Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2009

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Патриотическое воспитание школьников на уроках химии

В любой стране мира патриотическое воспитание молодежи имеет государственное значение. В России развитие чувства патриотизма органично вплетается в процесс воспитания подрастающего поколения на всех этапах образовательного процесса. В связи с тем, что работа с молодыми людьми в этом направлении в последние 10–15 лет была значительно ослаблена, вопрос повышения уровня патриотического воспитания сегодня особенно актуален.

В период довузовского образования воспитание патриотических чувств у молодежи традиционно осуществляется при изучении дисциплин гуманитарного цикла: музыки, русского языка, литературы, истории, обществоведения и т.д. Думается, однако, работа должна проводиться более масштабно и охватывать предметы естественного, физико-математического и других направлений. Рассмотрим возможности патриотического воспитания на примере дисциплины химии.

На уроках при изучении тем, предусмотренных программой, мы неоднократно вспоминаем имена великих ученых, внесших неоценимый вклад в развитие химии: М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова, В.В.Марковникова и др. При этом всегда подчеркиваем их принадлежность великой России, обращаем внимание, что наряду с выдающимися учеными других стран, внесших неоспоримый вклад в развитие химии в мировом масштабе, у истоков мировой химии как науки стояли и русские ученые: Ломоносов – создатель корпускулярного (атомно-молекулярного) учения, которое утвердило материальную природу мира и вечность материи в многогранных ее проявлениях; Менделеев, открывший один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов; Бутлеров, создавший и обосновавший теорию химического строения, лежащую в основе современной органической химии. При этом у учащихся возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и своих великих соотечественников. Однако для формирования стойкого чувства патриотизма этого, к сожалению, недостаточно, нужны новые примеры с уже известными и новыми именами, много примеров и много имен.

Рассматривая на уроках историю открытия периодического закона, мы говорим о доменделеевских классификациях химических элементов – триадах элементов И.В.Деберейнера, законах октав Дж.Ньюлендса, естественных семействах Л.Ю.Мейера – и совсем не вспоминаем имя Николая Александровича Морозова, своими трудами («Периодические системы строения вещества», 1907 г.; «Д.И.Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего», 1908 г.) защищавшего идею периодичности строения вещества.

Отдавая должное гению великого русского ученого Бутлерова, мы как-то забываем о том, что краеугольным камнем своей теории химического строения он сделал мысль величайшего русского ученого Ломоносова о зависимости свойств веществ от порядка соединения одних и тех же атомов в молекулах; забываем и самого Александра Михайловича Бутлерова, знакомя детей с органическими спиртами, реакцией полимеризации алкенов. А ведь он на основе теории строения синтезировал третичные спирты, получил изобутилен и открыл реакцию его полимеризации, что и явилось началом химии высокомолекулярных соединений.

Имя великого Ломоносова, по праву считающегося основоположником теоретических основ химической науки, не так уж часто слышат наши дети на уроках химии. А ведь с его именем связана организация лабораторных исследований в России, именно он является зачинателем ряда химических производств и новой области знания – физической химии.

Непосредственное отношение к физической химии имеет и другой выдающийся русский ученый – Товий Егорович Ловиц, открывший адсорбцию древесным углем красящих и пахучих веществ из растворов и предложивший использовать уголь для очистки спирта, питьевой воды
и т.д. Кроме того, он открыл явления пересыщения и переохлаждения растворов, впервые получил ледяную уксусную кислоту, абсолютный спирт и другие органические соединения.

Изучение реакций бромирования органических кислот никак, к сожалению, не связывается с именем Александра Порфирьевича Бородина – известного русского химика и композитора, автора всемирно известной оперы «Князь Игорь», который, работая в области органической химии, оставил 91 печатный труд по исследованию проблем органической химии, в частности по исследованию альдолей и взаимодействию органических кислот с галогенами.

А знают ли наши дети имена первых русских женщин-химиков?

Первые ученые женщины-химики в России известны с последней трети XIX столетия. Это Анна Федоровна Волкова – ученица известного русского химика А.Н.Энгельгардта, работавшая в лаборатории у Бутлерова над изучением ароматических сульфокислот и проводившая под руководством Менделеева практические занятия со слушательницами Петербургских публичных курсов; Вера Евстафьевна Богдановская, Юлия Всеволодовна Лермонтова, Надежда Олимпиевна Зибер-Шумова, Евдокия Александровна Фомина-Жуковская и др. Причем к Ю.В.Лермонтовой слово «первая» можно применить дважды: одна из первых русских женщин-химиков и первая русская женщина-химик, получившая звание доктора химии. Ее труды по химии и переработке нефти не потеряли своего значения и в наши дни.

Примеров всемирно известных русских ученых-химиков можно привести множество. Рамки статьи, к сожалению, не позволяют подробно рассказать, а только упомянуть о Н.А.Шилове – авторе классических исследований по кинетике химических реакций; А.Е.Фаворском – исследователе механизма изомеризации в рядах непредельных углеводородов; Н.А.Меншуткине, установившем законы этерификации и омыления, и многих, многих других. Как не вспомнить имена Николая Николаевича Зинина, основавшего казанскую школу химиков (А.М.Бутлеров, В.В.Марковников, А.Н.Зайцев, А.Е.Арбузов и др.) и Александра Абрамовича Воскресенского (его учениками были Менделеев, Бекетов, Меншуткин и др.), о котором Д.И.Менделеев писал: «Плодом его усиленной педагогической деятельности является множество русских химиков, которые дали ему прозвище “дедушка русских химиков”».

А разве можно не упомянуть имя нашего соотечественника химика Карла Карловича Клауса? О нем хотелось бы сказать особо. Открыв при исследовании уральских платиновых руд новый элемент, он назвал его рутением (латинское название России). Так еще раз была прославлена наша великая Родина!

И в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть: у истоков мировой химии стояли великие русские ученые – Ломоносов, Менделеев и Бутлеров, ставшие авторами крупнейших обобщений и руководящих принципов химии (корпускулярная теория, периодический закон химических элементов, теория химического строения); во имя развития химии работали многие поколения выдающихся русских ученых на благо всего мира и во славу нашей великой Родины – России!

 

Л и т е р а т у р а

Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины. Минск: Народная асвета, 1972; Энциклопедический словарь. М.: Большая Советская энциклопедия, 1955.

Т.Л.АНТОНОВА,
учитель химии
средней школы № 549
(Москва)