Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2008
ГАЛЕРЕЯ ИЗВЕСТНЫХ ХИМИКОВ

 

Памяти В.Н.Верховского

В г. Белом Смоленской губернии 12 ноября (30 октября) 1873 г. родился будущий ученый-химик, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член АПН СССР Вадим Никандрович Верховский.

Отец Вадима Никандровича – Никандр Иванович – выходец из солигаличских мещан Костромской губернии – окончил Санкт-Петербургский университет и служил в г. Белом секретарем уездной земской управы. Мать, Лидия Максимовна Иванова, была дворянкой. У них родилось пятеро детей. Кроме Вадима – Юрий, Владимир, Ольга и Лидия. Это была хорошая, интеллигентная семья, но когда Никандр Иванович умер, Лидия Максимовна осталась с пятью детьми практически без средств к существованию. Она уехала в деревню, купила корову, шила и смогла дать всем пятерым детям прекрасное образование.

Вадим был старшим в семье. Вместе с матерью ему пришлось выводить в люди братьев и сестер. Юрий стал известным переводчиком поэзии, историком литературы пушкинской поры; Владимир – деятелем в области сельского хозяйства; Ольга, получив музыкальное образование, вышла замуж за сокурсника Вадима по университету, посвятившего себя музыке, – Вячеслава Гавриловича Караптыгина, видного музыковеда; Лидия, закончив рисовальную школу Общества поощрения художников, участвовала в выставках, оформляла детские книги. Богатый архив семейной переписки матери Вадима находится в Центральном государственном архиве литературы и искусства.

Среднее образование Вадим Верховский получил в Смоленской классической гимназии (потом средней школе № 7, ныне снова называемой гимназией). В его выпускной характеристике 1893 г. сказано: «Сын присяжного поверенного… юноша заботливо воспитанный, способностей средних, к математике даже хороших, довольно трудолюбив, но непостоянен, характера открытого, ласкового, отличный товарищ, в обращении воспитан, добродушен». В его аттестате преобладают четверки, в том числе по русской словесности, логике, математике, физике, географии, немецкому и французскому языкам. В графе «звание» написано – сын губернского секретаря; в особых замечаниях отмечено: поступает в С-Петербургский университет на математический факультет.

В тот же год с серебряной медалью завершила учебу в 7-м классе Смоленской Мариинской гимназии Анна Николаевна, урожденная Рачинская, будущая первая жена Вадима Никандровича, рано умершая.

В 1899 г. с дипломом первой степени Вадим Никандрович Верховский окончил не математический, а естественный факультет Петербургского университета. Аналитической химии его учил профессор Д.П.Коновалов, органической – профессор Н.А.Меншуткин, технологии – профессор А.Е.Фаворский. Дипломную работу он выполнял у Д.П.Коновалова. Ее тема: «Электрические и термические свойства сплавов цинка и меди». Интересно отметить, что, пройдя полный курс университета, Верховский не стал сдавать выпускные экзамены в знак протеста против вмешательства полиции в университетские дела. Заключительные экзамены он сдал на следующий год.

Верховского направили работать на пироксилиновый завод помощником начальника. Служил он там недолго, перешел на должность научного сотрудника в основанную Д.И.Менделеевым научно-техническую лабораторию Морского ведомства. Пять лет изучал взрывчатые вещества, участвовал в разработке бездымного пироколлодийного пороха; занимался исследованием стойкости нитроклетчатки, результаты этой работы были опубликованы в отчетах лаборатории.

С 1908 г. Верховский работал в Артиллерийской академии, вместе с будущим академиком В.Н.Ипатьевым развивал наследие Н.Н.Бекетова. Исследовал взаимодействие металлов с солями и кислотами, солей с водородом при высоких температурах, под давлением до двух тысяч атмосфер. Результаты были опубликованы в «Журнале русского физико-химического общества» и в «Известиях АН» и встречены с большим вниманием в научных кругах. Вадима Никандровича интересовали механизмы данных процессов. В годы первой мировой войны он разрабатывал способы получения индикаторов концентрации отравляющих веществ в газовой волне, открыл новый способ получения химического поглотителя для противогазов. На склоне лет профессор изучал механизм длительного гидролиза солей, условия образования основных солей тяжелых металлов, свойства дигидрофосфата кальция, оксида серы(IV), сернистого азота, изменение объемов растворов при замене в кислотах иона водорода на ионы металлов.

Однако главным делом жизни Верховского была не наука химия, а ее преподавание. Здесь он сделал необычайно много. Преподавать Вадим Никандрович начал с 1902 г. Более 10 лет он читал лекции в вечерних школах для рабочих при Техническом обществе. Параллельно с 1905 г. он стал трудиться в Женском педагогическом институте, приняв предложение известного профессора С.И.Созонова. Здесь по собственным проектам Верховский создал первоклассные химические лаборатории и, исполняя обязанности лаборанта, занялся глубоким изучением техники и методики химического эксперимента. А с 1906 г., по совету Созонова, одновременно начал преподавать химию в Тенишевском коммерческом училище (училище князей Тенишевых) – центре педагогической мысли дореволюционной России. Совмещение длилось 25 лет, продолжалось и тогда, когда училище превратилось в среднюю школу № 192, а институт – в Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена (ныне РГПУ им. А.И.Герцена).

Вместе с Созоновым Верховский отстаивал существование в средней школе самостоятельного курса химии с бо'льшим удельным весом по отношению к другим предметам. Оба прекрасно понимали значение химии в экономике страны и в развитии личности подростка. Ими была создана первая систематическая программа по химии, которая проходила проверку в Тенишевском училище. Они же выпустили руководство для практических занятий, параллельных курсу химии, – небольшую книжечку под названием «Первые работы по химии». Сами «первые работы» проводились в училище с 1901 г., а руководство появилось в печати в 1907 г. и выдержало 10 изданий (последнее – в 1935 г.). Пользовалась эта книга большой популярностью.

Приведем несколько отзывов. «Книга представляет довольно редкое в нашей физико-химической литературе явление, и можно смело сказать, что если бы она была переведена, например, на немецкий язык, то… была бы очень заметною и в богатой учебной литературой Германии» (Н.С.Дрентельн. «Педагогический сборник военно-учебных заведений», 1908 г., март). «Описание самих опытов образцово по точности и по сжатости, причем, однако, все необходимое сказано и все наиболее вероятные упущения работающего предусмотрены. Вместе с тем способ изложения таков, что учащийся все время сам должен уяснять себе ход процесса, так что нет искушения проделать все механически, не потрудившись разобраться в том, что собственно происходит…» (Ю.С.Залькинд. «Русская школа», 1907 г., декабрь). «Даже среди многочисленных иностранных книг на ту же тему мы не знаем книги, более тщательно освещающей начинающему химику его первые шаги» («Физик-любитель», 1908 г., № 48).

В 1911 г. на основе богатого опыта преподавания и совместных педагогических исканий Верховский и Созонов составили учебник «Элементарный курс химии», который стал основой для совместного создания «Учебника химии», впервые вышедшего в 1915 г. и за 14 лет (1915–1928) выдержавшего 11 изданий. Оба учебника получили прекрасные отзывы.

В 1911 г. вышла в свет новая книга Верховского «Техника постановки химических опытов. Пособие для преподавателей, лаборантов, а также для лиц, самостоятельно изучающих химию». Она переиздавалась шесть раз. Последнее, посмертное издание опубликовано в 1959–1960 гг. В 1973–1975 гг. двухтомник Верховского был издан седьмой раз (при участии А.Д.Смирнова). Несколько поколений учителей химии нашей страны осваивали химический эксперимент по фундаментальному (70 печатных листов) труду Верховского. В предисловии к четвертому изданию своей книги ученый писал: «Каждый, кому приходилось ставить химические опыты в школе, знает, сколько трудностей они представляют для начинающего. Цель настоящей работы – прийти на помощь главным образом преподавателю и лаборанту средней школы…» «При составлении своей книги автор старался особенно подробно останавливаться на всех мелочах, которые могли бы облегчить и обезопасить труд экспериментатора, не стесняясь давать даже самые элементарные наставления. В вопросах, касающихся техники эксперимента, лучше привести лишние подробности, чем пропустить какие-либо указания, которые могут оказаться полезными». «Особое внимание обращено автором на простоту приборов и опытов. Простота в постановке опытов, в особенности школьных, имеет большое методическое значение. Чем проще устроен прибор, чем меньше отвлекающих внимание ненужных деталей и «эффектов», чем проще манипуляции, тем ярче выступает перед учащимися само явление, которое они должны наблюдать и изучать».

В этой цитате весь Верховский – мудрый, честный человек, заботливый наставник, непревзойденный химик-экспериментатор, глубоко мыслящий учитель. В 1918 г. ученый был приглашен заведовать кафедрой неорганической химии во вновь организованный в Петрограде педагогический институт, в 1922 г. утвержден в звании профессора, а в 1938 г. ему была присуждена на основании совокупности работ без защиты диссертации ученая степень доктора педагогических наук. Он стал первым в истории России доктором педагогических наук по методике обучения химии. Под руководством Верховского была разработана первая советская программа систематического курса химии (1932), им создан первый учебник по неорганической химии (1933) и написана методика преподавания химии (1934 г., 1936 г. – 2-е издание).

По учебнику Верховского в школах СССР учились химии в течение 15 лет. Он был переведен почти на все национальные языки народов СССР и на многие западноевропейские и восточные языки (всего 20 переводов). Что это был за учебник, видно из отзыва известного американского методиста, соредактора “Journal of Chemical Education”, профессора университета в Сан-Пауло (Бразилия) Г.Рейнбольдта в письме к автору:

«Ваш учебник, переведенный на немецкий язык, представляет исключительный интерес. Его можно назвать образцовой педагогической работой. Он превосходен по логическому построению учебного материала, идущего от простейшего, и особенно по тому, каким образом в нем дано лишь самое главное. В противоположность многим другим учебникам для средней школы, мы имеем перед собою очень умную книгу, которая действительно содержит материал, разумно соответствующий познавательным способностям учащихся данных возрастов. Весьма интересна исключительная простота постановки опытов. Из этого видно, что многие важные и поучительные опыты могут быть поставлены даже при самых примитивных средствах. В моей теперешней работе это дает мне целый ряд ценных указаний».

О «Методике преподавания химии в средней школе» (Верховский в соавторстве с Я.Л.Гольдфарбом и Л.М.Сморгонским при участии А.Н.Коковина и К.Я.Парменова) писали: «Во многих вопросах ее составителям пришлось быть пионерами». Книга состоит из трех частей: в первой излагались методы преподавания химии, во второй и третьей давались указания по отдельным темам неорганической и органической химии. В этом руководстве, по словам Верховского, была поставлена задача «дать обоснования и разъяснения содержания и построения программы и стабильного учебника для средней школы, помочь учителю сознательно вести преподавание химии, пользуясь наиболее эффективными, с точки зрения авторов, методами, содействовать творческой работе учителя над методами преподавания, над воспитанием вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук».

Верховский отдавал предпочтение лабораторному уроку перед другими формами занятий. Под лабораторными уроками он разумел «такой прием преподавания, когда часть опытов, лежащих в основе разрабатываемого в плане материала, проделывается самими учащимися на их столах. Наблюдаемое сейчас же обсуждается всем классом, делаются выводы, приводящие к новым опытам. Эти опыты проделываются опять либо самими учащимися, либо преподавателем и т.д.». Он считал, что «групповые практические занятия, параллельные курсу, имеющие ценность в высшей школе, совершенно непригодны для средней школы, особенно для VII–VIII классов».

В.Н.Верховский, Я.Л.Гольдфарб, Л.М.Сморгонский – соавторы первой российской методики преподавания химии (середина 1930-х гг., фото из архива Ю.Я.Гольдфарба)
В.Н.Верховский, Я.Л.Гольдфарб, Л.М.Сморгонский –
соавторы первой российской методики преподавания химии
(середина 1930-х гг., фото из архива Ю.Я.Гольдфарба)

Верховский много времени занимался отдельными частными вопросами. Например, вместе с сотрудниками Ленинградского педагогического института посещал фабрики и заводы. В результате таких экскурсий были составлены два сборника под названием «На химических заводах» (1927), разработаны «модели-схемы» химических заводов, установок, аппаратов, показывающие внешний вид, внутреннее устройство и взаимодействие отдельных частей; создано 5 учебных кинофильмов по химии. В 1928 г. подготовлено три выпуска «Химической хрестоматии» на основе переводов книг Э.Слоссона «Созидающая химия».

В качестве докладчика Верховский выступал на всех съездах, совещаниях и конференциях, где обсуждались вопросы преподавания химии; был делегатом нескольких международных химических конгрессов, состоял активным членом Русского физико-химического общества (позднее Всесоюзное химическое общество им. Д.И.Менделеева), был председателем Ленинградской секции преподавания химии. Он подготовил 10 кандидатов наук.

В истории русской методики обучения химии Верховский – одна из самых крупных фигур. Методические идеи Вадима Никандровича актуальны и ныне. Более 40 лет работал Верховский на педагогическом поприще, являлся деятельным членом методических комиссий. Он владел немецким и французским языками, хорошо знал особенности преподавания химии в школах Германии и Франции; критически осмысливал западный и русский опыт преподавания химии в средних учебных заведениях, создавал, апробировал и пропагандировал новое. Взгляды Верховского, его труды являются сплавом всего лучшего, найденного в области методики преподавания на рубеже ХIХ–ХХ вв. Тем, кто занимается реформированием нынешней школы, необходимо обратиться к трудам Верховского, чтобы избежать ошибок, не идти по ложному следу, не вести за собой учителей и учеников в тупик. Полезно прочитать труды Верховского и тем, кто учит детей, – для объективной оценки новейших программ, учебников, настольных книг. Для того, чтобы выбирать действительно лучшее, учитывающее более чем столетнюю теорию и практику преподавания химии, обогащать себя и учеников, опираясь на находки Верховского, противостоять неразумным инновационным веяниям, отстаивать действительно прогрессивные.

Профессор Верховский за многие годы работы преподавателем выработал четкие взгляды на место и роль химии в школе, время ее изучения; на содержание, принципы построения программ (как для пропедевтического курса химии неполной средней школы, так и для курса полной школы); на отбор материала для школьного учебника, размещение материала по годам обучения, на соотношение и взаимное положение теорий и фактов. Передовыми и привлекшими внимание методистов разных стран оказались отбор опытов для школы, методика их проведения; инструкции к ним, исследовательский, демонстрационный и ученический эксперимент; лабораторные уроки. В его учебниках при выборе методов, способов организации деятельности школьников оригинальной оказалась реализация принципов наглядности, политехнизма, связи с жизнью, развития познавательных способностей учащихся, историзма и других. Не утратили своего значения представления Верховского о необходимости дополнительной литературы по химии (рабочих книг, тетрадей, хрестоматий), а также об обязательности для успешных и безопасных занятий химией продуманного устройства кабинета и лаборатории, многообразного оборудования.

Профессор Верховский оставил нам свои ответы на вопросы: что такое беседа, лекция, экскурсия в школьном курсе химии; что такое школьный учебник, какова его роль в учебном процессе; как составлять конспект предстоящего урока, чтобы учителю было легко работать, а ученик мог осмысленно и полезно трудиться.

Методика преподавания химии развивается, получены более детальные ответы на многочисленные вопросы, однако все главное, что должен знать и воплощать в жизнь как начинающий, так и опытный учитель, заложено в работах Верховского. Центральное место в методическом наследии ученого занимают «Неорганическая химия. Учебник для средней школы» (1935 г. и других лет), «Методика преподавания химии в средней школе» (1934 г.) и «Техника и методика химического эксперимента в школе» (1924 г. и других лет).

Учебник Верховского для 7-х, 8-х и 9-х классов – единый, подробный, с огромным числом опытов, иллюстраций к ним, детальными описаниями наблюдаемых процессов, четким указанием техники безопасности, условий удачи, объемов, концентраций веществ. В нем органично использованы сведения из курса биологии, глубоко изложены производственные, экологические проблемы, а также вопросы, касающиеся применения веществ. Изучение простых веществ идет по единому плану. Детей знакомят со значительно большим числом конкретных представителей разных классов веществ, чем в настоящее время. Изложение всех вопросов логично, доказательно, просто, наглядно. Структура учебника рациональна.

Поурочные планы Верховского по всему курсу неорганической химии вместе с содержанием соответствующих параграфов учебника настолько глубоко продуманы, что даже репринтное переиздание и учебника, и методики будет на пользу современному учителю. Придется лишь изменить трактовку некоторых теорий, касающихся строения вещества, технологических понятий, кинетики химических реакций.

«Техника и методика химического эксперимента» профессора Верховского представляет собой уникальный в своем роде учебник химика-экспериментатора. Аналога ему нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Эта книга пользовалась известностью далеко за рубежом. В 1957 г. ее переводы были сделаны в Польше, а в 1962–1963?гг. она вышла в Японии двухтомным изданием.

Верховский – крупнейший методист-химик, впервые разработавший научные основы методики преподавания химии, прожил долгую, полную неустанного труда жизнь. До декабря 1941 г. он оставался в блокадном Ленинграде. В декабре был вывезен на самолете и эвакуирован в Кировскую область. Здесь ученый создал новую программу пропедевтического курса химии. Курс показывал выпускникам семилетки роль и значение химии и для конкретного человека, и для страны в целом. Профессор также организовал воскресный университет, где читал лекции; много занимался редактированием химической литературы; часто посещал школы, оказывал помощь местным учителям.

Свое семидесятилетие он встретил в Кыштыме Челябинской области, где в то время находился Ленинградский государственный педагогический институт (ЛГПИ им. А.И.Герцена). Профессор вернулся к прежней работе. Как и до войны, выезжал в ближайшие города и селения читать лекции учителям и учащимся.

Летом 1945 г. Вадим Никандрович тяжело заболел. Полтора года он почти не покидал постели и медленно угасал, однако до последнего дня не прекращал работу. Умер Верховский 6 января 1947 г. в Ленинграде, похоронен на Волковом кладбище, недалеко от могилы Д.И.Менделеева.

Т р у д ы  В.Н. В е р х о в с к о г о

Верховский В.Н. К постановке химического эксперимента в средней школе. Природа в школе, 1907, № 1, с. 34–39, № 4, с. 244; Верховский В.Н. ?Вытяжные шкафы. К вопросу об устройстве вентиляции в химических лабораториях. СПб., 1908, 43 с.; Верховский В.Н. Первые работы по химии (руководство для практических работ, параллельных элементарному курсу). СПб., 1908, 175 с.; Верховский В.Н., Ипатьев В.Н. ?О вытеснении металлов из водных растворов их солей водородом при высоких давлениях и температуре. ЖРФХО, 1911, т. 43, вып. 6, с. 946–951; Верховский В.Н. Техника постановки химических опытов. СПб., 1911, 496 с.; Верховский В.Н., Созонов С.И. Элементарный курс химии. СПб., 1911, 433 с.; Верховский В.Н. Первый Всероссийский съезд преподавателей физики, химии, космографии. Секция химии. Русская школа, 1914, № 5–6, с. 119–125; Верховский В.Н. Оборудование химического класса и лаборатории общеобразовательной средней школы. В сб.: Устройство и оборудование школы по данным выставки 1912 г. и другим позднейшим материалам. СПб., 1914, с. 201–204; Верховский В.Н., Созонов С.И. Учебник химии. Курс средней школы. Петроград, 1915, 218 с.; О программе-minimum по химии в общеобразовательной средней школе. Труды Всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии 5–9 июля 1917 г. в Москве. Харьков, 1918, с. 137–189; Верховский В.Н. Химическая лаборатория трудовой школы. М., 1922, 61 с.; Верховский В.Н. Вопрос о преподавании химии в Германии. Естествознание в школе, 1923, № 1–2, с. 76–80; Верховский В.Н. Простейшие приборы для опытов по неживой природе и их изготовление. В сб.: Современная школа. Петроград, 1923, с. 38–56; Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Ч. 1, Л., 1924, 255 с.; Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Ч. 2, М., Л., 1926, 410 с.; Верховский В.Н. Рабочая книга по химии. М., Л., 1930, 240 с.; Верховский В.Н. Рабочая тетрадь по химии к рабочей книге. М., Л., 1930, 64 с.; Верховский В.Н. Химическая хрестоматия. М., Л., 1930, 242 с.; Верховский В.Н. Учебник по химии для 6 года ФЗС и 2 года ШКМ. М., Л., 1932, 144 с.; Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика преподавания химии в средней школе. Пособие к стабильному учебнику (для преподавателей). М., Л., 1934, 376 с.; Верховский В.Н. Химия. Учебник для 7 класса. М., Л.,1935, 120 с.; Верховский В.Н. Неорганическая химия. Учебник для средней школы. М., Л., Учпедгиз, 1935; Верховский В.Н., Сморгонский Л.М., Тернавский В.В. Химический анализ (учебник для 10 класса). М., Л., 1935, 88 с.; Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Органическая химия. Л., 1937, 152 с.; Верховский В.Н. Учебник для 8–10 классов средней школы. М., Л., 1947, 260 с.; Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента. Пособие для учителей. Т. 1. М., 1973, 368 с.; Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента. Пособие для учителей. Т. 2. М., 1975, 384 с.; Верховский В.Н., Коковин А.Н. Учебные кинофильмы: «Производство водорода по железо-паровому способу», «Применение водорода», «Жидкий воздух и кислород, их производство и применение», «Круговорот азота в природе», «Производство соляной кислоты и сульфата натрия».

Л и т е р а т у р а

Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. М.: БСЭ, 1958, с. 159; Верховский Вадим Никандрович. В кн.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Российская энциклопедия, 1993, c. 141; Верховская Лидия Никандровна. Смоленская область: Энциклопедия. Т. 1. Персоналии. Смоленск: СГПУ, 2001, c. 41; Верховский Юрий Никандрович. Смоленская область: Энциклопедия. Т. 1. Персоналии. Смоленск: СГПУ, 2001, с. 43; Грученко Г.И. Верховский Вадим Никандрович. Смоленская область: Энциклопедия. Т. 1. Персоналии. Смоленск: СГПУ, 2001. c. 43; Грученко Г.И. Верховский Вадим Никандрович. К 130-летию со дня рождения (1873). Знай и люби свой край: Библиографический указатель. Смоленск, 2003, с. 78–79; Коковин А.Н. Памяти профессора В.Н.Верховского. Естествознание в школе, 1947, № 4; Коковин А.Н. Биографический очерк о В.Н.Верховском. T. 1. M.: Учпедгиз, 1953; Пак М.С. Методическое наследие В.Н.Верховского и его современное значение (К 120-летию со дня рождения). Химия в школе, 1993, № 5; Пак М.С. Дидактика химии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2004, с. 37–42; Парменов К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, 359 с.; Телешов С.В. От истоков до устья… Ч. 2. СПб., 2002, с. 9–10; Фадеев Г.Н., Злотников Э. г. О судьбе химии в школах России: Рыцарь науки преподавать – В.Н. Верховский. Химия (ИД «Первое сентября»), 1999, № 47, с. 1–3.

Г.И.ГРУЧЕНКО,
канд. пед. наук, доцент
(г. Смоленск)