Я ИДУ НА УРОК |
«Простые вещества
в городе мастеров»
Личностно ориентированные технологии
ставят в центр всей школьной образовательной
системы личность ребенка, обеспечение
комфортных, бесконфликтных и безопасных условий
ее развития, реализацию ее природных
потенциалов. Личность ребенка в этой технологии
не просто субъект, но субъект приоритетный, она
является целью функционирования
образовательной системы, а не средством
достижения какой-либо другой, отвлеченной цели. В своей работе я использую дифференцированный подход в обучении химии. Уроки с уровневой дифференциацией материала осуществляются в результате деления учеников на группы, каждая из которых осваивает программу по химии на своем уровне: минимальном; базовом; вариативном (творческом). Изучая химию, ребята работают на «разноцветных дорожках».
Подобный подход в обучении позволяет правильно оценить знания ученика, а также помогает ему подняться на более высокий уровень при изучении предметного материала. Предлагаю обобщающий урок по теме: «Простые вещества в городе мастеров». |
Задачи урока.
• Систематизировать знания учащихся по данной теме.
• Повторить строение атомов металлов и неметаллов, виды химической связи в молекулах, некоторые физические свойства и применение металлов и неметаллов.
• Закрепить умение решать расчетные задачи с использованием понятия «количество вещества».
ХОД УРОКА
Введение
Учитель.
Орешек знаний тверд,
Но все же мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Книга «Хочу химию знать».
В этой книге три части. Первая часть – «Свободные атомы» – это мы уже преодолели. Вторую часть – «Простые вещества» – сегодня разбираем подробно и обобщаем знания. Третья часть – «Сложные вещества» – уроки будущего.
Систематизация знаний.
Повторение и закрепление материала
Учитель. Периодическая система – это «химический город мастеров», где проживают удивительные «труфженики» – металлы и неметаллы. Каждый из них делает что-то полезное людям. Прежде чем рассмотреть их полезные дела, полистаем страницы их автобиографий.
1. Положение металлов и неметаллов в периодической системе, строение их атомов.
Учитель. Где же проживают эти умельцы?
Работает группа красной дорожки. Ученики рассказывают про:
1) положение металлов и неметаллов в периодической системе;
2) особенности строения атомов металлов;
3) особенности строения атомов неметаллов;
4) понятие «металл» с точки зрения строения атома;
5) понятие «неметалл» с точки зрения строения атома.
Учитель. Укажите вид химической связи в соединениях, где содержатся атомы металлов.
Ученики. Если в соединении есть атомы металлов и неметаллов, то связь между ними ионная.
Учитель. Укажите виды химической связи в соединениях, где содержатся атомы неметаллов.
Ученики. Между атомами неметаллов образуется ковалентная связь. Неполярная связь бывает между одинаковыми атомами. Если в соединении атомы разных неметаллов, то связь образуется ковалентная полярная.
Учитель. Теоретические выкладки мы аргументируем примерами.
Работает группа «желтой дорожки». Ученики (у доски и в тетрадях) разбирают в качестве примера два элемента – натрий и хлор – по плану:
а) «домашний адрес» элементов;
б) набор элементарных частиц в атомах этих элементов;
в) схемы строения атомов;
г) виды химической связи в соединениях (Cl2, NaCl, HCl).
2. Свойства и применение металлов и неметаллов.
Учитель. Какие же полезные дела творят металлы?
Ученик.
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работающей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.
Работает группа «зеленой дорожки», называет металлы и хотя бы одну из областей их применения.
Учитель. В городе мастеров работает цех металлического блеска.
Ученики. Самые блестящие металлы – Hg, Ag, Al. Применение – производство зеркал.
Отрывок из книги В.Губарева «Королевство кривых зеркал»: «…Нушрок – хозяин всех зеркальных мастерских в нашем королевстве… Вот и этих мастерских. Мы делаем здесь наводку зеркал. Видишь, какие мы все худые? Это оттого, что мы отравлены ртутными парами. А посмотри-ка на наши руки. Видишь, они покрыты язвами. Это потому, что мы отравлены ртутью. Скупой Нушрок не хочет заменить оловянно-ртутную амальгаму серебром. Серебро ему дороже, чем жизнь людей!..»
Учитель. А еще в городе мастеров работают мастерские тепло- и электропроводности.
Ученики. Лучшие проводники электричества – Au, Cu, Fe, Аl. Применение – линии электропередач и многое другое.
Алхимические символы металлов: серебро
(луна),
золото (солнце), железо, олово, свинец, медь.
В центре – символ ртути
Учитель. Бригада ковкости и пластичности.
Ученики. Самые пластичные металлы – Аu, Аl, Sn. Применение – алюминиевая фольга.
Учитель. Бригада звонарей.
Ученики. Самые звонкие металлы – Аu, Ag, Cu. Применение – колокола.
Учитель. Самые звонкие и самые пластичные металлы объединяются.
В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал…
(Владимир Высоцкий.)
В городе мастеров существует и общество благородных персон.
Ученики. Благородные металлы – Аu, Ag, Pt. Применение – ювелирные украшения.
Учитель. Знаменитые мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже в 1895 г. по заказу русского императора изготовили золотое пасхальное яйцо «белой эмали в короне с рубинами, бриллиантами и розами». С тех пор пасхальный императорский заказ стал традиционным, а владелец фирмы получил почетное наименование Поставщика Высочайшего Двора.
В городе мастеров есть участки различной твердости.
Ученики. Хром по твердости приближается к алмазу, а самые мягкие – щелочные металлы; исключение Hg – при обычных условиях это жидкость. Применение – изготовление стеклорезов из Cr.
Учитель. Специалисты по тугоплавким делам.
Ученики. Самые тугоплавкие металлы – W, Мо, Re. Применение – изготовление нитей накаливания электрических лампочек.
Учитель. Мощный профсоюз черной и цветной металлургии.
Ученики. Черная металлургия – это Fe и его сплавы: производство чугуна и стали. Применение – изготовление ножей и вилок из нержавеющей стали.
Учитель. Заглянем теперь в мастерские неметаллов. Йод, бром?
Ученики. Йод – твердое вещество, его спиртовой раствор используется в медицине. Бром – жидкость, применяется в органической химии для синтеза различных веществ.
Учитель. Что вы можете сказать про такой элемент, как кислород?
Ученики. Кислород – это газ, главное вещество, входящее в состав воздуха, благодаря которому существует жизнь на нашей планете. Кроме простого вещества кислород (O2) в атмосфере существует еще озон (О3).
Учитель. Как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним и тем же химическим элементом?
Ученики. Аллотропия.
Учитель. Назовите аллотропные модификации P, С, S.
3. Расчетные задачи с использованием простых веществ.
Учитель. Любое простое или сложное вещество состоит из молекул, а молекулы – из атомов. Особая физическая величина, которая позволяет рассчитать определенное число этих структурных единиц, – это количество вещества.
Устно решить задачи.
1) Расскажи сегодня, что ли,
О зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех –
Просто паника у всех…
Ну а в химии – изволь!
Есть другое слово «моль».
Прост, как небо и трава,
Моль любого вещества.
Но трудна его дорога:
В моле так молекул много!
Сколько же?
(О т в е т. 6,02•1023 молекул.)
2) В магазин приходит Коля:
«Взвесьте десять молей соли!
Деньги сразу вам отдам.
Сколько это будет грамм?»
Отвечает продавец:
«Ай да Коля! Ну, хитрец!
Если учишься ты в школе,
Знаешь массу моля соли!»
Какова масса 10 моль поваренной соли?
(О т в е т. 585 г.)
Расчетные задачи в тетрадях и у доски.
В тетрадях все ученики начинают решать задачи.
«Красная дорожка».
Природный газ, который в основном состоит из метана, находит очень широкое применение. Его используют в быту и промышленности как топливо, в производстве красителей, при лабораторных исследованиях.
Ваша задача.
а) Вывести молекулярную формулу метана, если известно, что метан содержит в своем составе 75% углерода и 25% водорода, относительная плотность метана по водороду равна 8.
б) Вычислить объем при нормальных условиях 3,2 г этого газа.
(О т в е т. СН4; 4,48 л.)
«Желтая дорожка».
1) Перед укладкой на хранение яблоки погружают на несколько секунд в раствор соли – хлорида кальция.
Ваша задача.
а) Записать формулу этой соли, если известно, что на один атом кальция в ней приходятся два атома хлора.
б) Вычислить массу 3-х моль этого вещества.
(О т в е т: CaCl2; 333 г.)
2) Для подкормки капусты применяют раствор соли – хлорида калия.
Ваша задача.
а) Записать формулу этой соли, если известно, что на один атом калия в ней приходится один атом хлора.
б) Вычислить массу 0,5 моль этого вещества.
(О т в е т. KCl; 37,25 г.)
3) При хранении свеклу опрыскивают раствором соли – хлорида бария.
Ваша задача.
а) Записать формулу этой соли, если известно, что на один атом бария в ней приходятся два атома хлора.
б) Вычислить массу 0,1 моль этого вещества.
(О т в е т. BaCl2; 20,8 г.)
4) Чтобы сохранить свежесть срезанных гвоздик, их опускают в раствор веществ, среди которых есть нитрат серебра.
Ваша задача.
а) Записать формулу этой соли, если известно, что на один атом серебра в ней приходятся атом азота и три атома кислорода.
б) Вычислить массу 2 моль этого вещества.
(О т в е т. AgNO3; 340 г.)
«Зеленая дорожка».
1) Для производства газированных напитков используют углекислый газ – СО2.
Ваша задача.
Вычислить объем этого газа при нормальных условиях, если известно, что количество этого вещества составляет 0,2 моль.
(О т в е т. 4,48 л.)
2) Для пропитки древесины в целях предохранения ее от гниения используют хлорид цинка – ZnCl2.
Ваша задача.
Вычислить количество этого вещества, если известно, что число молекул этого соединения составляет 12,04•1023.
(О т в е т. 2 моль.)
3) В мыловарении используют кальцинированную соду – Na2CO3.
Ваша задача.
Вычислить число молекул, если известно, что количество этого вещества составляет 3 моль.
(О т в е т. 18,06•1023.)
4) Для изготовления фотобумаги, кино- и фотопленки используют бромид серебра – AgBr.
Ваша задача.
Вычислить массу этого вещества, если известно, что количество этого вещества составляет 0,1 моль.
(О т в е т. 18,8 г.)