РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ |
ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
Программа элективного курса • 9 класс
Пояснительная записка
Реализация идеи профильности старшей ступени образования ставит выпускника основной ступени перед ответственным выбором – самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности в 10-м классе. Курс «Химия вокруг нас», который относится в большей степени к ориентирующим курсам, призван помочь осуществить этот выбор. Он предназначен для учащихся 9-х классов, проявляющих склонность к предметам естественно-научного цикла. Курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).
Программа курса авторская.
Содержание уроков химии, как правило, оторвано от повседневной жизни учеников. Другими словами, учащиеся не могут понять, зачем им нужно изучать этот предмет. Привлекательность курса заключается в том, что на уроках будет сделана попытка соединить знания, полученные на уроках, с теми химическими явлениями, которые происходят в окружающей жизни.
При изучении курса ставятся следующие цели:
• показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности: развития различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины и сферы обслуживания;
• наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки для ориентации учащихся в выборе профиля обучения;
• дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
• ознакомить учащихся с веществами и химическими реакциями, которые используются в химической отрасли промышленности, сельском хозяйстве, медицине и в повседневной деятельности человека;
• сориентировать учащихся на естественно-научный профиль в старшей школе и познакомить с профессиями медицинского работника, косметолога, эколога, химика-технолога, технического работника;
• использовать интерактивные методы обучения на уроках элективного курса.
Содержание элективного курса
В элективном курсе «Химия вокруг нас» четыре самостоятельных модуля из расчета один модуль на четверть. Они логически связаны между собой.
Первый модуль «Химия на страже красоты и здоровья» рассчитан на 9 ч. В нем рассматриваются вопросы основного химического состава пищевых продуктов – белков, жиров и углеводов, их строение и свойства, а также перспективы использования искусственной пищи. Учащимся дается представление об основных принципах рационального питания: сбалансированный прием белков, жиров и углеводов.
Учащимся предлагаются такие вопросы, как история возникновения косметики, смысл понятий «косметика» и «гигиена», состав пудр, лаков для ногтей, духов, красителей для волос и их классификация, принцип действия дезодорантов и химия нашей прически.
Учащиеся знакомятся с необходимым набором домашней аптечки, составом некоторых лекарств, подчеркивается вред самолечения.
На уроке «Химизм действия наркотиков и алкоголя» говорится об одинаковом вреде тяжелых и легких наркотиков, дискутируется вопрос об алкоголе: зло или жизненная необходимость.
Учащиеся делают две практические работы: «Обнаружение витамина С в яблочном соке» и «Определение витамина D в рыбьем жире и курином белке».
Тема завершается экскурсией в аптеку и косметический кабинет, знакомством с профессиями медицинского работника и косметолога.
На последнем уроке происходит защита составленного самими учащимися сборника полезных советов «Если хочешь быть здоровым – будь им!».
Второй модуль «Химия и экология» рассчитан на 7 ч. Учащимся даются основные понятия экологии, раскрываются вопросы влияния хозяйственной деятельности человека на природу, поднимаются проблемы охраны окружающей среды: воды, воздуха и почвы, ищутся пути их решения. На одном из занятий предусмотрена игра «Суд над человеком».
В этом модуле выполняется практическая работа «Определение качества воды», обсуждаются проблемы городского озера. Ребята также знакомятся с профессией эколога.
Предполагаемый контроль – создание итоговых таблиц «Десять главных загрязнителей биосферы» и «Что я могу сделать для улучшения экологии».
Третий модуль «Химия и производство» рассчитан на 10 ч. Прослушав этот курс, ребята должны иметь представление о химической технологии как науке, познакомиться с производством каучука и резины, спичек, зеркал, продуктами силикатной отрасли промышленности.
Необходимо показать учащимся значимость производства минеральных удобрений, пестицидов и охраны окружающей среды в процессе их производства. Модуль включает практическую работу «Получение ацетатного волокна» и знакомство с профессией химика-технолога.
Контроль осуществляется в виде защиты рефератов и проектов по выбранной теме.
Четвертый модуль «Химия и повседневная жизнь человека» рассчитан на 8 ч. На первых уроках раскрываются такие вопросы, как отравление бытовыми химикатами (нашатырным спиртом, уксусом, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами, растворителями и лакокрасочными материалами, бытовым газом и пр.), оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах различными веществами.
Ребята знакомятся с историей растительных и животных моющих средств, узнают о появлении мыла, способах его получения, разновидностях. Учащимся показывается важность синтетических моющих средств (СМС), их химический состав, группы. Учащиеся узнают, какие СМС необходимы для стирки синтетических, льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей; о технологии стирки, веществах для подкраски, отбеливания, антистатической обработки тканей. Информация о моющих средствах в быту заканчивается практической работой «Получение мыла».
На занятиях «Химчистка на дому» ребята учатся выводить жирные и масляные пятна, пятна от чернил, йода, ржавчины, делают практическую работу по удалению пятен. Предполагается экскурсия в химчистку.
Занятие «Уборка квартиры» включает такие вопросы, как уход за полом, мебелью, чистка и мытье оконных стекол и зеркал, мытье и чистка посуды, удаление накипи, чистка изделий из металла, а также чистка ванны, керамики, унитазов, промывка канализационных труб.
Предполагаемый контроль – составление сборника полезных советов «Хорошая хозяйка (хозяин)».
При изучении курса учащимся предлагаются следующие виды работ:
• написание докладов, сообщений, рефератов, проектов и их защита;
• проведение лабораторных и практических работ;
• выпуск бюллетеней, стенгазет;
• просмотр видеофильмов;
• составление и защита сборников, таблиц;
• написание тестов.
При изучении курса используются как традиционные формы обучения (беседа, лекция, семинар, рассказ, просмотр видеофильмов), так и инновационные (проектные, исследовательские, частично-поисковые, групповые, деловые игры и т.д.). Во время занятий ребята работают как индивидуально, так и парами, небольшими группами и коллективно.
Учебно-тематический план
№ |
Названия модулей и тем |
Количество часов |
Форма занятий |
Форма контроля |
||
Всего | Теория | Практика | ||||
I ч е т в е р т ь | ||||||
I модуль. Химия на страже красоты и здоровья | 9 | 7 | 2 | c | c | |
1 | Тема 1. Химический состав пищи. Искусственная пища | 1 | 1 | c | Лекция с элементами беседы | Контроль за написанием опорного конспекта |
2 | Тема 2. Химия и косметика | 1 | 1 | c | Беседа | Контроль за выступлениями учащихся |
3 | Тема 3. Домашняя аптечка и вред самолечения | 1 | 1 | c | Беседа | Контроль за выступлениями учащихся |
4 | Тема 4. Химизм действия наркотиков и алкоголя | 1 | 1 | c | Дискуссия | Проверка таблицы |
5 | Тема 5. Обнаружение витамина С (практическая работа № 1) | 1 | c | 1 | Практическое занятие исследовательского характера | Проверка отчета о проделанной работе |
6 | Тема 6. Обнаружение витамина D (практическая работа № 2) | 1 | c | 1 | Практическое занятие исследовательского характера | Проверка отчета о проделанной работе |
7 | Тема 7. Знакомство с профессией фармацевта | 1 | 1 | c | Экскурсия в аптеку | Контроль за коммуникативными умениями и навыками |
8 | Тема 8. Знакомство с профессией косметолога | 1 | 1 | c | Экскурсия в косметический кабинет | Контроль за коммуникативными умениями и навыками |
9 | Тема 9. Составление сборника полезных советов «Если хочешь быть здоровым – будь им!» | 1 | 1 | c | Парная работа с литературой | Защита сборника |
II ч е т в е р т ь | ||||||
II модуль. Экология и химия | 7 | 6 | 1 | c | c | |
10 | Тема 1. Основные понятия экологии | 1 | 1 | c | Занятие-игра | Контроль за написанием опорного конспекта |
11 | Тема 2. Проблема дефицита чистого воздуха и глобальное потепление | 1 | 1 | c | Семинар | Контроль за сообщениями учащихся |
12 | Тема 3. Проблема дефицита чистой воды. | 1 | 1 | c | Урок-игра | Зачет-викторина |
13 | Тема 4. «Голубая жемчужина нашего города» (о состоянии городского озера) | 1 | 1 | c | Мини-конференция | Рецензирование сообщений учащихся |
14 | Тема 5. Определение качества воды (практическая работа № 3) | 1 | c | 1 | Практическое занятие с элементами исследования | Проверка отчета о проделанной работе |
15 | Тема 6. Профессия эколога | 1 | 1 | c | Беседа эколога по теме | Проверка решения задач с экологическим содержанием |
16 | Тема 7. Создание итоговых таблиц «Десять главных загрязнителей биосферы» и «Что я могу сделать для улучшения экологии» | 1 | 1 | c | Защита таблиц | Контроль за коммуникативными умениями и навыками |
III ч е т в е р т ь | ||||||
III модуль. Химия и производство | 10 | 9 | 1 | c | c | |
17 | Тема 1. Производство резины | 1 | 1 | c | Просмотр видеофильма | Проверка ответов на вопросы к видеофильму |
18 | Тема 2. Как делают спички | 1 | 1 | c | Лекция с элементами беседы | Контроль за выполнением схем, таблиц, опорного конспекта |
19 | Тема 3. Изготовление зеркал | 1 | 1 | c | Лекция с элементами беседы | Контроль за выполнением схем, таблиц, опорного конспекта |
20 | Тема 4. Производство стекла | 1 | 1 | c | Просмотр видеофильма | Проверка плана к видеофильму |
21 | Тема 5. Получение фаянса, фарфора и других керамических изделий |
1 | 1 | c | Лекция с элементами беседы | Контроль за выполнением схем, таблиц, опорного конспекта |
22 | Тема 6. Производство минеральных удобрений | 1 | 1 | c | Лекция с элементами беседы | Контроль за выполнением схем, таблиц, опорного конспекта |
23 | Тема 7. Производство бумаги | 1 | 1 | c | Просмотр видеофильма | Проверка ответов на вопросы к видеофильму |
24 | Тема 8. Получение ацетатного волокна (практическая работа № 4) | 1 | c | 1 | Практическое занятие | Проверка отчета о проделанной работе |
25 | Тема 9. Профессия химика-технолога | 1 | 1 | c | Рассказ учителя | Проверка ответов на вопросы |
26 | Тема 10. Защита рефератов и проектов по заданной теме | 1 | 1 | c | Мини-презентация | Рецензирование проектов и рефератов учащихся |
IV ч е т в е р т ь | ||||||
IV модуль. Химия и повседневная жизнь человека | 8 | 6 | 2 | c | c | |
27 | Тема 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами | 1 | 1 | c | Рассказ учителя с элементами беседы | Проверка памятки по технике безопасности |
28 | Тема 2. Моющие средства в быту | 1 | 1 | c | Просмотр рекламных роликов | Викторина по теме |
29 | Тема 3. Получение мыла (практическая работа № 5) | 1 | c | 1 | Практическое занятие | Проверка отчета о проделанной работе |
30 | Тема 4. Уборка квартиры | 1 | 1 | c | Беседа | Мини-сочинение «Как я убираю квартиру» |
31 | Тема 5. Соли и их применение в быту | 1 | 1 | c | Сообщения учащихся | Контроль за сообщениями |
32 | Тема 6. Химчистка на дому (практическая работа № 6) | 1 | c | 1 | Практическое занятие | Проверка отчета о проделанной работе |
33 | Тема 7. Обсуждение сборника полезных советов «Хорошая хозяйка (хозяин)» | 1 | 1 | c | Занятие-обсуждение | Контроль за коммуникативными умениями и навыками |
34 | Итоговый урок | 1 | 1 | c | Анкетирование. Мини-сочинение «Плюсы и минусы данного курса» | Тест по содержанию курса, проверка тетрадей |
Ожидаемые результаты
Изучив данный элективный курс, школьники должны познакомиться с профессиями эколога, косметолога, химика-технолога, фармацевта и выбрать профиль обучения в 10-м классе.
Школьники должны углубить знания по предмету, расширить свой кругозор и поднять интеллект.
На практических и лабораторных работах должны продолжить совершенствовать экспериментаторские навыки.
Идеи профильного и предпрофильного образования нельзя реализовать без формирования ключевых компетенций. Предполагается, что в результате занятий на элективном курсе школьники продвинутся в умении ставить проблему, формулировать цели и задачи, планировать работу и ее результат, делать выбор и быть ответственным за него.
В результате создания условий на элективном курсе «Химия вокруг нас» у ребят должно продолжиться формирование готовности к постоянному самообразованию, перестраиванию, переобучению в современном быстро меняющемся мире. Ожидается, что учащиеся будут упражняться в умении вести монолог, диалог, полилог, совершенствоваться в умении слушать; будут терпимы к чужому мнению и суждению.
Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я
Венецкий С.И. В мире металлов. М.: Металлургия, 1992; Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С. Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002; Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995; Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: Просвещение, 1992; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1994; Никифорова Г.А., Жегин А.Ю. Экология и химия. М.: Наука, 1994; Ольгин О.М. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986; Утевская П.В. История фарфоровой чашки. М.: Детская литература, 1980; Харламович Г.Д. Многоликая химия. М.: Просвещение, 1992; Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1975.
Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999; Вольк Роберт Л. Занимательная энциклопедия. О чем не знал Эйнштейн. Пер. с англ. М.: Мир книги, 1999; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.: Экзамен, 2002; Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И.Смирнов. СПб.: «МиМ-Экспресс», 1995; Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Справ. издание. М.: Высшая школа, 1991; Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. Под ред. В.А.Володина. М.: Аванта+, 2001.