Я ИДУ НА УРОК |
Глюкоза: строение, свойства
и значение в жизни человека
Современная школа, выполняя государственный заказ, должна выпускать самостоятельную, творчески мыслящую личность, способную принимать решения, изложить свою точку зрения, решать нестандартные задачи, т.е. обладающую различными компетенциями. В связи с этим на своих уроках я применяю компетентностный подход в обучении и много времени на уроке уделяю проблемному обучению. Ребята свободно высказывают свое мнение и предлагают решение различных проблемных ситуаций. Удачным уроком, на мой взгляд, является урок по теме «Глюкоза: строение, свойства и значение в жизни человека». Я буду рада, если мои разработки помогут уважаемым коллегам. |
Девиз урока. Наиболее рациональный прием изучения нового есть перенос знаний ранее изученного на новый изучаемый объект.
Тип урока. Формирование новых знаний.
Форма проведения. Исследование в научной лаборатории (2 ч).
Методы. Словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельные работы.
Цели. Образовательные: познакомить с физическими и химическими свойствами глюкозы; закрепить на новом материале зависимость химических свойств от строения молекул; развить понятие о циклическом строении, о пространственной изомерии; научить составлять формулы изомеров, решать расчетные задачи, объяснять химические свойства на основе строения, соблюдать правила техники безопасности.
Развивающие: развитие исследовательских умений, умений работать с химическими реактивами; развитие интеллектуальных способностей в процессе самостоятельной работы с использованием различных источников информации.
Воспитательные: развивать умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения, работать в группе; воспитывать аккуратность, чувства товарищества, коллективизма, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование и реактивы. Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: спиртовка, пробирки, держатель для пробирки, спички, растворы глюкозы, CuSO4, NaОН, аммиачный раствор оксида серебра.
Н а с т о л е у ч и т е л я: растворы глюкозы, формалина, фуксинсернистой кислоты.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, попробуйте угадать сами тему сегодняшнего урока. Вещество, о котором мы будем говорить, находится у меня на столе, его очень много в организме человека, в зеленых растениях.
Учащиеся (предполагают). Белки. Жиры. Углеводы.
Учитель. Правильно, углеводами называется класс, к которому относится данное вещество. Вы часто покупаете его в аптеке, но не для того, чтобы лечиться, а просто захотелось сладкого. Что же это за вещество?
Учащиеся. Гематоген. Витамины. Глюкоза.
Учитель. Да! Тема урока сегодня «Глюкоза: строение, свойства и значение в жизни человека».
Наш класс превращается в научную лабораторию, где будут работать четыре отдела над одной темой, и каждый отдел должен найти ответы на вопросы .
1) К какому классу относится глюкоза?
2) Каковы ее физические и химические свойства?
3) Как можно получить глюкозу?
4) Какое значение глюкоза имеет для человека?
Результатом работы вашего звена-отдела будет опорный конспект – проект, в котором вы отразите свою работу за два урока. Это может быть таблица, рисунок, уравнения химических реакций на одном форматном листе.
I. Актуализация знаний
Работа в группах. Каждая группа получает карточку с вопросами.
1. Какие классы органических кислородсодержащих веществ были изучены ранее? (Спирты, альдегиды, кислоты.) 2. Вспомните функциональную группу спиртов и качественную реакцию на многоатомные спирты. 3. Вспомните специфические реакции на альдегиды. |
Учитель. Возникает вопрос, какой класс мы будем изучать сегодня? К какому классу относится глюкоза?
Учащиеся высказывают несколько точек зрения.
• Класс, какой мы еще не изучали, что-то новое.
• Это вещество не имеет функциональной группы кислот, т.к. сладкое на вкус.
• Если сладкое, может быть, сходно с глицерином и имеет гидроксильные группы ОН.
• Это вещество содержит группы: NO2, NH2, альдегидную.
Учитель. Благодарю вас за ответы. Чтобы проверить на практике, какая гипотеза будет правильной, предлагаю провести небольшой эксперимент.
Каждая группа проводит опыт с имеющимися на столе реактивами.
Некоторые группы к раствору глюкозы приливают свежеосажденный гидроксид меди и радостно сообщают, что глюкоза – многоатомный спирт. Другие группы к раствору глюкозы приливают аммиачный раствор серебра и нагревают. Проделав опыт, утверждают, что это альдегид.
Возникает дискуссия, мнения ребят разделились.
П р о б л е м н ы й в о п р о с. К какому классу относится глюкоза?
Выдвижение гипотез.
• Глюкоза – это многоатомный спирт.
• Глюкоза – это альдегид.
Р е ш е н и е п р о б л е м ы.
Учитель предлагает не торопиться и использовать все имеющиеся на столе реактивы. Учащиеся каждой группы, проделав второй опыт, с удивлением делают открытие, что глюкоза имеет свойства и многоатомных спиртов, и альдегидов.
Учитель. Продолжим исследования в наших научных лабораториях. Попробуйте предположить молекулярную формулу глюкозы, зная, что ее относительная молекулярная масса равна 180 и количество атомов кислорода равно количеству атомов углерода.
Ребята снова выдвигают несколько гипотез.
• Необходимо учитывать наличие атомов углерода.
• Их должно быть меньше десяти, т.к. Mr(глюкозы) = 180.
• И атомов кислорода не может быть десять.
• Если предположить, что в молекуле глюкозы пять атомов кислорода?
Учитель (упрощает задачу). В молекуле глюкозы шесть атомов углерода, и простейшая формула глюкозы СH2О.
Ребята производят математические действия.
Mr(глюкозы) = 180,
Mr(СH2О) = 12 + 1•2 + 16 = 30,
К = Mr(глюкозы)/Mr(СH2О) = 6.
Необходимо все индексы в формуле умножить на 6. Каждая научная лаборатория с легкостью определяет молекулярную формулу глюкозы – С6Н12О6.
Учитель. А теперь сами попытайтесь составить структурную формулу. Какие данные необходимо для этого знать?
Учащиеся. Количество альдегидных групп. Количество гидроксильных групп. Циклическое это вещество или нет?
Во время фронтальной беседы с ребятами выясняем, что в составе молекулы глюкозы одна альдегидная группа и пять гидроксильных групп.
В проекте у ребят появляется новая запись:
Учитель. Если глюкоза – альдегидоспирт, то она должна давать, очевидно, и другие реакции альдегидов.
Учитель проводит демонстрационный опыт. В раствор глюкозы приливает бесцветный раствор фуксинсернистой кислоты. Красное окрашивание не проявляется.
Для проверки к раствору формалина (альдегид) приливает раствор фуксинсернистой кислоты – появляется красное окрашивание.
Возникает противоречие, требующее более глубокого изучения строения вещества. Как говорил Козьма Прутков: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».
Учитель. Свойства зависят от строения. Как показали исследования, в растворе глюкозы имеются молекулы не только с открытой цепью атомов, но и циклические. Что же представляют собой циклические молекулы глюкозы? Вы выяснили строение молекулы линейной, а может ли она образовать кольцо?
Ученики высказывают несколько мнений.
• Да, т.к. происходит вращение атома углерода.
• Если разорвется двойная связь, концы могут соединиться в цикл.
• Нет, т.к. двойная связь находится с одной стороны молекулы.
Возникает п р о б л е м н а я с и т у а ц и я.
Р е ш е н и е п р о б л е м ы.
Учитель. На столе имеются линейные шаростержневые модели глюкозы. Каждая лаборатория должна построить циклическую форму глюкозы и продемонстрировать ее классу.
З а к р е п л е н и е м а т е р и а л а. Образование циклической формы можно представить следующим образом. При сохранении валентных углов альдегидная группа (1-й атом углерода) ближе всего подходит к 5-му углеродному атому. Происходит разрыв -cвязи, и к кислородному атому присоединяется атом водорода гидроксильной группы 5-го С-атома, а потерявший этот атом кислород гидроксигруппы замыкает цикл.
Учитель (показывает рисунок). Циклическая форма отображает не только порядок атомов в молекуле, но и их пространственное расположение. Сравните формулу глюкозы циклической формы с той, которую вы построили ранее. Найдите отличия.
Предположения учащихся.
• Изменилось положение группы ОН у последнего С-атома.
• Нет, у первого атома, где перестраивались атомы.
Учитель. А почему это происходит?
Почти одновременно и все сразу выдвигают одну гипотезу: происходит вращение атома углерода.
Учитель. Попробуйте это сделать на шаростержневых моделях, которые у вас на столе.
Ребята убеждаются, что сделать это невозможно.
Опять возникает противоречие, которые учащиеся объяснить не могут. Но выдвигают гипотезу: пока молекула имеет линейное строение, вращение атомов углерода возможно, а в циклической форме это сделать нельзя.
Учитель. Вращение С-атома возможно только в открытой форме, совместно с альдегидной группой. В результате взаимодействия первого и пятого атомов углерода появляется новая ОН-группа у первого атома, которая может занять два положения: над и под плоскостью цикла. Поэтому возможны две циклические формы глюкозы – -форма (ОН-группы при 1-м и 2-м атомах углерода расположены по одну сторону кольца молекулы) и -форма (группы ОН находятся по разные стороны):
Между -формой и -формой глюкозы существует равновесие, они могут превращаться одна в другую через альдегидную – переходную – форму. Занесите эти данные в свой проект.
II. Изучение свойств глюкозы
Выясняя строение молекулы, ребята определили следующие химические свойства глюкозы:
1) взаимодействует с Сu(ОН)2, при нагревании образует красный осадок;
2) взаимодействует с Ag2O в аммиачном растворе с образованием свободного серебра.
Учащиеся вносят уравнения химических реакций в проект.
Учитель. Пользуясь материалами учебника, дополните химические свойства глюкозы как многоатомного спирта.
Каждая группа записывает уравнения химических реакций в тетрадь:
а) взаимодействие с уксусной кислотой с образованием сложного эфира по всем гидроксильным группам;
б) образование шестиатомного спирта под действием восстановителя.
Учитель. Есть у глюкозы другие свойства? Вспомните из жизненных ситуаций или воспользуйтесь учебником.
Предположения учащихся.
• Брожение варенья.
• Спирт образуется при брожении винограда.
• Молоко, если долго стоит, тоже приобретает резкий запах кислого и спиртного.
Учитель. Используя материал учебника, внесите в проект специфические свойства глюкозы: спиртовое брожение, молочно-кислое брожение, взаимодействие с цианистым калием с образованием неядовитого вещества. Запишите уравнения соответствующих химических реакций.
III. Получение глюкозы
Учитель. Можно ли получить глюкозу из известного вам вещества формалина?
Возникает активная дискуссия, высказывается несколько противоположных мнений.
• Нет, т.к. формалин убивает все живое, а глюкоза поддерживает жизнь.
• Можно, но эту глюкозу нельзя будет в пищу употреблять.
• В химии все возможно.
• Можно, т.к. при химической реакции образуется новое вещество с новыми свойствами.
• Нет, у этих веществ свойства совсем разные.
Учитель. Спасибо за гипотезы. Какая из них правильная, вы убедитесь сами.
Когда собираются сохранить (законсервировать) ткань, убив в ней все живое – гнилостные микроорганизмы, грибки, бактерии, – дают такой совет: «Поместите препарат в формалин».
Но великий русский химик А.М.Бутлеров увидел в этом веществе один из источников жизни: в растворах слабых оснований молекулы формалина, соединяясь друг с другом, образуют цепочку углеводов.
6HCOOH = C6H12O6 + 3O2.
Так в 1861 г. Бутлеров доказал, что смерть рождает жизнь. Внесите в проект этот способ получения глюкозы, дополнив материалами учебника.
IV. Значение в жизни человека (применение глюкозы)
Многие применения глюкозы основаны на ее свойствах и не вызывают затруднения у ребят. Работая с учебником, они дополняют свой проект.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что основная биологическая роль глюкозы – энергетическая.
V. Закрепление изученного материала
Заморочки от учителя.
1. Почему глюкозу называют виноградным сахаром?
2. Как можно определить, спелое яблоко или нет, не пробуя его на вкус?
Гипотезы учащихся.
• Зеленое – значит, неспелое, красное – спелое.
• Рыхлое – спелое, твердое – нет.
• Провести химические реакции.
Учитель. Какие реакции нужно провести? Какое на вкус спелое яблоко?
Гипотезы ребят.
• Сладкое, т.к. содержит углеводы – глюкозу.
• Значит, реакцию надо провести на наличие глюкозы.
• Качественную реакцию на глюкозу.
• Нагреть со свежеосажденным гидроксидом меди мякоть яблока, и если будет красный осадок – спелое.
Р е ш е н и е п р о б л е м ы.
Учитель. Проверим экспериментально, чья гипотеза верна. Возьмите пробирку с протертым яблоком и убедитесь в его спелости.
Ребята, проделав качественную реакцию на глюкозу, убеждаются, что яблоко спелое.
С о з д а н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и. Учитель зачитывает отрывок из книги В.Пикуля «Нечистая сила».
…Настала
торжественная минута. Лазоверт со скрипом
натянул тонкие резиновые перчатки, растер в
порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были
двух сортов с розовым и шоколадным кремом.
Приподымая ножом их красивые сочные верхушки,
доктор щедро и густо насыщал внутренности
пирожных страшным ядом. – Достаточно ли? – усомнился капитан Сухотин. – Один такой птифурчик, – отвечал Лазоверт, – способен в считанные мгновения убить всю нашу конфиденцию. ...Феликс придвинул пирожные Распутину, взялся за бутылку… – Пирожные вот ... угощайся. – А ну их … Сладкие?.. ...С неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин жевал, жевал… Он спокойно доедал восьмой птифур. И, поднося руку к горлу, массировал его. – Что с тобою? – спросил Юсупов в надежде. – Да так ... першит что-то. …Будь проклят Маклаков, давший нам калий! Яд беспомощен. Гришка выпил и сожрал все, что отравлено. Но только рыгает и появилось сильное слюнотечение. |
Учитель. Почему цианистый калий не убил Распутина?
Учащиеся высказывают разные гипотезы, возникает оживленная беседа.
• Распутин считался святым.
• Имел крепкое здоровье.
• Был очень могучим человеком.
• Дело не в самом Распутине, а в действии вина, которым он запивал пирожное.
• Может, сказалось действие глюкозы и сахарозы, которые находились в пирожном?
• Яд был просрочен.
• Мало яда положили.
• Глюкоза нейтрализует яд, он теряет свои свойства.
Р е ш е н и е п р о б л е м ы и в ы в о д ы.
Учитель. Послушайте мнение ученых и решите, какая гипотеза дает ответ на этот вопрос.
C давних пор, при опасности отравления цианидами, рекомендовали держать за щекой кусочек сахара. Учеными было доказано, что глюкоза взаимодействует с цианидами с образованием нетоксичного соединения циангидрин глюкозы. Возьмите это на вооружение.
Ребята удивляются и запоминают это свойство глюкозы.
Домашнее задание. Закрепить умения писать уравнения химических реакций; красочно оформить проект.