ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ |
Окружная олимпиада
по химии в Москве
Окружная олимпиада по химии проводилась в Москве 7 декабря 2008 г. В 2008–2009 учебном году она называлась «Всероссийская олимпиада школьников. II этап». (Первый этап – это школьная олимпиада, ее победители участвуют далее в окружной.) В 8-м классе было предложено 5 заданий, в 9-м классе – 6, в 10-м классе – 8, в 11-м классе – 9 заданий. Интересно, что ни в одном вопросе не было тестового задания, и вообще мотивы ЕГЭ никак не звучали.
Обратимся к содержанию заданий.
В 8-м классе требовалось:
• уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество»;
• знать формулировку закона Авогадро;
• по соотношениям молекулярных масс газов и другим параметрам определить три зашифрованных газа и на основе их объемных долей в смеси рассчитать массовые доли газов;
• в ряду химических символов и формул, написанном без пробелов, разглядеть обозначения индивидуальных веществ;
• по результатам количественного анализа продуктов разложения бихромата аммония установить формулу исходного вещества.
В 9-м классе задания была подобраны с производственным уклоном: обжиг алебастра, технология производства фосфорной кислоты, выплавка стекла. Две задачи составлены с привлечением знаний о соединениях меди: переходы окраски и определение состава смеси. Включена задача на вывод химической формулы.
В 10-м и 11-м классах задания перекликаются:
1. (1)* восстановить левую часть химических уравнений по известной правой части;
2. (4) окислительно-восстановительные реакции;
3. (4, 8) на расчет массовой доли вещества в смеси;
4. (9) составить уравнения реакций для цепочки химических превращений;
5, 8. (3, 5, 7) по свойствам вещества установить его строение и написать уравнения реакций;
6. (5, 7) на распознавание органических соединений;
7. (6) предложить схемы синтеза органических соединений.
Задания по объему выполняемых действий весьма протяженные. Для их решения требуется хорошее знание химии, умение выполнять математические расчеты (преимущественно составление и решение пропорций). Физически трудно провести 4 часа в классе, где работают 30 человек, без права пользоваться какими-либо вспомогательными источниками информации, кроме таблицы Д.И.Менделеева и таблицы растворимости. Однако в современной системе приема в вузы олимпиадам отводится заметное место. Поэтому учащимся, выбирающим определенные специальности, просто необходимо участвовать в олимпиадах по профилю и стремиться проявить себя в них.
Приводим задания олимпиады. Решения и ответы будут напечатаны в ближайших номерах.
8 класс
1. Определите, в каких фразах говорится о химическом элементе, а в каких – о простом веществе. Верному утверждению в таблице соответствует буква. Выберите эти буквы и составьте из них фамилию ученого-естествоиспытателя. Какой закон носит имя этого ученого (приведите формулировку)?
Утверждения | Химический элемент | Простое вещество |
Кальций необходим для роста клеток | Р | К |
Азот входит в состав воздуха | М | О |
Натрий входит в состав глауберовой соли | О | Е |
Натрий растворяется в ртути с образованием амальгамы | И | Д |
Кислород необходим для дыхания | Я | А |
Хлор получают электролизом расплава поваренной соли | Л | Г |
Капуста содержит около 0,08 % серы | А | Б |
Фтор входит в состав зубной эмали | В | Н |
2. Атмосфера планеты Уран состоит из трех газообразных веществ А, Б, В. Об этих веществах нам известно следующее:
Параметр вещества | А | Б | В |
Масса молекулы вещества легче молекулы кислорода в | 2 раза | 16 раз | 8 раз |
Продукты взаимодействия с кислородом | Углекислый газ и вода |
Вода | Не взаимодействует |
Объемные доли в атмосфере Урана | 2 % | 83 % | 15 % |
1) Определите, какие вещества входят в состав атмосферы Урана.
2) Запишите уравнения реакций взаимодействия газов А и Б с кислородом.
3) Содержатся ли вещества А, Б, В в атмосфере Земли?
4) Найдите массовые доли газов А, Б, В в атмосфере Урана.
3. Ученик получил задание, в котором по названиям веществ необходимо было составить их химические формулы. Выполняя это задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась запись:
Н2ОР2О5АlО2NaН2О3СО2Na3NCFeCl3N2K2SSiO2.
1) Выделите из этой записи формулы индивидуальных веществ, подчеркните простые вещества.
2) Как было сформулировано задание, которое выполнял ученик?
4. Магний может гореть в атмосфере кислорода, хлора, озона, углекислого газа и даже в воде. Составьте уравнения реакций горения магния в перечисленных веществах, учитывая, что в трех случаях протекает реакция соединения, а в двух реакция замещения. Почему все реакции называют горением?
5. На уроках химии часто показывают опыт «вулканчик». Для проведения этого опыта вещество с названием бихромат аммония насыпают горочкой на металлический лист и для начала реакции нагревают. Внешний эффект от этого опыта напоминает извержение вулкана. Установите формулу исходного бихромата аммония, если в результате разложения 1 моль этого вещества образуются: азот объемом 22,4 л (н.у.), 1 моль оксида хрома, массовая доля кислорода в котором 31,58 %, и 72 г воды. (Ar(Cr) = 52.)
9 класс
1. «...Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки, где в сарае устроена была обжигательная печь для алебастра и где толкли его. Отправилось туда всего три работника. Один из арестантов взял конвойного и пошел с ним в крепость за каким-то инструментом; другой стал изготовлять дрова и накладывать в печь...»
(Ф.М.Достоевский)
Составьте уравнения реакций, описывающие процессы, происходящие в печах, упомянутых в отрывке из известного произведения русской литературы ХIХ века. Как использовали в строительстве продукт обжига алебастра? Как используют соединение, образующееся при сплавлении этого продукта с одним из веществ, образующихся при горении древесины? Составьте уравнения реакций, упомянутых в вашем ответе. Укажите название произведения, из которого взят отрывок, и фамилию главного героя этого произведения.
2. При растворении бесцветного кристаллического вещества в воде образуется голубой раствор. Добавление к нему соляной кислоты приводит к появлению у раствора зеленой окраски. Если прилить к этому раствору раствор аммиака, то можно получить голубоватый осадок. При этом можно наблюдать образование над раствором легкого дыма. Добавление избытка аммиака приводит к образованию темно-синего раствора. Объясните происходящие явления, составьте уравнения реакций, назовите образовавшиеся вещества.
3. При производстве фосфорной кислоты образуется большое количество твердого отхода. Предложите способ превращения технологии этого производства в безотходную. Составьте уравнения реакций.
4. После прокаливания смеси нитрата меди с медным порошком общая масса уменьшилась на 45,45 %. Вся ли медь прореагировала? Рассчитайте состав исходной смеси.
5. Известно, что древние египтяне умели получать стекло из природных материалов. Анализ древнеегипетского стекла показал, что оно содержит следующие оксиды: SiO2, Na2O, K2O, СаО, МgО, Al2О3, Fe2О3, MnО. Силикаты каких элементов можно использовать для получения этого стекла? Предложите схему процесса получения такого стекла и составьте уравнения возможных реакций.
6. Ряд неорганических веществ являются взрывоопасными. Приведите примеры таких веществ. Выведите формулу огнеопасного неорганического бинарного соединения, в составе которого содержится 97,6 % сурьмы (Sb).
10 класс
1. Восстановите левую часть приведенных ниже уравнений.
……………… —> Вr2 + MnSО4 + K2SО4 + 2Н2О,
……………… —> 2Al(NO3)3 + 2NO + 3S + 4Н2О,
……………… —> 5S + 2MnSO4 + K2SО4 + 8Н2О,
……………… —> S + FeS + 6NaCl,
……………… —> 2Вr2 + 2FeCl3,
……………… —> BaSO3 + K2SО3 + 2Н2О,
……………… 3Cu + N2 + 3Н2О,
……………… —> K3РО4 + 2NН3 + 3Н2О,
……………… —> СаСО3 + KОН + Н2O,
……………… —> СО2 + Н2О + 4ВаSO4 + NН4НСО3.
2. Составьте уравнение реакции взаимодействия магния с азотной кислотой, если продуктами ее восстановления являются N2О и NН3 (NН4NО3).
3. Какой объем раствора азотной кислоты ((НNО3) = 70,00 %; = 1,413 г/мл) следует добавить к 10 г олеума ((SО3) = 30,00 %), чтобы массовая доля серной кислоты стала в 2 раза больше массовой доли азотной кислоты в полученном растворе?
4. Составьте уравнения реакций по схеме с использованием структурных формул, предварительно выбрав подходящее значение n:
CnH2n —> X —> CnH2n.
Исходное и конечное вещества изомерны друг другу. Для конечного вещества напишите уравнения реакции полимеризации.
5. Установите строение и назовите по систематической номенклатуре предельный углеводород, который при гидрировании дает 3-метилпентан, а в результате бромирования превращается в 2,4-дибром-3-метилпентан. Сколько литров кислорода потребуется для полного сгорания навески этого соединения массой 37,8 г?
6. Алкан С6Н14 может быть получен восстановлением при помощи цинка и соляной кислоты (Zn/НСl) только двух алкилхлоридов (С6H13Cl) и гидрированием только двух алкенов (С6Н12). Какова структура алкана?
7. Предложите схемы синтеза соединений, используя только неорганические реактивы:
а) пентена-2 из пентанола-1;
б) 2,2,5,5-тетраметилгексана из диметилпропана;
в) 1,2,3,4-тетрахлорбутана из этанола;
г) гексадиена-1,5 из пропилена;
д) бутина-1 и бутина-2 из ацетилена.
8. При окислении алкадиена с изолированными двойными связями перманганатом калия в присутствии серной кислоты образовалось некоторое количество углекислого газа. При сгорании того же количества вещества этого алкадиена образовалось в три раза больше углекислого газа. Определите строение алкадиена и напишите уравнение реакции его окисления подкисленным раствором перманганата калия.
11 класс
1. Восстановите левую часть уравнений реакций.
……………………… 2Fе2О3 + 2FеCl3,
……………………… 3Cu + CuCl2 + N2 + 2СО2 + 6Н2О,
.…………………… —> CaCl2 + 2S + 2Н2О,
.…………………… —> 6S + 4MnO2 +2KHCО3 + K2CO3,
.…………………… —> 2NH3 + CaCO3,
.…………………… —> CO2 + 2HCl,
.…………………… —> 2Na2CO3 + O2,
.…………………… 3Fe + N2 + 3Н2О,
.…………………… —> NO + FeCl3 + NaCl + H2O,
.…………………… 4NO2 + O2 + 2Н2О.
2. В ампуле содержится 12,93 мг изотопа радиоактивного элемента, выделяющего -частицы. В вакуумированной ампуле через некоторое время установилось давление 67,36 кПа, а масса остатка изотопа составила 10,70 мг. Вычислите число Авогадро, считая, что масса -частицы m() = 6,644•10–24 г, объем ампулы 20 см3 и температура 25 °С.
3. Оксид А некоторого металла, проявляющего переменную валентность в соединениях, при нагревании до температуры 420 °С образует два оксида В и С. При 600 °С В разлагается с выделением кислорода, образуя оксид С. Массовые доли металла в оксидах А, В и С составляют соответственно 86,62 %, 90,67 % и 92,83 %. Определите металл М в оксидах, установите формулы оксидов А, В и С, приведите уравнения реакций термического разложения оксидов А и В.
Составьте уравнения реакций взаимодействия:
а) оксида А с концентрированным горячим раствором cоляной кислоты;
б) оксида А с концентрированным горячим раствором едкого натра;
в) оксида А с сернистым газом;
г) оксида В с разбавленной азотной кислотой;
д) оксида В с концентрированным горячим раствором едкого натра.
4. Безводный нитрат меди(II) массой 18,80 г подвергли полному термическому разложению. Полученную газовую смесь дополнительно нагрели, в результате чего массовая доля кислорода в ней возросла в 1,2 раза. Вычислить объемные доли газов в полученной равновесной смеси, считая, что процесс разложения NО2 при нагревании обратим (при проведении расчетов пренебречь процессом диспропорционирования NО).
Приведите уравнение реакции, с помощью которой можно синтезировать безводный нитрат меди(II).
5. Углеводороды А и Б относятся к соединениям, отвечающим общей формуле СnН2n–2. Оба углеводорода имеют одинаковое число атомов углерода в молекулах. Один из углеводородов реагирует с бромной водой и раствором перманганата калия на холоду, другой в эти реакции не вступает. Предложите возможные варианты строения этих углеводородов. В какие реакции и при каких условиях будут вступать оба углеводорода? Приведите уравнения реакций.
6. Предложите схемы синтеза следующих соединений:
а) бутина-1 из бутена-1;
б) 2-бром-4-нитротолуола из толуола;
в) диизопропилового эфира из пропилена;
г) янтарной (бутандиовой) кислоты из этилена;
д) фенацетина (СН3–СО–NH–С6Н4–ОС2Н5) из 4-аминофенола.
7. Установите строение органических соединений по брутто-формуле и продуктам химических превращений:
а) С4Н6 – при исчерпывающем гидрировании образуется бутан, вступает в реакцию Кучерова, но не образует осадка при обработке аммиачным раствором оксида серебра;
б) С4Н6О2 – имеет два геометрических изомера, при окислении подкисленным раствором перманганата калия дает уксусную и щавелевую кислоты.
8. При сгорании смеси триметиламина и метиламина объем образовавшегося углекислого газа в 4,4 раза больше, чем объем азота (объемы измерены при н.у.). Вычислите массовые доли триметиламина и метиламина в смеси.
9. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
* В скобках указаны номера заданий соответствующей тематики в 11-м классе.