Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2009
НЕМНОГО ОБО ВСЕМ, ИЛИ ВСЕ О НЕМНОГОМ

 

 

2011 год станет
Международным годом химии

Несмотря на то, что химия окрашивается в благородные зеленые цвета и борется за охрану окружающей среды, отношение к химическим препаратам, к химическим волокнам, к химическим материалам у подавляющего большинства населения негативное. Даже несмотря на то, что некоторые синтетические химические волокна превосходят по многим показателям волокна натуральные, многие химические материалы обладают замечательными качествами, которых нет у дерева и металла, а лекарственные препараты, в отличие от препаратов, полученных из растений, обладают определенным составом, и поэтому эффект их действия более предсказуем. Хемофобия – явление, с которым надо бороться, а может быть, просто внимательно читать, изучать и любить химию.

На состоявшемся в апреле 2008 г. заседании Исполкома ЮНЕСКО единогласно принята резолюция о поддержке предложения ИЮПАК (IUPAC – International Union of Pure and Applied Chemistry) по объявлению 2011 г. Международным годом химии. В резолюции отмечается ключевая роль химии в решении важнейших проблем современности: сохранении систем поддержания жизни на планете, обеспечении человечества чистой водой, продовольствием и энергией, смягчении последствий климатических изменений. 2011 г. – год столетия присуждения Нобелевской премии по химии Марии Склодовской-Кюри – позволит особо отметить вклад женщин в развитие химической науки. Международный год химии должен подчеркнуть важность химической науки в современном обществе и способствовать формированию положительных образов химической промышленности и ученого-химика, который сегодня часто представляется средствами массовой информации в образе злого гения, повинного во всех мыслимых и немыслимых катаклизмах и бедах современности. Достаточно вспомнить навязчивую фразу из рекламных роликов «Химии нет!».

Куда ведут нас сегодня современная химическая наука и химическая технология? В благополучное устойчивое будущее или самым коротким путем к катастрофе вселенского масштаба? Какие проблемы будут обсуждаться в связи с предстоящим Международным годом химии?

 

Пожалуй, ни одна наука не переживала столько взлетов и падений, столько преклонения и поношения, как химия. С самых первых дней появления химической практики к людям, занимавшимся научными экспериментами, общество относилось либо сугубо критически, обвиняя их в черной магии, либо незаслуженно возвеличивая и отождествляя химика с мессией, который должен изменить и спасти этот несовершенный мир.

В Древнем Египте химическим искусством занимались сверхуважаемые и самые просвещенные жрецы, которые составляли рецепты лекарственных, косметических, мумифицирующих средств и описывали взаимодействия веществ, лежащие в основе химических процессов, жизненно необходимых и богоизбранным фараонам, и простым смертным.

В Древней Греции идеи о возможности превращения свинца в золото были высказаны Демокритом (V – IV вв. до н. э.), которого называют первым греческим химиком. Но поскольку все работы Демокрита и его учителя Левкиппа были уничтожены их идеологическими противниками – Платоном с его академией и академиками и Аристотелем с его лицеем и лицеистами, – то мы практически всегда имеем дело с пересказом работ Демокрита, сделанным греческим философом Болосом, жившим в III в. до н. э. И до сих пор не совсем ясно, кто является автором этих «алхимических» идей: Демокрит или Болос.

В Древнем Риме ученые, занимавшиеся химическим искусством, пользовались непререкаемым авторитетом. Они сумели убедить общество в том, что вожделенная мечта обывателя о простом и доступном способе получения «самого драгоценного из самого дешевого» – золота из железа – будет решена в очень скором будущем. Однако именно это и привело к тому, что римский император Диоклетиан (243–313 гг.) устроил настоящие гонения на химиков, т.к. боялся, что они, сумев получить большое количество дешевого золота, подорвут шаткую экономику Римской империи, базирующуюся на значительном золотом запасе. Он приказал сжечь все книги по химии и отправил всех инакомыслящих химиков и христиан в тюрьмы, на костры, на съедение хищникам в императорские зоопарки. В это время христиане и химики страдали вместе. А затем, когда позиции церкви укрепились, она начала сама бороться с химией, называя ее «лженаукой» и обвиняя ее в связях с язычеством.

В V в. христиане-фанатики запретили искусство химии и почти полностью уничтожили Александрийский Музеон – Дом Муз с крупнейшей библиотекой того времени. Практически все древние научные рукописи Александрийской библиотеки сгорели, вот почему так мало подлинных книг того времени дошло до наших дней.

В декреталии 1317 г. папа Иоанн XXII фактически предал химию анафеме, запретив заниматься «незаконными алхимическими экспериментами». В 1323 г. огромное количество доминиканцев было отлучено от церкви за то, что они не осудили алхимию и не сожгли в течение восьми дней свои книги. Католическая церковь чуть не лишилась всего многочисленного и достойного доминиканского ордена. Поскольку многие искренне преданные церкви священники и монахи были увлечены алхимическими поисками эликсира долголетия и философского камня, бороться с ними было просто неразумно, а отправить всех на костры достаточно сложно. После скандальной декреталии 1317 г. церковь постаралась смягчить обстановку. Так, авторитетный судейский чиновник Римской курии того времени Олдрадо Да Понте указывал, что «алхимия – это истинное искусство до тех пор, пока признает власть Бога», подчеркивая, что церковь против только «незаконных алхимических экспериментов». Однако разобраться, что значат «законные и незаконные химические эксперименты» было очень сложно. Кстати, это проклятие церкви официально так до сих пор и не было снято с науки химии.

Многие ученые, преданные химическим идеям, эмигрировали из Европы в арабские страны, которые долгое время были более лояльными и демократичными по отношению к науке. На арабском востоке греко-латинское (по другим версиям китайское или египетское) слово «химия» видоизменили согласно правилам арабского языка и стали использовать его с арабским артиклем «ал», получив слово «алхимия», которое нашло широкое распространение во всем мире.

Отечественные историки науки отмечают, что в России вообще не было алхимии. Российские цари и православная церковь не допускали в страну алхимиков-авантюристов из средневековой Европы. Даже в наше время в обиходной лексике само слово «химик» часто приобретает ругательную окраску и по смыслу приравнивается к слову «жулик».

В советское время химия то провозглашалась «великой волшебницей» и флаги «химизация народного хозяйства» задорно развевались над баррикадами научно-технической революции, то обвинялась в отравлении народа пестицидами, химическими волокнами и пластическими массами.

Борьбу с химией, химической отраслью промышленности и химическими продуктами в середине ХХ в. объявили шумные и резвые «зеленые». Но разве можно обвинять химическую науку в том, что из железной руды, в конечном счете, можно сделать плуг пахаря и меч завоевателя, а периодический закон с равным успехом может быть использован для создания ядерной энергетики и атомной бомбы?

Нельзя обвинять железо в том, что железным ножом был убит человек.

Нельзя обвинять ученых, изучающих энергию ядерных реакций, в том, что атомная бомба вызвала смерть тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки.

Нельзя наложить тотальный запрет на производство химических препаратов только на том основании, что, увы, многие химические предприятия построены без соблюдения правил техники безопасности, а многие химические вещества, используемые не по назначению, могут действительно нанести вред окружающей среде. Надо создать такие условия, чтобы владельцам химических предприятий было выгодно закрывать экологически нецелесообразные производства и открывать технологические линии, соблюдая концепции устойчивого развития.

Химики осознают меру своей ответственности перед обществом. Лауреат Нобелевской премии по химии за 1981 г. Роалд Хоффман, выступая недавно в Москве перед студентами Института химии и проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, сказал: «Ученые представляются мне персонажами классической трагедии. По своей природе они обречены на поиск и созидание. Невозможно остановить изучение окружающего нас мира и самого человека. Если ты не откроешь эту молекулу, кто-то другой сделает это. Однако я полагаю, что именно на ученых лежит вся полнота ответственности за использование результатов научных изысканий. И они должны сделать все возможное, чтобы донести до общественности возможные последствия и опасности. Если не я, то кто же? Именно это обостренное чувство ответственности делает их героями трагедии, а не комиками на пьедестале. Ответственность перед человечеством делает химика Человеком разумным».

Объявление 2011 г. Международным годом химии должно помочь обществу осознать, насколько важно дальнейшее развитие химии для роста благосостояния людей, для борьбы с болезнями и бедностью, для поддержания экологического здоровья нашей планеты, для повышения качества жизни людей. И, возможно, самое главное – год химии будет способствовать привлечению в химические и смежные специальности нового поколения талантливых студентов, а в научные химические центры – увлеченных и преданных науке исследователей.

Международный год химии призван активизировать работу национальных химических обществ и образовательных учреждений, пропагандировать роль химии в решении глобальных проблем человечества, служить катализатором развития международных отношений.

Организация объединенных наций, объявившая 2005–2014 гг. «Десятилетием образования для устойчивого развития», намеревается в течение Международного года химии подчеркнуть важность химических знаний для всех областей современной жизни, привлечь внимание гражданского общества к глобальным проблемам изменения климата, задуматься над ответственностью науки за проблемы экономического роста.

Грядущий Международный год химии, кроме того, отмечен 100-летним юбилеем присуждения Нобелевской премии по химии Марии Склодовской-Кюри за открытие радия и полония. Признание достижений этой выдающейся женщины должно служить замечательным примером молодежи, способствующим выбору науки и, в частности, химии для своей карьеры.

2011 г. – это год столетия создания в Париже Международной ассоциации химических обществ, которая помогла химикам решить некоторые вопросы международного сотрудничества, обмена научной информацией, а также расставить все точки в вопросах номенклатуры химических соединений, стандартизации атомных масс, физических констант и т.д.

С инициативой проведения Международного года химии в Организацию объединенных наций обратился Международный союз теоретической и прикладной химии – ИЮПАК, созданный в 1919 г. химиками практиками и теоретиками и продолживший начинания Международной ассоциации химических обществ. Сегодня ИЮПАК является главным «законодательным органом» в области химии и химической технологии, который определяет и поддерживает приоритетные направления химической науки и техники, дает названия новым элементам, разрабатывает номенклатуру химических соединений, способствует организации важнейших химических конгрессов и симпозиумов, работает в тесной кооперации с ООН, ЮНЕСКО, правительствами мировых держав и лидерами политических движений.

Предполагается, что Международный год химии даст возможность ИЮПАК совместно с ЮНЕСКО пропагандировать роль химии в построении устойчиво развивающегося общества и способствовать научному образованию подрастающего поколения. Кроме того, ИЮПАК будет координировать деятельность национальных химических обществ, министерств образования, науки и технологии, высших учебных заведений, негосударственных и межгосударственных учреждений по организации мероприятий во время Международного года химии.

Опыт ЮНЕСКО в провозглашении и проведении Международного года физики, Международного года планеты Земля, Международного года астрономии будет крайне важен при проведении Международного года химии.

Международный год химии призван внести вклад в стратегию ЮНЕСКО в области средств массовой информации и коммуникации, рассчитанную на 2008–2013 гг., мобилизующую научные знания и политику на решение проблем устойчивого развития, а также поддержать деятельность организаций, созданных специально для реализации программ ООН «Десятилетие образования для устойчивого развития» (2005–2014 гг.).

Надо осознать, что материальная природа нашего мира базируется на химии. В современном техногенном обществе невозможно обойтись без продукции химической отрасли промышленности, без нее невозможно представить себе настоящее и будущее, однако необходим детальный анализ технологий с точки зрения их воздействия на окружающую среду.

Все многообразие этих и других вопросов является предметом исследований ученых Института химии и проблем устойчивого развития (ИПУР), созданного в Российском химико-технологическом университете им. Д.И.Менделеева, где наряду с научной деятельностью высококвалифицированные преподаватели ведут подготовку бакалавров, магистров и специалистов в Высшем химическом колледже РАН, Высшем колледже рационального природопользования, Высшей школе наук об окружающей среде, а также на кафедрах проблем устойчивого развития, безопасности жизнедеятельности, социологии, государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Деятельность преподавателей и сотрудников ИПУР РХТУ им. Д.И.Менделеева отмечена премиями президента РФ в области образования (2000) за разработку системы непрерывного образования в области устойчивого развития (научно-методические основы и реализация в Российской Федерации) и Правительства РФ (2006) за научно-практическую разработку «Инновационные пути развития высшего образования на основе его интеграции с фундаментальной наукой».

Член-корреспондент РАН, директор Института химии и проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева Н.П.Тарасова и вице-президент РАН, научный руководитель Высшего колледжа рационального природопользования ИПУР РХТУ академик Н.П.Лаверов рассказывают студентам о мероприятиях, которые планируется провести в течение Международного года химии

Лекции студентам ИПУР РХТУ им. Д.И.Менделеева читают выдающиеся ученые нашей страны: вице-президент РАН Н.П.Лаверов, который является научным руководителем Высшего колледжа рационального природопользования ИПУР; председатель национального комитета Российских химиков, академик РАН О.М.Нефедов, являющийся научным руководителем Высшего химического колледжа РАН ИПУР; бывший министр Высшего и среднего специального образования СССР, член-корреспондент РАН Г.А.Ягодин – научный руководитель Высшей школы наук об окружающей среде ИПУР; член Бюро ИЮПАК, член-корреспондент РАН Н.П.Тарасова – директор ИПУР, а также академики РАН Ю.А.Израэль, В.П.Дымников, Э.М.Галимов, многие талантливые университетские профессора.

Член-корреспондент РАН, профессор РХТУ им. Д.И.Менделеева Г.А.Ягодин со школьниками

Выпускники Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ им. Д.И.Менделеева получают достойное образование и специальности, востребованные обществом. Они успешно работают в аппарате государственного управления, экспертных экологических структурах, в подразделениях МЧС, в международных организациях, ведущих научных институтах и центрах РАН. Институт – первый в нашей стране и один из первых в мире примеров практической реализации концепции междисциплинарного образования в интересах устойчивого развития. Именно поэтому здесь разрабатывается специальная программа по проведению в 2011 г. Международного года химии.

Н.П.ТАРАСОВА,
доктор химических наук, профессор,
член-корреспондент РАН,
член комитета ИЮПАК по организации в 2011 г.
Международного года химии;
Д.И.МУСТАФИН,
доктор химических наук,
профессор РХТУ им. Д.И.Менделеева