Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2009
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

 

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ

Игра «Брейн-ринг»

Междисциплинарное мероприятие • 6–11 классы

Внеклассная работа по предмету помогает решить ряд важнейших задач: воспитание коммуникативной культуры школьников, формирование творческой, познавательной самостоятельности, развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний).

В нашей школе стали традиционными предметные недели. Они носят массовый характер и проводятся с учащимися всей школы. В этом году под лозунгом «Ох, уж эти химия, биология и география» мы провели игру «Брейн-ринг» среди учащихся 6–11 классов. Игре предшествовал отборочный тур (см. приложение): на первом этаже школы были размещены красочно оформленные «Правила игры». Ребятам предлагалось в течение недели ответить на вопросы по химии, биологии и географии, которые были вывешены рядом с красивыми «почтовыми ящиками» по соответствующим предметам. Из учащихся, давших наибольшее количество правильных ответов, сформировали две команды, которые и соревновались в эрудиции.

Для проведения игры необходимы две настольные лампы, с помощью которых команды сигнализируют о готовности отвечать, секундомер, гонг, 2 листа ватмана и цветные маркеры. Игра состоит из четырех раундов.

ХОД ИГРЫ

Р а у н д  I

Командам предлагается девять вопросов, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. На обсуждение дается 1 мин.

1. Великий русский ученый. Первым в России разработал способ получения цветных стекол, к его заслугам также относится и открытие закона сохранения массы веществ в химических реакциях.

О т в е т. М.В.Ломоносов.

2. Почему австралийского сумчатого медведя – коалы – нет ни в одном зоопарке Европы?

О т в е т. В Европе не растут эвкалипты,
листьями которых питаются коалы.

3. Низкорослые люди, живущие в лесах Африки.

О т в е т. Пигмеи.

4. Одичавшие собаки в Австралии.

О т в е т. Динго.

5. Гидру можно разрезать на несколько частей, и из каждой разовьется новое животное. Как такой процесс называется? Почему нельзя таким же способом получить из одной свиньи целое стадо поросят?

О т в е т. Процесс называется регенерацией;
чем сложнее организация животного, тем
меньше у него способность к регенерации.

6. Один из этих двух элементов в виде простого вещества хорошо горит, другой – поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня.

О т в е т. Водород и кислород.

7. Самая высокая точка в России.

О т в е т. Гора Эльбрус.

8. Какие птицы не умеют летать?

О т в е т. Пингвины – хорошо плавают, но летать не умеют;
страусы – имеют крылья, но из-за большой массы тела
летать не могут; казуары – обитают в Новой Гвинее
и на севере Австралии, хищные птицы, опасны своими когтями на лапах.

9. Этот металл – основа цивилизации. Без него была бы невозможна жизнь животного мира нашей планеты. В чистом виде его видели немногие, он обладает магнитными свойствами.

О т в е т. Железо.

 

Р а у н д  II

Стоимость ответа в этом раунде от 1 до 5 баллов, в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после 1-й подсказки оценивается в 5 баллов, после 2-й – в 4 балла и т.д.

1. Угадайте химический элемент (по следующим подсказкам).

а) Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

б) Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.

в) Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.

г) Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.

д) Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

О т в е т. Хлор.

2. Угадайте животное по следующим подсказкам.

а) Мех сверху и с боков рыжевато-коричневого цвета.

б) Питается семенами и зелеными частями растений, переносит возбудителей заболеваний человека.

в) Живет на лугах и полях, укрывается в норах.

г) Длина зверька 10–12 см, хвост 6–9 см.

д) Приносит за год до трех пометов по 3–9 детенышей.

О т в е т. Мышь полевая.

3. Угадайте химический элемент по подсказкам.

а) Этот элемент – аналог азота, электронные конфигурации их атомов сходны.

б) Залежи минерала, в состав которого входит этот элемент, находятся на Кольском полуострове.

в) Он образует несколько аллотропных модификаций.

г) Одну из аллотропных модификаций используют при производстве спичек.

д) Другую – для получения дымовых составов.

О т в е т. Фосфор.

4. Угадайте вещество по подсказкам:

а) В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.

б) Оно вызывает массовые самоубийства китов.

в) Входит в состав вулканических газов.

г) Оно образуется при неполном сгорании углерода.

д) При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы.

О т в е т. Угарный газ, оксид углерода(II).

5. Угадайте организм по подсказкам.

а) Этот организм часто скрыт от наших глаз под опавшей листвой или сучьями.

б) Ранее ученые относили его к царству растений, основываясь на неограниченном росте этого организма.

в) В его клетках нет хлорофилла и он не способен образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза.

г) Всасывает воду и питательные вещества всей поверхностью тела благодаря микоризе.

д) На поверхности почвы формируется надземная часть – плодовое тело.

О т в е т. Шляпочный гриб.

6. Угадайте организм по подсказкам.

а) Встречается в дальневосточных и северных морях вблизи побережий.

б) Тело длиной в один и более метров напоминает продолговатый лист на черешке.

в) Этот организм произрастает на небольшой глубине, т.к. для жизнедеятельности им необходим солнечный свет для воздушного питания.

г) Его специально выращивают и используют в пищевой промышленности для салатов.

д) Содержит много йода.

О т в е т. Морская водоросль ламинария.

 

Р а у н д  III

Х у д о ж е с т в е н н а я  з а р и с о в к а. Командам предлагается в течение 5–7 минут сделать зарисовку к стихотворению. Максимальная оценка – 5 баллов. Оценивается раскрытие темы, художественное мастерство, оригинальность.

Вспомни мезозойскую культуру,
Как с тобой сидели под скалой:
Ты мою изодранную шкуру
Зашивала каменной иглой.
Ты иглой орудовала рьяно,
Не сводя с меня мохнатых век,
Ты была уже не обезьяна,
Но пока еще не человек.

Пока команды работают, проводится «блицтурнир» со зрителями. Баллы, которые зарабатывают участники за правильные ответы, они могут отдать команде, за которую «болеют».

Б л и ц  т у р н и р

1. Кто на себе домик носит?

О т в е т. Улитка, черепаха.

2. Как древние греки называли богиню цветов и растительности?

О т в е т. Флора.

3. Назовите растение, питающееся насекомыми.

О т в е т. Росянка.

4. Чемпион по дальности выкидывания семян (до 12 м.)

О т в е т. «Бешеный огурец».

5. Символ Египта, водяное растение.

О т в е т. Лотос.

6. Цветок – олицетворение самовлюбленных.

О т в е т. Нарцисс.

7. Самые высокие горы в мире.

О т в е т. Гималаи.

8. Самая длинная река.

О т в е т. Нил.

9. Пустыня на севере Африки.

О т в е т. Сахара.

10. Самое сильное теплое течение.

О т в е т. Гольфстрим.

11. Самое большое озеро в Австралии.

О т в е т. Эйр.

12. Самый высокий водопад на Земле.

О т в е т. Анхель.

13. Какую воду можно замутить своим дыханием?

О т в е т. Известковую.

14. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?

О т в е т. Жидкой ртутью, охлажденной
ниже 0 °С, tпл (ртути) = – 38,8 °С.

 

Р а у н д  IV

В этом раунде команды решают шарады или отгадывают загадки. Стоимость правильного ответа – 2 балла, на обдумывание – 2 мин.

1. Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть.
Если «л» на «д» заменят,
То металлом окажусь.

О т в е т. Мель – медь.

2. Элемент в четвертой группе
Вы найдете без труда.
Если «т» на «р» исправить,
будет деспот – вот беда!

О т в е т. Титан – тиран.

3. Добавив к названию химического элемента букву «б», получите название снежной бури.

О т в е т. Уран – буран.

4. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажненного участка земли, заросшего растениями.

О т в е т. Золото – болото.

5. «Белое, а не снег, зеленое, а не луг, курчавое, а не человек».

О т в е т. Береза.

6. «Чья голова не имеет ног?»

О т в е т. Капуста.

7. «Под землей птица гнездо свила, деток нанесла».

О т в е т. Картофель.

8. «На желтенькой тарелочке белый ободок.
Красивый и лекарственный нужный всем цветок».

О т в е т. Ромашка.

9. Сложив слова и буквы в следующих ниже заданиях, в сумме получи?те названия столиц азиатских государств. Можно переставлять буквы в пределах одного задания.

а) ДАМБА + ЛИСА.

О т в е т. Исламабад.

б) КАРТА + ДЖА.

О т в е т. Джакарта.

в) Б + ГОНКА + К.

О т в е т. Бангкок.

г) Д + МАСКА.

О т в е т. Дамаск.

д) МАМА + Н.

О т в е т. Амман.

е) УЛАН + ТОРБА.

О т в е т. Улан-Батор.

По окончании четвертого раунда жюри подводит итоги и награждает победителей.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы отборочного тура

Вопросы по географии

1. Какая гора является самой высокой на Земле по абсолютной высоте?

2. Где находится гора Джая?

3. В чем различие между бентосом и планктоном?

4. Какое море является местом нереста пресноводных угрей?

5. Какое течение можно назвать «печкой» Европы?

6. Где расположены «самые страшные» горы в мире и как они называются?

7. Чем отличаются тутси от пигмеев?

8. Что общего между названиями Фроуэрд, Агульяс и Пиай?

9. Где расположена «Серебряная страна»?

10. Самый большой полуостров в мире.

11. Где расположено «жилище снегов»?

12. Самый северный полуостров Земли.

13. «Отец» всех акванавтов.

14. Море без берегов.

15. Как называется самое древнее дерево Земли?

16. Магический к р у г «Мореплаватели».

Найдя начальную букву и читая через одну, вы сможете узнать имена пяти самых известных мореплавателей.

17. З а д а ч а для сообразительных.

«Прополите строчки»: вычеркнув из помещенных ниже строк географические названия, вы прочтете имена девяти путешественников.

Например, в строчке «КОЛамерУикМБа» можно найти фамилию мореплавателя – «Колумб» и название части света – «Америка».

1) КАНУКДЫ;

2) ДУФАЕЖНЕВ;

3) ТЕМДРЕЙЗАК;

4) СКИНДИЯОТТ;

5) ШМПСКИДТОВ;

6) ЛАПАЛДАНТЕВ;

7) МАЛЫКИЕВГИН;

8) КУЕРРСКМАК;

9) ГУДЗЭРИОН.

18. Г о л о в о л о м к а «Отыщи!»

1) Среди частей света отыщите реку: восток, юг, север, запад.

2) Среди зарослей найдите город: лес, роща, бор.

3) В океане музыки сумейте найти реку: минор, мажор, нота.

4) Времена года, среди них «спрятался» город: весна, лето, осень, зима.

5) В стаде животных «замаскировалась» река. Найдите ее: теленок, птенец, медвежонок, оленек.

6) Отдых на выбор: игра, книга, сон, еда. Среди этих слов нужно отыскать название города.

7) Предводителями народных восстаний были: Разин, Пугачев, Болотников. Найдите город.

8) В стае птиц «спряталась» река. Какая? Синица, грач, дрозд, ворона.

9) В напитках «заблудилась» река. Найдите ее: квас, сок, морс.

10) Оказывается, города могут быть родственниками... с насекомыми. Что это за город? Пчела, муха, стрекоза, оса.

11) Хотите что-нибудь перекусить? Пожалуйста, перед вами булка, бублик, хлеб, калач. Только не съешьте город. Какой?

12) Отыщите среди имен название города: Мария, Лена, Валентина, Ольга.

13) И снова птицы... Отыщите среди них город: коршун, ястреб, сокол, кобчик.

Вопросы по химии

1. Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом, геологом, стекловаром?

2. Какие два элемента составляют 3/4 части земной коры?

3. Какую воду можно замутить своим дыханием?

4. Почему дождевая вода невкусная?

5. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая его?

6. Какое вещество «гасят» водой, хотя оно не горит?

7. Какое неорганическое вещество называется «спиртом»?

8. Какой «лед» получают из продуктов горения угля или органических веществ?

9. Какой газ называют веселящим и почему?

10. Какую водку не пьют и почему?

11. У какого химического элемента его аллотропное видоизменение пахнет чесноком?

12. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?

13. Какое «золото» дешевле серебра?

14. Какие элементы названы в честь стран?

15. Какая разница между сахарозой и сахаразой?

16. Почему элемент гелий назвали «солнечный»?

17. Магический к р у г.

Найдя начальную букву, вы сможете, «шагая» через один знак, прочитать названия пяти химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

18. Этот магический к р у г по сложности немного отличается от предыдущего: здесь слова можно читать как по направлению движения часовой стрелки, так и против. Итак, постарайтесь в этой головоломке найти названия семи химических элементов периодической системы.

19. З а д а ч и - р и с у н к и.

а) Скажите, правильно ли художник изобразил на рисунке (а) хранение KОН?

б) Подумайте и скажите, каково назначение прибора, изображенного на рисунке (б)?

20. Перед вами названия двенадцати химических соединений: в правом столбике – химические названия, а в левом – более простые, тривиальные, распространенные в разговорной речи. Ваша задача – определить пары синонимов.

1) Угарный газ.

2) Каломель.

3) Мел.

4) Бура.

5) Поваренная соль.

6) Сулема.

7) Медный купорос.

8) Питьевая сода.

9) Глауберова соль.

10) Негашеная известь.

11) Поташ.

12) Нашатырь.

а) Хлорид аммония.

б) Карбонат калия.

в) Сульфат натрия.

г) Сульфат меди(II).

д) Хлорид ртути(I).

е) Оксид углерода(II).

ж) Оксид кальция.

з) Карбонат кальция.

и) Хлорид ртути(II).

к) Гидрокарбонат натрия.

л) Хлорид натрия.

м) Тетраборат натрия.

 

Вопросы по биологии

1. Какое дерево в древнем Египте было первым календарем?

2. Священное дерево в Индии, имеющее до 4-х тысяч корней-подпорок.

3. О каком растении семейства розоцветные упоминается в Библии и Коране?

4. Плоды какого растения на Востоке называют «овощем долголетия»?

5. Какое растение имеет самые тяжелые плоды?

6. Самый крупный раковинный моллюск.

7. У каких животных самые крупные глаза?

8. Какие насекомые носят такие же названия, как и млекопитающие?

9. Какое насекомое слышит ногами?

10. Кто обнаруживает добычу и врагов с помощью термолокатора?

11. Какие животные восстанавливают конечности?

12. Какие рыбы могут ходить по земле и лазить по деревьям?

13. Какие самые большие и самые маленькие птицы встречаются на Земле и в нашей стране?

14. Какая птица может ходить под водой?

15. Какая птица может измерять температуру клювом?

16. Назовите самое большое и самое маленькое млекопитающее, живущее в настоящее время.

17. Какое самое высокое и самое длинное животное на Земле?

18. Одинаковое ли число шейных позвонков у всех млекопитающих?

19. Каким животным, где и почему поставлены памятники?

20. К о л ь ц о для внимательных натуралистов.

Посмотрите внимательно на рисунок и попытайтесь отыскать названия 12 животных, птиц, насекомых. Учтите, что читать слово можно как по часовой стрелке, так и против.

21. З а д а ч а для эрудитов «Обитатели пустынь».

Если вы правильно заполните клетки головоломки названиями животных, пресмыкающихся и насекомых, обитающих в пустынях, то сможете прочитать (с помощью букв в кружочках) имя и фамилию известного художника-графика, который проиллюстрировал множество детских книг о животных.

С.В.КРУЖКОВА,
учитель химии,
Т.С.КУРЬЯНОВА,
учитель биологии
средней школы № 51
(г. Тверь)