ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ |
Воспитание экологической культуры
на уроках химии
Экология (от греческого слова – дом, жилище и … логия) – наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. С одной стороны экология – наука очень простая, с другой – безумно сложная, поскольку старается понять взаимоотношения между бесчисленными, находящимися в постоянном движении и развитии существами и веществами.
Проблемы борьбы с антропогенным загрязнением нашей планеты, проблема надежной охраны природы пока далеки от окончательного решения. Причина этого состоит в том, что у большинства населения Земли отсутствует правильное экологическое воспитание и мышление. Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественно-научные знания. Именно поэтому естественные науки – биология, физика, химия – представляют особую важность.
В национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – привнесение в практику их преподавания элементов экологического подхода, ориентирующего на исследование взаимодействий организмов с окружающей средой. Естественно-научной основой разработки педагогических аспектов охраны природы является учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, включающее человечество как мощный фактор глобального значения. Трудами В.И.Вернадского, В.Н.Сукачева, С.С.Шварца и их последователей заложены основы современной экологии, которая, по словам Б.М.Кедрова, является своеобразным блоком, сближающим естественные и общественные науки.
Ряд авторов (Н.Ф.Винокурова, В.В.Николина) выделяют компоненты экологической культуры, обеспечивающие устойчивое развитие общества:
1) когнитивный (экологически значимые знания);
2) аксиологический (экологические ценности, отношения, оценки, переживания, «эмоциональный резонанс»);
3) нормативный (нравственные, этические нормы, правила, запреты, экологические традиции);
4) творческо-деятельностный (опыт созидательный, проективный);
5) поведенческий (природосообразные поступки в отношении окружающей среды, сотрудничества в отношении к ней);
6) экологический стиль мышления (ценности живой природы, единства с ней человека).
Значительная часть научно-экологической информации передается учителем.
Показателем экологического воспитания школьников является выражение их заботливого отношения к окружающей среде, к проблемам охраны природы. Разностороннее мировоззрение формируется под влиянием знаний о комплексе экологических проблем современности на всех уровнях — глобальном, национальном, местном.
Экологическая культура каждого отдельного человека включает в себя: культуру познавательной деятельности, культуру труда, культуру духовного общения с природой. В этом отношении для учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся.
В нашей гимназии проводилось тестирование учащихся. Ученики обратили внимание на то, что в школьной программе не уделяется достаточного внимания экологическим аспектам в образовании и воспитании. Для меня это стало большой неожиданностью и послужило толчком для изменения содержания преподавания на уроках химии.
Моими экологическими целями на уроках химии являются:
– создание системы непрерывного экологического образования;
– формирование у учащихся общественной позиции;
– выявление связи между теоретической и научно-практической деятельностью;
– формирование основ здорового образа жизни;
– формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия – география, химия – биология, химия – экономика, химия – социология).
Для осуществления поставленных целей мне нужно решить следующие задачи:
– разработать содержание экологической информации;
– определить методы и приемы, используемые для формирования у учащихся знаний, умений и навыков по проблеме взаимосвязи химии и защиты окружающей среды;
– разработать и подобрать цикл обучающих и контролирующих задач;
– разработать и подготовить планы организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Химизация промышленности, сельского хозяйства и транспорта, здравоохранения и быта достигла широчайших размеров, и это, естественно, сказывается на взаимодействии природы и общества. Цели разумного регулирования этих отношений должны быть доведены до сознания учащихся. Они должны усвоить следующее:
1) продукты жизни общества не должны накапливаться и оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природу;
2) размеры годового потребления возобновляющегося природного химического сырья не должны превышать его годовой прирост;
3) невозобновляющееся природное химическое сырье должно использоваться экономно, комплексно, необходимо уменьшить отходы при переработке.
Немного подробнее остановимся на последнем пункте. Д.И.Менделеев писал: «В химии нет отходов, а есть неиспользованное сырье». Можно утверждать, что отходы одних производств являются потенциальными ресурсами для других, особенность химической технологии состоит в том, что она способна превратить в ресурсы не только собственные отходы, но и отходы других производств. Безотходные и малоотходные технологии, а также замкнутые циклы водоснабжения являются стратегическим направлением в решении проблем окружающей среды, установлении гармонии в системе «человек – природа».
По токсичности отходы подразделяются на безвредные, токсичные и особо токсичные. Ущерб, наносимый природе, подразделяется на экономический, социальный и моральный. Для уменьшения размеров экономического ущерба необходимо увеличивать выпуск очистных сооружений и повышать их эффективность. Для стабилизации и улучшения состояния окружающей среды в разных странах выделяются средства в размере 1–2,5 % от национального дохода.
Статья подготовлена при поддержке медицинского центра «ЦРЧ». Если вы решили посетить грамотного врача, который сможет правильно определить диагноз и назначить лечение, то оптимальным решением станет обратиться в медицинский центр «ЦРЧ». На сайте, расположенном по адресу www.rubca.net, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о вросшем ногте на ноге. В медицинском центре «ЦРЧ» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
Закончить статью я хочу правилами взаимодействия человека и природы, которые сформулировал американский эколог Барри Коммонер:
• «Все связано со всем».
• «Все должно куда-то деваться».
• «Природа знает лучше».
• «Ничто не дается даром».