бы не одно обстоятельство: лезвие ножа оказалось настолько острым, что им можно было легко резать даже мягкий хлеб. Столь высокое качество изделий свидетельствует о большом мастерстве древних металлургов и оружейников.

3-й ученик. Восточная легенда повествует о том, как египетский султан и полководец XII в. Саладин (Салах-ад-дин) состязался в ловкости и воинском искусстве с английским королем Ричардом I по прозвищу Львиное Сердце. Могучим ударом меча Ричард разрубил пополам копье одного из рыцарей, продемонстрировав тем самым высокую прочность клинка и собственную силу. В ответ Саладин подбросил в воздух тонкий шелковый платок и рассек его на лету своей саблей, что свидетельствовало не только о ловкости султана, но и об удивительной остроте его оружия.

По преданию, одни из лучших на Востоке клинков изготовляли мастера из Аджлуна (на севере Иордании). В средние века здесь было широко развито оружейное дело, и на протяжении нескольких столетий Аджлун снабжал саблями, мечами, кинжалами армии арабских халифатов, воевавших с крестоносцами и другими завоевателями.

Недавно археологи обнаружили в окрестностях Аджлуна остатки кузнечных мастерских и заброшенные копи, где горняки средневековья добывали железную руду. Находка ученых еще раз подтвердила высокий уровень развития металлургии и оружейного дела, достигнутый древними аджлунскими мастерами.

4-й ученик.Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, изготовленных почти два тысячелетия тому назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла тогда крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда, в конце концов, им пришлось покинуть туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся в крепости запасы гвоздей (семь тонн!) не имело смысла, но оставлять их англичанам тоже не хотелось. Вот и решили римляне зарыть ящики с гвоздями поглубже в землю до лучших времен. Однако лучшие времена так и не наступили: вернуться сюда римским завоевателям уже не довелось, и железные гвозди благополучно пролежали в земле два тысячелетия.

Предприимчивые строители, упаковав древнеримские гвозди в полиэтиленовые мешочки и пустив их в продажу в качестве исторических сувениров, с удовлетворением наблюдали за тем, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего когда-то походы на Британские острова.

5-й ученик. Проблемой защиты от коррозии заинтересовались еще люди древнего мира. В трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.) мы находим упоминание об оловянных покрытиях, предохраняющих железо от ржавчины. В Индии уже полтора тысячелетия существует «общество по борьбе с коррозией». В XIII в. оно принимало участие в постройке на побережье Бенгальского залива Храма Солнца. Сооружение, веками подвергавшееся действию соленых ветров и морской влаги, уже превратилось в руины, но его железная арматура сохранилась в хорошем состоянии. Стало быть, уже в те далекие времена индийские мастера знали, как противостоять коррозии.

Об этом же свидетельствует и знаменитая железная колонна – одна из многочисленных достопримечательностей индийской столицы. Вот что писал в своей книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру: «Древняя Индия добилась, очевидно, больших успехов в обработке железа. Близ Дели высится огромная железная колонна, ставящая в тупик современных ученых, которые не могут определить способ ее изготовления, предохранивший железо от окисления и других атмосферных явлений».

Весит колонна около 6,5 тонн. Ее высота 7,2 метра, диаметр – от 42 сантиметров у основания до 30 сантиметров у верха. Изготовлена она из почти чистого железа (99,72 %).

Колонна была воздвигнута в 415 г. в честь скончавшегося незадолго до этого царя Чандрагупты II. Первоначально ее установили на востоке страны перед одним из храмов, а в 1050 г. перевезли в Дели. Существует народное поверье, что у того, кто прислонится к колонне спиной и сведет за ней руки, исполнится заветное желание. С давних времен стекались к ней толпы богомольцев, желавших получить свою толику счастья.

Как же смогли древние металлурги изготовить эту чудо-колонну, перед которой бессильно время? Некоторые писатели-фантасты не исключают, что она создана на другой планете, а завез ее к нам экипаж космического звездолета, который захватил ее с собой на Землю либо в качестве вымпела, либо как дар жителям нашей планеты. По другим версиям, колонна изготовлена из крупного железного метеорита.

6-й ученик. История цивилизации неразрывно связана с железом. В древности у некоторых народов этот металл ценился дороже золота. Лишь представители знати могли украшать себя изделиями из железа, причем нередко в золотой оправе. В Древнем Риме из железа изготовляли даже обручальные кольца. Постепенно, по мере развития металлургии, этот металл становился доступнее и дешевле. И все же еще сравнительно недавно многие отсталые народы, испытывая острую нужду в железе, готовы были платить за него огромную цену. Известный английский мореплаватель XVIII в. Джеймс Кук рассказывал об отношении к железу туземцев островов Полинезии: «...Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; железо всегда было для них самым желанным, самым драгоценным товаром». Однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь получить целую свинью. В другой раз за несколько старых ненужных ножей островитяне дали матросам столько рыбы, что ее хватило на много дней для всей судовой команды.

Во время визита на один из островов Кук преподнес местным жителям в качестве подарка горсть железных гвоздей. Видимо, прежде туземцам не приходилось пользоваться этими странными металлическими предметами, и поэтому они с явным недоумением вертели их в руках. Попытки объяснить островитянам назначение гвоздей ни к чему не привели. Помог верховный жрец – крупный специалист по любым вопросам. С важным видом он изрек несколько мудрых мыслей, и туземцы начали закапывать гвозди в землю. Теперь пришел черед удивляться гостям. Видя их замешательство, местные жители знаками разъяснили пришельцам, что из посаженных в землю железных палочек вскоре вырастут деревья, которые, подобно банану, будут увешаны связками гвоздей. Собрав богатый урожай металлических плодов, островитяне с их помощью победят своих врагов.

7-й ученик. Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки человека, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения: железо входило в состав метеоритов, упавших на нашу планету. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем» или «металлом, капнувшим с неба». В то же время многие крупные ученые еще в конце XVIII века не допускали и мысли о том, что Вселенная может «снабжать» Землю железом. В 1751 году вблизи немецкого города Ваграма упал метеорит. Спустя сорок лет венский профессор Штюц писал об этом событии: «Можно себе представить, что в 1751 г. даже самые просвещенные люди в Германии могли поверить в падение куска железа с неба – настолько слабы были тогда их познания в естественных науках... Но в наше время непростительно считать возможными подобные сказки».

На поверхность земного шара ежегодно выпадают тысячи тонн метеоритного вещества, содержащего до 90 % железа. Самый крупный метеорит найден в 1920 г. в юго-западной части Африки. Это метеорит Гоба, весящий около 60 т. В 1891 г. в Аризонской пустыне была обнаружена громадная воронка диаметром более 1200 и глубиной 175 метров. Ее образовал гигантский железный метеорит, упавший в доисторические времена.

Вспомним гробницу фараона Тутанхамона – золото, золото, золото, которое слепит глаза. Но с точки зрения историков наибольшую культурную ценность имеет железный амулет Тутанхамона.

Ученые считают, что именно страны Малой Азии, где жили племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло в 1 тысячелетии до н. э. Так в Европе начался железный век.

Учитель. В таблице Д.И.Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет в таблице другого элемента, при участии которого проливалось бы столько крови, терялось бы столько жизней, происходило столько несчастий. Вот как написал об этом А.Блок:

Век девятнадцатый, железный.
Воистину железный век.
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек.

В виде каких соединений находится железо в природе? Запишите в тетради их формулы.

Ученики записывают.

В а ж н е й ш и е п р и р о д н ы е с о е д и н е н и я ж е л е з а:

• магнетит – Fe3O4 (Fe2O3•FeO) (Магнитогорск (Южный Урал), Курская магнитная аномалия);

• гематит – Fe2O3 (Украина, Криворожский район);

• пирит – FeS2 (Урал).

Учитель. Хочется отметить, что железные руды широко распространены на Земле. Названия гор на Урале говорят сами за себя: Высокая, Магнитная, Железная.

Получение железа из его соединений

Учитель. Вспомните способы получения металлов (записывает на доске):

Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O;

Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3;

Fe2O3 + 3C = 2Fe + 3CO;

Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CО2.

Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель (во всех реакциях железо – окислитель).

Физические свойства железа

• Работа с коллекцией «Железо».

• Карточки «Физические свойства железа».

Учитель. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий металл, по внешнему виду очень похожий на платину. Химически чистое железо устойчиво к коррозии и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные примеси лишают его этих драгоценных свойств: на земном шаре ежегодно «болеет» ржавчиной такое количество железа, которое равняется четверти его годовой добычи. Чистое железо в отличие от всех других металлов обладает необычайно высокой склонностью к намагничиванию.

Способность притягиваться магнитом и самому быть магнитом – одно из удивительных свойств железа. Явление магнетизма известно с глубокой древности. Слово «магнетизм» происходит от названия горы Магнезии в Малой Азии. Здесь существовало богатое месторождение магнитного железняка. Практическое применение магнетизм получил значительно раньше, чем началось его научное исследование. Мореходы издавна пользовались компасом с магнитной стрелкой.

В 1755 году швейцарский ювелир Й.Дитрих впервые изготовил подковообразный магнит. Электромагнит с железным сердечником изобрел в 1823 г. самоучка, сын английского сапожника В.Стержен. Его магнит состоял из одного слоя голого медного провода, навитого на лакированный железный сердечник. Американец Дж.Генри усовершенствовал электромагнит, навив на железный сердечник провод в несколько слоев. Генри изолировал сами провода вместо того, чтобы лакировать сердечник. Навивая на каркас все больше слоев проволоки, Генри делал более мощные электромагниты. В 1831 г. он изготовил электромагнит, который мог поднимать 300 килограммов.

Как известно, у металлов довольно высокий коэффициент теплового расширения. По этой причине стальные сооружения в зависимости от времени года, а следовательно, от температуры окружающего воздуха, становятся то длиннее, то короче. Так, знаменитая Эйфелева башня – «железная мадам», как часто называют ее парижане, – летом на 15 см выше, чем зимой.

Статья подготовлена при поддержке компании «ЗНАНИЕ ЦЕНТР». Изучать языки проще там, где на нем постоянно говорят, т.е. изучать язык в государстве-носителе языка. Компания «ЗНАНИЕ ЦЕНТР» предоставляет возможность обучения в США основам языка, которые позволят вам легко и свободно говорить на английском языке. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.znaniye.ru.

Плотность железа – 7,87 г/см3, температура плавления – 1536 °С, температура кипения – 2770 °С.

Химические свойства железа

Учитель. Мы с вами изучаем химию, поэтому наиболее широко должны изучить химические свойства железа. Сегодня мы должны отработать экспериментальные навыки в результате проведения лабораторной работы.

а) В з а и м о д е й с т в и е  ж е л е з а  с  п р о с т ы м и в е щ е с т в а м и.

Железо – активный металл.

Опыт 1. Взаимодействие железа с хлором.

Для этого опыта потребуется предварительно получить хлор в пробирке с пробкой и газоотводной трубкой в результате взаимодействия KМnО4 и НCl (тяга!):

2KMnО4 + 16НCl = 2KCl + 2MnCl2 + 5Cl2 + 8Н2О.

Хлор собирают в колбу и закрывают пробкой.

Берут тонкую стальную проволоку (12–15 см). Конец ее обматывают вокруг небольшого кусочка спички и поджигают. Когда проволока накалится, опускают ее в колбу с хлором. Кусочек спички гаснет, а проволока раскаляется и сгорает, образуя бурый хлорид железа(III):

2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3.

Опыт 2. Взаимодействие железа с кислородом.

Предварительно собирают кислород в колбу и закрывают пробкой. Реакцию проводят в пробирке с газоотводной трубкой:

2KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2.

Нагрейте до воспламенения железные опилки и опустите в колбу с кислородом:

3Fe + 2О2 = FeO • Fe2O3.

Опыт 3. Взаимодействие железа с серой.

Демонстрация опыта:

Fe + S = FeS.

б) В з а и м о д е й с т в и е  ж е л е з а  с о   с л о ж н ы м и  в е щ е с т в а м и:

Опыт 4. Взаимодействие железа с солью (медным купоросом).

В каждую из двух пробирок налейте по 4–5 мл сульфата меди(II). Одну поставьте в штатив – она «свидетель». В другую пробирку насыпьте немного железных опилок. Порошок железа лучше не брать, т.к. от него раствор станет мутным. Перемешивайте содержимое пробирки до тех пор, пока не исчезнет синяя окраска раствора:

Fe + CuSO4 = Cu +FeSO4.

Сравните цвет раствора пробирки с раствором пробирки-«свидетеля».

Опыт 5. Взаимодействие железа с кислотами.

При взаимодействии железа с растворами соляной или серной кислот идет реакция с выделением водорода.

Fe + 2НCl = FeCl2 + Н2,

Fe + H2SO4 (разб.) = FeSO4+ H2.

В пробирку кладут 2–3 канцелярские кнопки или маленькие железные гвоздики и наливают по 4–5 мл раствора соляной кислоты (1 : 1). Пробирку нагревают до начала выделения водорода (не до кипения!). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окраску раствора хлорида железа(II).

При взаимодействии железа с концентрированными азотной и серной кислотами реакции не идут. Железо пассивируется.

Опыт 6. Взаимодействие железа с водой.

Для проведения этой реакции необходима высокая температура, поэтому учитель предлагает учащимся только записать уравнение реакции:

3Fe + 4Н2О Fe3O4 + 4Н2.

Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь и делают вывод: железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами.

Соединения железа

Учитель. Железо – активный металл, поэтому встречается в природе в виде соединений. Известны оксиды и гидроксиды железа со степенями окисления +2 и +3: FeO, Fe(OH)2, Fe2O3, Fe(OH)3 и различные соли железа.

Сегодня нам необходимо с помощью качественных реакций научиться распознавать двух- и трехзарядные ионы железа.

Учащиеся выполняют лабораторную работу и оформляют ее в тетради.

Инструктивная карточка к лабораторной работе
«Качественные реакции на ионы железа»

1. Качественные реакции на ионы железа(II).

а) Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа(II). Добавьте к нему по каплям раствор гидроксида натрия до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка.

б) Повторите опыт, заменив раствор гидроксида натрия раствором гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль). Отметьте цвет.

Запишите все уравнения реакций.

2. Качественные реакции на ионы железа(III).

Возьмите три пробирки и налейте в каждую по 1 мл раствора хлорида железа(III).

в) К раствору в 1-й пробирке прилейте по каплям раствор гидроксида натрия до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка.

г) Во 2-ю пробирку добавьте 1–2 капли раствора гексацианоферрата(II) калия K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль). Перемешайте содержимое пробирки, отметьте цвет.

д) К раствору в 3-й пробирке добавьте 2 мл воды и одну каплю раствора роданида калия. Перемешайте содержимое пробирки и рассмотрите на свету. Отметьте цвет.

Учитель. Запишите все уравнения реакций.

а)

Cоставьте ионные уравнения реакций.

б) 3FeSО4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2 + 3K2SO4.

Образуется темно-синий осадок – турнбулева синь.

в) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl.

Образуется бурый осадок.

г)

Образуется темно-синий осадок – берлинская лазурь.

д)

Образуется роданид железа (тиоционат железа(III)) кроваво-красного цвета.

З а н и м а т е л ь н а я  м и н у т к а

Учитель. Обрабатываю ученику руку «йодом» (FeCl3), скальпель дезинфицирую в «спирте» (раствор KSCN), «режем вену». Убираем «кровь» раствором NaCl.

FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 + 3KCl.

е) Характерное свойство иона  – способность быстро окисляться на воздухе:

4Fe(OH)2 + O2 + 2Н2O = 4Fe(OH)3.

Демонстрация разрезанного яблока.

В ы в о д: Реактивом на ионы железа(II) являются щелочи и гексацианоферрат(III) калия (красная кровяная соль), а на ионы железа(III) – щелочи, гексацианоферрат(II) калия (желтая кровяная соль) и тиоцианаты.

Применение железа

Ученики делают сообщение о роли железа в жизни растений, животных, человека.

1-й ученик. Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных, человека. Входя в состав гемоглобина, железо обусловливает красную окраску этого вещества и крови. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Его основная роль – перенос О2 и СО2. Из отдельных частей организма наиболее богаты железом печень и селезенка.

2-й ученик. Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Более того, достаточно белый лист смазать раствором соли железа, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щеки человека.

3-й ученик. Интересное использование процесса окисления двухвалентного железа до трехвалентного имеет место в телах особого вида бактерий, так называемых железобактерий. Последние поглощают из окружающей среды соли двухвалентного железа и кислород, причем внутри их организмов протекает реакция, приблизительно отражаемая уравнением:

4Fe(HCO3)2 + 2Н2О + О2 = 4Fe(OH)3 + 8СО2.

Выделяющаяся при этом энергия служит бактериям для поддержания их жизнедеятельности. Окисление железа является, следовательно, актом дыхания железобактерий, в отличие от высших растений, дыхание которых основано на окислении углерода.

Железобактерии размножаются главным образом в водах железистых источников, болотах, прудах и т.п. Нередко наблюдается также массовое развитие их колоний в водопроводных трубах. После отмирания бактерий накопившийся в их организмах гидроксид железа оседает на дно служившего им жизненной средой водоема, что с течением времени приводит к образованию отложений так называемых «болотных» или «озерных» железных руд. В частности, именно таково происхождение Керченского месторождения железных руд.

V. Закрепление изученного материала

Учитель. Не так давно в Моравском музее г. Брно появился новый экспонат – небольшой топор, найденный археологами при раскопках древнего поселения Мстенице, относящегося к раннему средневековью. Масса топора – 6 кг. Оказалось, что в отличие от других железных изделий, найденных при раскопках, топор изготовлен из природно-легированного железа, содержащего 2,8% никеля и 0,6% кобальта. Такой состав свидетельствует о небесном происхождении материала, которым воспользовался средневековый мастер из Мстенице. Сколько килограммов железа в этом топоре?

К доске выходит ученик (по желанию) и решает задачу.

Р е ш е н и е

l) m(Ni) = 0,028•6 = 0,168 кг;

2) m(Со) = 0,006•6 = 0,036 кг;

3) m(Fe) = 6 – (0,168 + 0,036) = 6 – 0,204 = 5,796 (кг).

Ответ. Железа в топоре 5,796 кг.

VI. Домашнее задание

Изучить §§ 51–53 учебника (Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2003). А кого заинтересовала эта тема – дополнительная информация (книжная выставка), упр. 3 (с. 143).

VII. Итог урока. Оценка и учет знаний

Учитель. Примерно 90 % всех используемых человечеством металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о других металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дешевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.

А закончить урок мне бы хотелось словами А.С.Пушкина, написанными им в 1826 г.:

«Все мое», – сказало злато,

«Все мое», – сказал булат.

«Все куплю», – сказало злато,

«Все возьму», – сказал булат.

Как вы прокомментируете эти слова? Как они относятся к нашему времени? Эти слова подходят к людям, у которых есть деньги, власть. Но существуют человеческие ценности, которые ни купить, ни взять силой нельзя – это честность, доброта, любовь. И мне очень хочется, чтобы вы оставались, прежде всего, честными, порядочными людьми.

В.С.БОГОМОЛОВА,
учитель химии средней школы
(с. Красная Горка,
Колышлейский р-н, Пензенская обл.)