Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2009
Я ИДУ НА УРОК

 

Химические свойства кислорода

Проект урока в 8 классе

Технология: личностно ориентированное обучение.

Направление: реализация принципов личностно ориентированного обучения на уроках химии.

Пояснительная записка

Курс химии 8-го класса можно изучать по учебнику: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2002. Урок «Химические свойства кислорода» является вторым в теме «Кислород. Оксиды. Горение». Первый урок посвящен общей характеристике кислорода, его физическим свойствам и способам получения.

Предлагаемый урок является комбинированным, основная часть – это формирование новых знаний и умений. Используются разнообразные формы работы, направленные на развитие у учащихся умений сопоставлять, анализировать, наблюдать, сравнивать, выбирать нужную информацию. Материал урока соответствует программе, способствует реализации поставленных целей, связан с предыдущим занятием. Выбор форм, методов и приемов обучения обеспечивает личностно ориентированную направленность урока.

Для стимулирования и формирования субъектной позиции учащихся на уроке организована индивидуальная деятельность по осмыслению и проработке заданного материала, формируется уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов, что стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться. Создана ситуация выбора при использовании дидактического материала, варьирующегося для учащихся с разной успеваемостью.

На данном уроке я попытался обеспечить условия для проявления и развития индивидуальности учащихся, создавая ситуации, позволяющие ребятам проявлять собственные способности и возможности. Урок построен с учетом психофизиологических особенностей учащихся, что позволяет им лучше раскрыть свои способности и показать умения.

Реализация принципов личностно ориентированного образования на уроке способствует становлению личностного смысла учения: обучение школьников целеполаганию, создание ситуации успеха, помощь в осознании мотивов собственных действий.

Для организации развивающего пространства на уроке я создаю проблемные ситуации и обеспечиваю их разрешение, поощряю активность учащихся, использую разнообразные методы и приемы деятельности. Для формирования эмоционально-ценностного отношения к познанию создаю положительный эмоциональный настрой на работу для всех учеников, в ходе урока способствую формированию стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач.

На уроке прослеживается сотрудничество не только учителя и учеников, но и сотрудничество учеников между собой (в том числе – обеспечение взаимопомощи в ходе парной и групповой работы), оптимально используются фронтальные и индивидуальные формы организации учебной деятельности.

В конце урока следует разъяснение, как рационально организовать свою работу при выполнении домашнего задания, ориентация на самостоятельный поиск, самостоятельные открытия учащихся; предоставляется возможность выбора школьниками объема и сложности домашнего задания.

С целью обеспечения обратной связи я обучаю ребят рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов, обсуждаю с детьми не только то, что мы узнали, но и то, что понравилось (или не понравилось), что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому, с интересом принимаю предложения и пожелания учеников.

На уроке царит благоприятная морально-психологическая атмосфера комфорта, обеспечивающая успех каждому ученику. Никто не чувствует себя слабым, неуверенным, отстающим. Все учащиеся вовлечены в общую работу класса.

Цели урока.

Дидактические: способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах; обеспечить условия для усвоения учащимися понятий: «реакция окисления», «реакция горения», «медленное окисление», «оксиды»; сформировать умения записывать уравнения химических реакций горения простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным веществам; способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на Земле и в жизни человека.

Развивающие: способствовать формированию умений: выделять общие и существенные признаки и свойства, видеть проблему и находить пути ее решения, применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий; продолжать развитие самостоятельности, умения работать в парах и группах.

Воспитательные: способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Оборудование и реактивы. Колба с пробкой, кислородная подушка, химическая ложечка (2 шт.), порошок серы, красный фосфор, лучинка, спиртовка, спички.

Дидактический материал. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2002; химический тест, проверочные листы.

Тип урока. Комбинированный; основная часть – формирование новых знаний и умений.

Эпиграф к уроку. «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». (Й.Я.Берцелиус)

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Далее обращает внимание ребят на эпиграф, написанный на доске.

Учитель. Ребята, в чем заключается роль кислорода на Земле и в жизни человека? Как вы понимаете этот эпиграф?

Учащиеся, используя информацию прошлого урока, в устной форме проговаривают, что роль кислорода на Земле и в жизни человека глобальна.

После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

Учитель. Зачем нам нужно знать о кислороде больше информации?

Учащиеся определяют цели изучения темы.

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель (раздает на каждую парту лист с химическим тестом). Ребята, я предлагаю вам выполнить это задание для того, чтобы вы вспомнили ключевые понятия прошлого урока. Многие характеристики кислорода помогут нам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока.

Учащиеся выполняют задание (химический тест) по пройденной теме: «Общая характеристика кислорода, его физические свойства и способы получения» в своих тетрадях индивидуально.

Химический тест

Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит кислороду, и знак «–», если не подходит:

1) в промышленности получают из воздуха;

2) сложное вещество;

3) при обычных условиях бесцветный газ;

4) собирают вытеснением воздуха;

5) в природе встречается только в составе сложных веществ;

6) собирают в перевернутый вверх дном сосуд;

7) в лаборатории получают из «марганцовки»;

8) газ, имеющий запах;

9) поддерживает горение;

10) тяжелее воздуха;

11) при температуре –183 °С превращается в жидкость;

12) входит в состав минералов, горных пород, песка, воды;

13) при обычных условиях – жидкость;

14) входит в состав воздуха;

15) образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.

Учитель вывешивает на доску «ключ» к ответам:

Знак «+» у утверждений №: 1; 3; 4; 7; 9; 10; 11; 12; 14; 15.

Организует самостоятельную деятельность детей по взаимопроверке выполненного задания.

Учащиеся обмениваются друг с другом своими тетрадями и производят проверку по «ключу» к ответам, оценивают полноту знаний, выставляют оценки, обсуждают результаты.

Такая взаимопроверка способствует развитию умений компетентно оценивать свою деятельность и деятельность друг друга, определять собственные трудности и достижения.

Учитель. Ребята, я прошу вас продемонстрировать результат выполненной работы; поднимите руку те, кто получил положительную оценку.

(Если в классе окажутся дети с неудовлетворительной оценкой, учитель может предложить им выполнить это задание еще раз на следующем уроке.)

Учащиеся демонстрируют результат выполненной работы.

III. Этап целеполагания и планирования

Учитель (определение вместе с учащимися темы и целей урока). Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшое стихотворение, послушайте его и попытайтесь назвать тему урока, а также определить, чему мы будем учиться на этом уроке.

Гореть, светить и окисляться,
Со мной в оксиды превращаться.
Да, будет свет, тепло и жар,
Мой, кислорода, это дар!

Учащиеся формулируют свои варианты темы урока, а учитель направляет их к правильному варианту. Происходит мотивация на приобретение учащимися новых знаний.

Учитель. Какие слова из этого стихотворения говорят о признаках химической реакции?

Учащиеся отвечают, что горение, выделение теплоты и света  – это и есть признаки химической реакции, следовательно, тема сегодняшнего урока «Химические свойства кислорода». Записывают тему в тетрадь.

Учитель стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.

Учитель. Ребята, какую цель мы поставим перед собой при изучении данной темы?

Учащиеся определяют цели урока, планируют свою деятельность.

Учитель фиксирует на доске ключевые фразы:

• узнать химические свойства кислорода;

• научиться записывать уравнения химических реакций;

• научиться называть полученные вещества.

Происходит осознание компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий.

IV. Этап изучения нового материала

1. Изучение химических свойств кислорода.

Учитель. Ребята, обратите внимание: на доске написано новое для вас понятие – реакция окисления. Давайте запишем его в тетрадь и дадим ему определение.

Реакция окисления – реакция взаимодействия веществ с кислородом.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «реакция окисления». Записывая, ребята осознают содержание понятия «реакция окисления».

Учитель. Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит окисление некоторых веществ в кислороде.

Учитель демонстрирует взаимодействие кислорода с неметаллами – углеродом, серой, фосфором.

Горение красного фосфора в кислороде: за несколько секунд белый дым заполняет всю колбу; после окончания реакции на стенках и дне колбы оседают мельчайшие кристаллики оксида фосфора(V)
Горение красного фосфора в кислороде: за несколько секунд белый дым
заполняет всю колбу; после окончания реакции на стенках и дне колбы
оседают мельчайшие кристаллики оксида фосфора(V)

Учащиеся наблюдают процесс взаимодействия, сравнивают, как идет взаимодействие углерода, серы, фосфора с кислородом воздуха и с чистым кислородом.

Перед ребятами возникает проблемная ситуация: почему взаимодействие углерода, серы и фосфора с кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом?

Учитель. Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций:

C + O2 = CO2,

S + O2 = SO2,

4P + 5O2 = 2P2O5.

Учащиеся записывают уравнения химических реакций в тетради.

Учитель (ставит перед ребятами проблемный вопрос). Какие признаки реакции вы наблюдали?

Учащиеся называют признаки продемонстрированных реакций: выделение света и теплоты.

Учитель. Правильно, вы назвали признаки реакции горения, а теперь дополните свой конспект еще одним определением.

Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «реакция горения».

Если учащиеся верно называют признаки реакции, то они правильно освоили понятие «реакция горения».

Учитель (организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность учащихся). Почему в кислороде горение данных неметаллов происходит ярче и активнее, чем на воздухе?

Учащиеся приходят к выводам, что кислород – это газ, поддерживающий горение, и что интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода.

Происходит использование знаний, полученных на прошлом уроке.

Учитель. Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе?

Учащиеся отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.

Школьники правильно определили состав веществ.

Учитель. Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород. Такие вещества называют оксидами. Запишите новое определение в тетрадь.

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «оксиды». Происходит осознание учащимися содержания понятия «оксиды».

2. Изучение правил составления названий оксидов.

Для того, чтобы учащиеся ознакомились с правилом составления названия оксидов, учитель организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний.

Учитель. Ребята, я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с правилом составления названий оксидов по учебнику, с. 162 (Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2002) и рассказать это правило друг другу.

Учащиеся приобретают новые знания, используя информацию учебника, – узнают правило составления названий оксидов, а затем, работая в парах, объясняют это правило друг другу.

В процессе работы в парах обеспечивается взаимопомощь.

Учитель корректирует работу учащихся, организует самоконтроль по схеме:

Слово «оксид» + название элемента + указание валентности в скобках (для тех случаев, когда элемент имеет переменную валентность).

Дети осваивают правило по составлению названий оксидов.

Учитель. Ребята, назовите оксиды, образовавшиеся в результате химических реакций. Запишите эти названия в тетрадь.

Учащиеся называют оксиды: оксид углерода(IV), оксид серы(IV), оксид фосфора(V) и записывают эти названия в тетрадь.

Записи в тетрадях подтверждают, что учащиеся верно освоили правило.

3. Изучение химических свойств кислорода.

Учитель записывает на доске уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислородом:

3Fe + 2O2 = Fe3O4

и комментирует, что Fe3O4 (железная окалина) – это смешанный оксид:

Учащиеся записывают уравнение химической реакции и название вещества в тетради.

Далее учитель просит самостоятельно записать уравнение химической реакции, отражающее взаимодействие магния с кислородом, и назвать полученное вещество.

Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение химической реакции и называют полученное вещество:

Затем учитель записывает уравнение химической реакции горения сложного вещества в кислороде:

CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O.

Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.

Учитель. Обратите внимание, что в результате реакции образовались оксиды тех элементов, которые входят в состав сгорающего вещества. Более подробно о горении сложных веществ в кислороде и правилах уравнивания таких реакций мы познакомимся на следующем уроке. Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что есть реакции веществ с кислородом, которые протекают не так ярко и энергично, но, тем не менее, имеют большое значение в жизни человека – это реакции медленного окисления. Запишите новое понятие и его определение в тетрадь.

Медленное окисление – реакция окисления, которая идет медленно с постепенным выделением теплоты и не сопровождается выделением света.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «медленное окисление».

Учитель приводит несколько примеров реакций медленного окисления.

Ребята осознают содержание понятия «медленное окисление».

V. Валеологическая пауза

Учитель предлагает классу выполнить несколько упражнений.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

1. «Солнечные лучи».

Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты). Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка.

2. «Ножницы».

Разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала на одной, затем на другой руке, затем пальцы обеих рук вместе.

Упражнения мозговой гимнастики
на развитие познавательных психических процессов

1. «Качание головой».

Упражнение улучшает мыслительную деятельность, используется для расслабления мышц шеи и плеч. Глубокое дыхание, уронив голову вперед, расправив плечи. Качание головой медленно из стороны в сторону, подбородок при этом вычерчивает слегка изогнутую линию на груди.

2. «Сова».

Упражнение улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении. Следует ухватиться правой рукой за левое плечо и сжать его, повернуть влево так, чтобы смотреть назад, развести плечи и дышать глубоко. Посмотреть через другое плечо. Уронить подбородок на грудь и глубоко дышать, давая мышцам расслабиться.

Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем.

Ребята отдохнули и готовы для дальнейшей работы.

VI. Этап закрепления изученного материала

1. Групповая работа по закреплению полученных знаний.

Учитель. Ребята, для того, чтобы вы более детально разобрались в сущности реакций горения и медленного окисления, я предлагаю вам выполнить в группах следующее задание.

Для выполнения задания учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по нахождению соответствий предложенных явлений с реакциями горения и медленного окисления: делит класс на три группы, раздает каждой группе проверочный лист № 1 и перед каждой группой ставит проблемный вопрос.

Учитель. Среди перечисленных явлений выберите те, которые относятся к реакциям горения, и те, которые относятся к реакциям медленного окисления. Групповую работу выполните на проверочном листе, один человек от каждой группы должен подготовиться к ответу.

Учитель создает условия для организации плодотворной работы в группе каждого учащегося, акцентирует важность участия и мнения каждого в деятельности группы.

Проверочный лист № 1

Установите соответствие предложенных ниже явлений с названием реакции. Впишите буквы в соответствующие строки.

Реакция горения ________________ ;

медленное окисление ____________ .

Г р у п п а 1

а) Сжигание дров в печи;

б) гниение остатков растений в компостной куче;

в) сжигание серы в колбе с кислородом;

г) превращения влажного зерна пшеницы, загруженного в корпус элеватора;

д) воспламенение нефти.

Г р у п п а 2

а) Прогоркание сливочного масла;

б) сжигание угля в печи;

в) превращения влажной травы, убранной в стог;

г) сжигание фосфора в колбе с кислородом;

д) гниение навоза.

Г р у п п а 3

а) Сжигание хвороста в костре;

б) превращения влажных семян подсолнечника, загруженных в корпус элеватора;

в) сжигание древесного угля в колбе с кислородом;

г) гниение упавшего дерева;

д) зажжение олимпийского огня.

Учащиеся выполняют задания в группах, проявляя собственные способности и возможности, обмениваются информацией друг с другом, готовятся к ответу и обоснованию его содержания. Приходят к заключению, что для выполнения задания им необходимо знать понятия реакции горения и реакции медленного окисления.

Один учащийся из каждой группы выступает перед классом с пересказом содержания тех знаний, которыми обладает группа. Другие учащиеся имеют возможность контролировать ответ, задавать вопросы, ликвидировать пробелы в знаниях.

Результатом данной работы является формирование сотрудничества, понимание того, каким образом можно использовать полученные знания на практике.

Статья подготовлена при поддержке компании «Просто.Email». Если вы решили доносить информацию для своих абонентов через электронную почту, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Просто.Email». Перейдя по ссылке: «рассылка email», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать рассылку по электронной почте. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Prostoemail.Ru.

Работа мотивирует на достижения коллективного успеха.

2. Индивидуальная дифференцированная работа по закреплению полученных знаний.

Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся, направленную на проверку полученных ими новых знаний. Для этого раздает на каждую парту проверочный лист № 2 «Химические свойства кислорода» и просит каждого выполнить задание индивидуально.

Предложенные задания дифференцированы по сложности на три уровня, т.е. учитель создает ситуацию выбора:

уровень 1 – удовлетворительно;

уровень 2 – хорошо;

уровень 3 – отлично.

Проверочный лист № 2.
Химические свойства кислорода

У р о в е н ь 1

Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.

BaO, CaS, NaCl, Na2O, CO, H2SO4,

AgCl, NO2, H3PO4, ZnO.

У р о в е н ь 2

Напишите уравнения химических реакций получения следующих оксидов и назовите их:

MgO, Al2O3, P2O5, K2O.

У р о в е н ь 3

На основании данных значений валентности выберите из приведенного ниже перечня веществ формулы оксидов, которые составлены правильно. (Кислород проявляет валентность II.) Напишите уравнения химических реакций получения этих оксидов и дайте им названия.

Каждый учащийся сам определяет, какой сложности задание он выполнит в своей тетради.

Учащиеся определяют границы известного им материала, применяя полученные знания для выполнения заданий. Результатом работы является определение достаточности собственных знаний.

После выполнения задания учащиеся сдают тетради учителю.

VII. Рефлексия

Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).

• Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

• Освоены ли вами понятия: «реакция окисления», «реакция горения», «реакция медленного окисления», «оксиды»?

• Были ли моменты непонимания?

• Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

• Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.

• Сформулируйте советы себе и другим, над чем нужно еще поработать.

• Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?

• Что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Выявляется степень выполнения учебных целей.

VIII. Задание на дом

Учитель Ребята, что необходимо сделать для полного усвоения темы?

Учитель записывает домашнее задание на доске и разъясняет, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Задание для всех: §§ 60, 61, ответить на вопросы после параграфа, отмеченные треугольником и квадратом; составить конспект на тему «Применение кислорода», используя информацию § 62.

Задания, отмеченные кружочком и звездочкой, выполняются по желанию учащегося.

Также для желающих учитель предлагает выполнить следующие творческие задания:

– составить кроссворд, ключевое слово которого «кислород»;

– составить плакат, листовку об опасности пожаров, об осторожном обращении с огнем;

– сочинить сказку или стихи об огне.

Все творческие задания, выполненные учащимися, оцениваются учителем.

Учащиеся определяют объем и содержание домашнего задания, записывают его в дневник. Приходят к выводу, что нужно выучить, закрепить, о чем получить дополнительную информацию, в какой области расширить знания.

Дифференцированное домашнее задание дает возможность ребятам выбрать посильное задание, обеспечивая успех каждому ученику.

В финале урока можно зачитать стихотворение.

Учитель.

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
И он для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
И вам теперь известно, дети,
Его названье – кислород!

Урок завершен, всем спасибо.

Л и т е р а т у р а

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2002; Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 2000; Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10, 11 классы. Волгоград: Учитель, 2004.

Е.П.ЗАРУБИН,
учитель химии
тальменской средней
школы № 1
(р. п. Тальменка,
Алтайский край)