В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ |
Химические реакции
Урок повторения и обобщения материала
• 11 класс
(2 ч в неделю)
Пишу вам впервые. Хочу поделиться опытом работы. Привожу содержание урока, который я провожу при повторении и обобщении пройденного материала по теме «Химические реакции» в 11-м классе. При проведении урока использую различные методы и приемы. Один из них – прием «Составление кластера». Это графический способ систематизации материала. В центре кластера – основное понятие «Химическая реакция», которое конкретизируется в окружающих ядро ячейках. Такие кластеры составляются во время изучения материала и используются на уроках обобщения и систематизации знаний.
Задачи урока. Образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по изученной теме, подготовить учащихся к контрольной работе.
Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать сведения, полученные в ходе экспериментально-исследовательской деятельности; логически излагать свои мысли; развивать алгоритмический стиль мышления.
Воспитательные: формировать информационную и коммуникативную культуру.
Методы. Фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, лабораторная работа, индивидуальная работа с учащимися, тестирование, рефлексия.
Оборудование и реактивы. Опорный конспект, учетные карточки (на каждую парту), схема-кластер «Химическая реакция» (см. приложение 1), периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, штативы с пробирками, стеклянные палочки, чистые листки с копировальной бумагой, 4 карточки с заданиями, задачник О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.Г.Введенской «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» (М.: Дрофа, 2003); индикаторы – фенолфталеин, метиловый оранжевый, растворы нитрата цинка, карбоната натрия, хлорида натрия.
П л а н у р о к а
1. Вводная часть:
• организационный момент (1 мин.);
• сообщение темы и цели урока (1 мин.);
• знакомство с учетной карточкой (2 мин.).
2. Фронтальный опрос (6 мин.).
3. Индивидуальная работа (по карточкам) (8 мин.).
4. Лабораторная работа (8 мин.) (выполняется одновременно с индивидуальной работой).
5. Устный отчет (8 мин.).
6. Тестирование (12 мин.).
7. Рефлексия. Самопроверка. Самооценка (3 мин.).
8. Домашнее задание (2 мин.).
9. Подведение итогов (2 мин.).
ХОД УРОКА
Вводная часть.
После приветствия учитель называет тему урока и сообщает его цели и задачи; поясняет, что цель урока – не только систематизация знаний по изученному материалу, но и выяснение степени готовности учащихся к контрольной работе. Учитель обращает внимание учеников на то, что у каждого на парте лежит опорный конспект по теме «Химические реакции» и учетная карточка, где ребята должны отмечать выполнение этапов урока (см. приложение 2).
Фронтальный опрос.
Ученики отвечают на вопросы учителя и оценивают себя. Они сравнивают свой вариант с ответом ученика, вызванного учителем, и результат отмечают в учетной карточке.
Вопросы.
1. План классификации химических реакций по различным признакам.
2. Различие химических реакций по агрегатному состоянию.
3. Скорость гомогенной реакции. Определение. Формула. Единицы измерения.
4. Cкорость гетерогенной реакции. Определение. Формула. Единицы измерения.
5. Правило Вант-Гоффа.
6. Формулировка основного закона химической кинетики.
7. Химическое равновесие.
8. Принцип Ле Шателье.
9. Электролитическая диссоциация.
10. Гидролиз (определение).
Индивидуальная работа (по карточкам).
Четыре ученика работают у доски по карточкам.
К а р т о ч к а 1 Дайте характеристику реакции по всем изученным классификационным признакам: /// |
К а р т о ч к а 2 В каком направлении произойдет смещение равновесия в системе: в случае увеличения концентрации оксида углерода(II), повышения температуры, повышения давления?/// |
К а р т о ч к а 3 Составьте два молекулярных уравнения реакций, сущность которых выражает следующее сокращенное ионное уравнение: Cr3+ + 3OH – = Cr(OH)3./// |
К а р т о ч к а 4 Допишите краткое ионное уравнение реакции гидролиза соли: Cu2+ + H2O =… +… . Составьте молекулярное и ионное уравнения, укажите среду раствора./// |
Лабораторная работа.
Лабораторная работа выполняется одновременно с индивидуальной работой по карточкам. Перед проведением химических опытов учитель проводит инструктаж по технике безопасности.
Задание классу. В пробирках № 1, 2, 3 даны растворы солей: хлорида натрия, карбоната натрия, нитрата цинка. С помощью индикаторов определить, в какой пробирке находится каждое вещество.
Ученики работают в группах по четыре человека. После изучения и обсуждения задания учащиеся приступают к выполнению лабораторного опыта.
Устный отчет.
Ученики, работавшие у доски по карточкам, и представители групп, выполнивших лабораторную работу, выступают с отчетами. Ребята задают друг другу вопросы, отмечают результаты в учетной карточке.
По желанию учащиеся выполняют дополнительное задание – упр. 11, стр. 175.
Тестирование.
Учащиеся выполняют задания на листах, используя копировальную бумагу.
В а р и а н т I – стр. 184–185, в а р и а н т II – стр. 185–186.
Рефлексия. Самопроверка. Самооценка.
Ученики оценивают себя и в учетной карточке в графе «Итоги» записывают количество верных ответов и указывают, на сколько процентов они готовы к контрольной работе.
Домашнее задание.
По учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой «Химия. 11 класс» (М.: Дрофа, 2002) повторить §§ 11–16, просмотреть в тетради выполненные письменно упражнения по этой теме. Каждый дома повторяет тот материал, который вызывает у него затруднения.
Подведение итога урока.
Л и т е р а т у р а
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. В 2-х ч. Ч.1. М.: Дрофа, 2004; Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс. М.: Дрофа, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Учетная карточка
Фамилия, имя __________________________________________
(ученика (цы) 11 «б» класса)
№ п/п | Этап урока | Итоги | Примечание |
1 | Фронтальный
опрос. 1. План классификации химических реакций по различным признакам |
c | «+» – ответ
правильный; «–» – ответ неправильный; «v» – есть неточности |
2. Различие химических реакций по агрегатному состоянию | c | ||
3. Скорость гомогенной реакции (определение, формула, единицы измерения) | c | ||
4. Скорость гетерогенной реакции (определение, формула, единицы измерения) | c | ||
5. Правило Вант-Гоффа | c | ||
6. Формулировка основного закона химической кинетики | c | ||
7. Химическое равновесие | c | ||
8. Принцип Ле Шателье | c | ||
9. Электролитическая диссоциация | c | ||
10. Гидролиз (определение) | c | ||
2 | Индивидуальная работа (по карточкам) | c | Оценивает учитель |
3 | Лабораторная
работа. В пробирках № 1, 2, 3 даны растворы солей: хлорида натрия, нитрата цинка, карбоната натрия. Определить, в какой пробирке находится каждое вещество |
Пробирка № 1 –… Пробирка № 2 –… Пробирка № 3–… |
Впишите формулы веществ |
4 | Дополнительное задание (упр. 11, стр. 175) | c | Задание выполнить по желанию |
5 | Тестирование. «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.Г.Введенской (М.: Дрофа, 2003), вариант I – стр. 184–185, вариант II – стр. 185–186 |
c | В графу «Итоги» занести количество верных ответов |
6 | Рефлексия. Самопроверка. Самооценка | c | Учащиеся указывают, на сколько процентов они готовы к контрольной работе |
7 | Домашнее задание. §§ 11–16 | c | Каждый выбирает для себя материал из §§ 11–16 |