Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2009
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

 

Воспитание экологической культуры
на уроках химии

Экология (от греческого слова  – дом, жилище и … логия) – наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. С одной стороны экология – наука очень простая, с другой – безумно сложная, поскольку старается понять взаимоотношения между бесчисленными, находящимися в постоянном движении и развитии существами и веществами.

Проблемы борьбы с антропогенным загрязнением нашей планеты, проблема надежной охраны природы пока далеки от окончательного решения. Причина этого состоит в том, что у большинства населения Земли отсутствует правильное экологическое воспитание и мышление. Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественно-научные знания. Именно поэтому естественные науки – биология, физика, химия – представляют особую важность.

В национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – привнесение в практику их преподавания элементов экологического подхода, ориентирующего на исследование взаимодействий организмов с окружающей средой. Естественно-научной основой разработки педагогических аспектов охраны природы является учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, включающее человечество как мощный фактор глобального значения. Трудами В.И.Вернадского, В.Н.Сукачева, С.С.Шварца и их последователей заложены основы современной экологии, которая, по словам Б.М.Кедрова, является своеобразным блоком, сближающим естественные и общественные науки.

Ряд авторов (Н.Ф.Винокурова, В.В.Николина) выделяют компоненты экологической культуры, обеспечивающие устойчивое развитие общества:

1) когнитивный (экологически значимые знания);

2) аксиологический (экологические ценности, отношения, оценки, переживания, «эмоциональный резонанс»);

3) нормативный (нравственные, этические нормы, правила, запреты, экологические традиции);

4) творческо-деятельностный (опыт созидательный, проективный);

5) поведенческий (природосообразные поступки в отношении окружающей среды, сотрудничества в отношении к ней);

6) экологический стиль мышления (ценности живой природы, единства с ней человека).

Значительная часть научно-экологической информации передается учителем.

Показателем экологического воспитания школьников является выражение их заботливого отношения к окружающей среде, к проблемам охраны природы. Разностороннее мировоззрение формируется под влиянием знаний о комплексе экологических проблем современности на всех уровнях — глобальном, национальном, местном.

Экологическая культура каждого отдельного человека включает в себя: культуру познавательной деятельности, культуру труда, культуру духовного общения с природой. В этом отношении для учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся.

В нашей гимназии проводилось тестирование учащихся. Ученики обратили внимание на то, что в школьной программе не уделяется достаточного внимания экологическим аспектам в образовании и воспитании. Для меня это стало большой неожиданностью и послужило толчком для изменения содержания преподавания на уроках химии.

Моими экологическими целями на уроках химии являются:

– создание системы непрерывного экологического образования;

– формирование у учащихся общественной позиции;

– выявление связи между теоретической и научно-практической деятельностью;

– формирование основ здорового образа жизни;

– формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия – география, химия – биология, химия – экономика, химия – социология).

Для осуществления поставленных целей мне нужно решить следующие задачи:

– разработать содержание экологической информации;

– определить методы и приемы, используемые для формирования у учащихся знаний, умений и навыков по проблеме взаимосвязи химии и защиты окружающей среды;

– разработать и подобрать цикл обучающих и контролирующих задач;

– разработать и подготовить планы организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Химизация промышленности, сельского хозяйства и транспорта, здравоохранения и быта достигла широчайших размеров, и это, естественно, сказывается на взаимодействии природы и общества. Цели разумного регулирования этих отношений должны быть доведены до сознания учащихся. Они должны усвоить следующее:

1) продукты жизни общества не должны накапливаться и оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природу;

2) размеры годового потребления возобновляющегося природного химического сырья не должны превышать его годовой прирост;

3) невозобновляющееся природное химическое сырье должно использоваться экономно, комплексно, необходимо уменьшить отходы при переработке.

Немного подробнее остановимся на последнем пункте. Д.И.Менделеев писал: «В химии нет отходов, а есть неиспользованное сырье». Можно утверждать, что отходы одних производств являются потенциальными ресурсами для других, особенность химической технологии состоит в том, что она способна превратить в ресурсы не только собственные отходы, но и отходы других производств. Безотходные и малоотходные технологии, а также замкнутые циклы водоснабжения являются стратегическим направлением в решении проблем окружающей среды, установлении гармонии в системе «человек – природа».

По токсичности отходы подразделяются на безвредные, токсичные и особо токсичные. Ущерб, наносимый природе, подразделяется на экономический, социальный и моральный. Для уменьшения размеров экономического ущерба необходимо увеличивать выпуск очистных сооружений и повышать их эффективность. Для стабилизации и улучшения состояния окружающей среды в разных странах выделяются средства в размере 1–2,5 % от национального дохода.

Статья подготовлена при поддержке медицинского центра «ЦРЧ». Если вы решили посетить грамотного врача, который сможет правильно определить диагноз и назначить лечение, то оптимальным решением станет обратиться в медицинский центр «ЦРЧ». На сайте, расположенном по адресу www.rubca.net, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о вросшем ногте на ноге. В медицинском центре «ЦРЧ» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Закончить статью я хочу правилами взаимодействия человека и природы, которые сформулировал американский эколог Барри Коммонер:

• «Все связано со всем».

• «Все должно куда-то деваться».

• «Природа знает лучше».

• «Ничто не дается даром».

М.В.МАКЕЕВА,
учитель химии гимназии № 625
(Москва)