ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ |
Воздух
Внеклассное мероприятие по естествознанию • 5 класс
Учителям химии все чаще приходится вести уроки естествознания, в том числе и в 5-х классах средней школы (уроки природоведения). Химия – сложный, «особый» предмет. Его не зря начинают изучать позже всех других предметов естественно-научного цикла. На уроках природоведения (естествознания) в 5–6-х классах сообщать учащимся химические знания практически невозможно. Кроме того, сама методика проведения уроков в 5–6-х классах отличается от методики проведения уроков в старших классах. Именно поэтому предлагаемый материал может быть полезен учителю химии. |
Воздух словами не наполнишь.
В запас воздухом не надышишься.
Цели.
1) Обобщение знаний учащихся по данной теме.
2) Приобщение учащихся к работе с дополнительной литературой.
3) Эстетическое воспитание школьников.
Учащимся заранее дается задание повторить тему «Воздух» с использованием дополнительного материала. Обратить внимание на свойства воздуха.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступительные слова.
Ученица.
Льется с неба синий свет.
И конца у неба нет.
Отчего оно такое,
Кто мне сможет дать ответ?
Где ложится ветер спать?
Можно ль молнию поймать?
До чего же интересно
Все на свете узнавать!
Учитель. Кроме четырех океанов, на Земле есть еще один океан – cамый большой, без берегов и без воды – воздушный. У поверхности Земли воздух плотный, густой. Высоко в горах – разреженный. Пятый океан очень важен для жизни, он необходим для дыхания. А еще воздушная оболочка защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов и космических лучей-невидимок. Также пятый океан следит за климатом нашей планеты: ветер перегоняет холодный воздух на юг, теплый – на север; с морей, океанов собирает влагу и отдает ее суше в виде дождя, а зимой укрывает Землю снегом. Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка Земли, воздушный океан, атмосфера. Ученые предпочитают называть воздух, окружающий нашу планету, атмосферой Земли.
II. Инсценировка сказки о ветерке.
Ведущий. В одном доме в пустой комнате жил-был Воздух. Гулять он не любил, ему было и так хорошо: пек пирожки, варил кашу, а иногда, когда болел, в доме пахло лекарствами. Однажды, когда он укладывался спать, кто-то зашелестел в кустах за окном и тихонько стукнул. Воздух посмотрел в окно, но никого не увидел. Вдруг в трубе загудело: «Уй-юуу!» Испугался Воздух.
Воздух. Кто воет?
Ветер. Не бойся, это я – Ветер.
Воздух. А что ты воешь?
Ветер. Огорчаюсь.
Воздух. Отчего?
Ветер. А потому, что хоть и обшарил я все на свете, побывал всюду, а путешественником меня никто не считает. Бродяга бездомный! Путешественник становится знаменитым тогда, когда он поведает о своих открытиях, приключениях. Мне очень хочется прослыть знаменитым путешественником, поэтому приходится гудеть во всех трубах. Свищу, звоню, но никто меня не понимает. Вот я и огорчаюсь.
Воздух. Мне очень интересно, что ты делал в последнее время?
Ветер. Если тебе интересно, слушай. Побывал я в пустыне Калахари и устроил там песчаную бурю, на Амуре свалил старое дерево, у японских ребятишек отнял большого разноцветного змея. Вот мои подвиги.
Воздух. Мне жаль тебя, Ветрило. Носишься ты по белому свету, и нет у тебя ни отдыха, ни передышки.
Ветер. Я тружусь без выходных. Хочется
отдохнуть, да не дают, погонщик тут как тут.
А ты знаешь, откуда берется ветер? Давай спросим у
ребят. (Ответы ребят.)
Воздух.
Да, ветер – это движение воздуха.
А почему оно происходит, это движение?
Ветер. Я расскажу об этом легенду. В Средиземном море есть большой остров Сицилия. Возле него разбросаны Липарские острова, давным-давно они назывались Эоловыми. На одном из этих островов, за медной стеной, жил Повелитель ветров – Эол. В темных ущельях плавучего острова сидели бури, прикованные цепями. Рассердится Эол на моряков да напустит на них одну-две бури, словно цепных собак. Однажды к острову пристал корабль хитроумного царя Итаки, Одиссея. Целый месяц Эол чествовал своих гостей, слушал рассказы об их подвигах. На прощанье он дал Одиссею большой мешок и приказал не развязывать его, пока не сойдет на берег. В мешке сидели все ветры, кроме попутного Одиссею Зефира, который гнал корабль к берегам Итаки. Жадные до богатства спутники Одиссея, думая, что в мешке золото, развязали его. С ревом вырвались ветры, лопнули паруса, поднялись свинцовые волны, и корабль Одиссея вновь очутился у берегов плавучего острова. Эол разгневался на путешественников и не пустил их к себе. Говорят, что эту историю сочинил слепой певец Гомер.
Воздух. Замечательная легенда. Но уже ночь. Спать пора.
Где ложится ветер спать?
Можно ль молнию поймать?
До чего же интересно
Все на свете узнавать!
Ведущий. Утром Солнце заглянуло в окно и разбудило Воздух.
Воздух.
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
(С.Есенин.)
Эй, Ветрило! Куда собрался? Возьми меня с собой.
Ветер. Тебе надо стать ветерком и покинуть дом.
Воздух. Я не знаю, как это сделать.
Ветер. Тебе надо сильно прогреться, стать легким и полететь.
Ведущий. Воздуху очень захотелось погреться на солнышке. От сильного желания он стал шевелиться, подпрыгивать. Ветер помог ему, распахнул окно. И Воздух вылетел.
Деревья (класс). С днем рожденья, Ветерок!
Ведущий. Полетел Ветерок с Ветром. Все ему ново, интересно. Долго они летели над землей и добрались до моря. А там повстречали другой ветерок.
Ветерок. Ты кто? Полетели с нами.
Морской бриз. Я Морской бриз, тоже ветерок. Я далеко не летаю. У меня расписание: днем дую с моря на берег, а ночью – обратно. А еще есть у меня старшие братья – Муссоны. Это тропические ветры, тоже дующие то с океана на берег, то наоборот. Дуют Муссоны два раза в год: летом и зимой. Мы постоянные ветры, аккуратные, ровные, прилежные, поэтому нас называют настоящими отличниками природы.
Ветерок. А что там за горами?
Ведущий. Но ему никто не ответил. Ветерок полетел к горам. Навстречу ему плыли облака.
Ветерок.
Вы откуда, облака?
Из какого далека?
Может, вы из белой ваты
Или вроде молока?
Ветер. Это я их гоню. Как образуются облака, ты знаешь? Я расскажу тебе одну историю.
Это было давно. Солнце тогда еще молодое и глупое было, каталось по всему небу. Вот однажды, накатавшись вдоволь по небу, оно устало, и захотелось ему пить. На земле моря-океаны плещутся, реки играют, озера блестят. Потянулось Солнце до воды, но не смогло достать. Рассердилось оно и расшумелось. Испугались обитатели Земли и спрятали воду. Еще пуще рассердилось Солнце и разбудило меня. Я предложил ему свою помощь. Светило стало сильнее греть, вода испарялась, а я стал поднимать пар кверху, собирать его в тучи. Капельки воды собрались вместе, стали тяжелыми, да и упали на землю. С тех пор и пошло: поднимется Солнце – пить-то ему хочется! И ну землю греть, воду поднимать. А вдруг получится, вдруг удастся напиться?
А ты знаешь, какие бывают облака? (Ответы ребят.)
Я тебя познакомлю с ними.
Кучевые облака. Мы белые, пушистые, означаем хорошую погоду.
Кучевые облака |
Слоистые облака. Мы тонкие бледно-серые, закрываем все небо. Часто приносим мелкий моросящий дождь.
Слоистые облака |
Туча.
А про нас послушай стихотворение:
Говорила туча туче:
«Прочь с дороги, пар летучий!
Ты не видишь – я спешу.
Налечу и сокрушу!»
Отвечала туче туча:
«Ты сама сверни-ка лучше.
Не уйдешь с дороги прочь – я
Разнесу тебя на клочья».
Раскатился смех в ответ:
«Уступить дорогу? Нет!
Гряну саблей громовой –
И простишься с головой!»
«Не пугай, на этот случай
У меня заряд гремучий.
Буду биться я с тобой
Электрической стрелой».
Почернели обе тучи,
Лбы, что каменные кручи,
И, как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака.
Вмиг вокруг все потемнело,
В страхе мир закрыл глаза.
Обе тучи то и дело
Мечут огненные стрелы,
Насмерть саблями разя.
Покатил по небу гром,
Сотрясая все кругом.
Тут сверкает, блещет там.
Трах! И небо пополам!
И дрожат леса, поля:
Вдруг расколется Земля?!
Ветерок. И правда, страшно. А почему гром гремит и отчего он получается?
Тучи |
Туча. Давай спросим ребят. (Ответы ребят.)
А еще я загадаю загадки.
• Стучит без рук,
Горит без огня.
Это гром и...
(О т в е т. Молния.)
• Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(О т в е т. Облако.)
• Бежал по одной улице,
На другую перешел
И по третьей полетел.
(О т в е т. Ветер.)
• Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится.
(О т в е т. Ветер.)
• Крашеное коромысло
Через реку повисло.
(О т в е т. Радуга.)
• Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся.
(О т в е т. Солнце.)
• Щука хвостом махнула,
Лес погнула.
(О т в е т. Ветер.)
• Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет.
(О т в е т. Туча.)
• Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст.
(О т в е т. Радуга.)
Ведущий.
Все реже, реже влажный звон,
Кой-где светлеет небосклон,
Отходят тучи грозовые,
Жемчужным краем бороздя
Просветы пышно-голубые.
И падают лучи косые
Сквозь золотую сеть дождя.
Отшумел и ушел прочь теплый летний дождь. Выглянуло Солнце, заискрились на листьях деревьев капли воды, и через небосвод от края до края перекинулась дуга.
Два села – как берега,
А над ними – мост-дуга.
Почему ступить не может
На дугу ничья нога?
Ветерок. Это радуга. Мне очень хочется прокатиться по этой радуге, как по горке.
Солнце. Здравствуй, Ветерок. Радуга – это моя работа. Ты заметил, что радуга возникает в той стороне, куда ушел дождь? Во время дождя в воздухе содержится много водяных капель. Мой лучик пролетает сквозь них. Когда он дотрагивается до бочка капельки, бочок сразу начинает краснеть. Внутри капельки лучик переливается всеми цветами, а когда выходит из капельки, другой ее бочок становится фиолетовым. Радуга видна, когда лучи проходят сквозь большое количество дождевых капель. Цвета всегда расположены в одном порядке.
Ведущий. В какой последовательности расположены цвета? (Ответы ребят.)
Радуга. Молодцы, вы правильно ответили на вопрос. Я вам расскажу свою сказку. У Солнца была дочь – круглолицая Радуга. Всем взяла: и красотой, и добрым сердцем. А какое платье было у нее – окрашено всеми цветами, что растут на земле. Полюбил Радугу веселый Дождь. Пора бы свадьбу сыграть, да вот беда – воспротивились родители Дождя – матушка-Туча и батюшка-Гром. Невеста бедна, а вот рядом Река. У нее воды год пить, не испить. Отказался Дождь жениться на Реке. Рассердилась матушка, заволокла все небо тучами, чтобы никогда не увидел Дождь своей Радуги. Заплакал от обиды Дождь, но как ни просил он родителей, они не позволили ему жениться на Радуге. Тогда Дождь обратился к Ветру за помощью. Пожалел его Ветер, стал дуть, облака отгонять. Но упрямые родители не пускают сына, не может он вырваться из их рук! Отчаялась Радуга, бросилась с высоты небес, ударилась оземь. Смотрит Дождь – сияют перед ним счастливые глаза его любимой. Вот так и ходят с тех пор неразлучно – Дождь и Радуга.
А знаешь, Ветерок, с Земли я – дуга, а с неба – круг.
Ветерок. Уже вечер. Пора домой. Пойдем ко мне, Ветер. День был длинный, познавательный.
Учитель. Так завершилось путешествие воздуха. А сейчас Ветерок задаст вам вопросы, проверит, насколько хорошо вы слушали сейчас и как вы выполнили домашнее задание – повторили тему «Воздух».
Радуга |
Ветерок.
1) Что такое воздух? (Ответы ребят.)
2) Какие газы входят в состав воздуха? (Ответы ребят.)
Сейчас я вам прочту стихотворение, а потом задам следующий вопрос.
Воды обыкновенной
В стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку – и вот.Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий
Раскрашенный пузырь.Горит, как хвост павлиний,
Каких цветов в нем нет.
Лиловый, красный, синий
Зеленый, желтый цвет.Взлетает шар надутый
Прозрачнее стекла,
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.Огнями на просторе
Играет легкий шар.
То в нем сияет море,
То в нем горит пожар.Он, воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но ни одной минуты
На свете не живет.
(«Мыльные пузыри», С.Я.Маршак.)
3) Какие свойства воздуха описаны в этом стихотворении? (Ответы ребят.)
4) Какие бывают облака? (Ответы ребят.)
5) Какие бывают осадки? (Ответы ребят.)
6) Что такое ветер? (Ответы ребят.)
7) Какие грозные явления происходят в атмосфере? (Ответы ребят.)
III. Заключительное слово учителя.
Л и т е р а т у р а
Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. М.: Лайда, 1995; Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. М.: Дрофа, 2006.