Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2008
Я ИДУ НА УРОК

 

Типы химических реакций

ИГРА–ПУТЕШЕСТВИЕ · 8 КЛАСС

Высылаю вам разработку своего урока в 8-м классе по теме «Типы химических реакций». Этот урок является конкурсным, т.к. в 2006?г. я принимал участие в муниципальном конкурсе «Учитель года-2006» и стал его победителем. Некоторые элементы урока заимствованы у моих коллег – Е. П. Ким (учитель химии из г. Саратова), О.В. Репина, М.Д. Трухина (МПГУ). Но, согласно мнению В.И. Загвязинского, «новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющие в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования».

В своей педагогической работе применяю методы интерактивного обучения. Урок «Типы химических реакций» – наглядное тому подтверждение. Урок состоит их нескольких дидактических игр. Дидактические игры – это интерактивный метод, где процесс образования сочетается с процессом общения, а активность учеников сравнима или даже превосходит активность преподавателя. Уверен, что без игры нет и не может быть полноценной умственной деятельности учащихся. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Использование игр позволяет формировать системные знания, развивать общеучебные навыки. Несмотря на игровой характер познавательной деятельности, ученики относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний. Положительные эмоции, которые возникают у детей в процессе дидактических игр, способствуют формированию коммуникативных умений.

Цель урока. Повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признаки их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.

Задачи. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций; продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца; подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.

Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Вид урока: урок игра-путешествие.

Система оценивания. На каждом этапе учащимся, выполняющим задания у доски, а также активно работающим на своих местах, выдаются аурики (от лат. aurum – золото) – показатель работоспособности и активности учащихся на уроке, которые ребята подклеивают в свои «Наградные листы». К концу урока у учащихся накапливается определенное количество ауриков, по которым легко оценивать их работу на уроке: 3 аурика – оценка «5», 2 аурика – «4», 1 аурик – «3».

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, таблица «Угадай слово», шифровки, специальное оформление маршрута путешествия (изображение горы, цветочная поляна, снежное облако), карточки с заданиями, лист ватмана для суперигры «Крестики-нолики», аурики;

на столах учащихся: схема-конспект урока с заданиями, условные знаки поездов (красный кружок и зеленый треугольник); наградные листы, анкеты для учащихся; разбавленные растворы серной кислоты, хлорида магния, карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учащихся

Учитель.

Эти явления знаете вы,
В природе и в быту встречаются они,
А отличают эти явления взаимные превращения,
При которых образуются всегда новые вещества.

Что же это за явления?

Ученики. Химические реакции.

Учитель. Тема нашего урока «Типы химических реакций». Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения. Кроме того, хорошо овладев этой темой, вы без труда сможете осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи. А для этого мы с вами совершим восхождение к вершине горы.

На горе вас ждет сюрприз,
Там еще и суперприз!
Чтобы гору перейти и к вершине нам дойти,
Нужно многое постичь, надо много сил вложить:
Не бояться отвечать и вопросы задавать,
Уравнения химических реакций писать,
Знать, как их отличать,
Все задания выполнять, друг у друга проверять.
Цель свою тогда достигнем –
О типах реакций все постигнем!

Девиз нашего урока – «Достичь вершины – не свалиться в пропасть!».

Итак, в путь! Желаю удачи! У каждого из вас на столе лежит наградной лист. По пути к вершине «химической горы» я вам буду давать аурики – показатель вашей активности. А вы эти аурики будете приклеивать в свои наградные листы (см. приложение).

Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 5 этапов:

1) «Шифровка»;

2) «Угадай слово»;

3) «Письмо»;

4) «Химический букет»;

5) «Химический снегопад».

III. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся

Учитель. Прежде чем мы начнем путешествие по горам, нам надо добраться до их подножия. Предлагаю вам воспользоваться услугами химической железной дороги. В вашем распоряжении два вида поездов: скорый поезд (красный кружок); пассажирский поезд (зеленый треугольник). Ребята, какой из них быстрее?

Ученики. Скорый поезд.

Учитель. В зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ранее темам, вы должны сейчас выбрать удобный для себя поезд. Посмотрите внимательно задания, написанные в схеме-конспекте нашего урока, и сделайте свой выбор. На столах у вас лежат условные знаки поездов, прошу поднять знак выбранного вами вида поезда. Фигуры не опускайте, т.к. я должен выбрать машинистов и дать им «руль» управления. Они будут выполнять задание у доски. Все остальные также должны выполнить задания на своих рабочих местах. Напоминаю, эти задания находятся в схеме-конспекте нашего урока.

Учитель выбирает двух «машинистов» и приглашает их к доске.

Звучит фонограмма: «Из средней общеобразовательной школы № 20 отправляются скорый и пассажирский поезда до станции «Химические горы». Будьте внимательны и осторожны!».

Учитель. Можем ехать, т.е. выполнять задания.

Задание для пассажирского поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH) 2, O3, FeBr3 (табл. 1).

Таблица 1

Простые вещества Сложные вещества
………………….. …………………..
………………….. …………………..
………………….. …………………..
………………….. …………………..
………………….. …………………..

Задание для скорого поезда. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3, Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu (табл. 2).

Таблица 2

Простые вещества Сложные вещества
металлы неметаллы оксиды основания кислоты соли
……… ……… ……… ……… ……… ………

Проверка выполненных заданий осуществляется с использованием сигнальных карточек. За выполнение задания для пассажирского поезда – 2 аурика, скорого – 3 аурика.

Учитель. Ребята, давайте подведем итог нашей поездки и скажем, чем отличаются простые вещества от сложных, физические явления от химических.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель. Мы прибыли к подножию «химической горы». А теперь, вперед – в горы! Прохождение каждого этапа маршрута я буду отмечать звездочкой.

 

IV. Обобщение и систематизация понятий

1-й э т а п «Шифровка»

Учитель. Поскольку мы только начинаем выполнять восхождение в горы, то этот этап пройдем парами. На каждой парте лежит шифровка (см. шифровки 1–3). Посмотрите на нее внимательно.

Задание. В левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в написанных в левом столбце уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно с помощью маркеров соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.

Ответ. Шифровки 1 – N; 2 – P; 3 – O.

 

За правильное выполнение задания выдаются аурики.

Учитель. Итак, 1-й этап позади, отмечаем звездочкой.

2-й э т а п «Угадай слово»

Учитель.

Химических реакций известно в мире много,
И каждая в отдельности важна, поверьте мне.
Реакции мы делим на типы очень строго.
Какие это типы? Поведайте вы мне.

Ученики. Существует четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Учитель. Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Давайте выполним следующее задание.

Задание. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово (табл. 3).

Ответ. Письмо.

Таблица 3

«Угадай слово»

Уравнения реакций Типы химических реакций
соединения разложения замещения обмена
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 Б В П З
2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O Г И К Д
2Ca + O2 = 2CaO С Ж С Ф
K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3KNO3 Н У Т Ь
2HgO = 2Hg + O2 А М Р П
Br2 + 2KI = 2KBr + I2 Ш Л О И

Один человек работает у доски, остальные на своих местах.

Учитель. Ребята, у кого получилось слово «Письмо», поднимите сигнальные карточки – зеленые треугольники – вверх.

Друзья, вы правильно определили типы химических реакций, и мы получили название 3-го этапа нашего путешествия. А 2-й этап мы преодолели.

Учитель прикрепляет звездочку.

3-й э т а п «Письмо»

Учитель. Ребята, пока мы преодолевали этапы, нам по химической почте пришло видеописьмо. Давайте узнаем, что в нем.

Это письмо от одного из персонажей пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», от Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Все знают этого судью, но не все знают, что он очень увлекается химией. Вот что он сообщает.

Видеофрагмент:

«Многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса!

Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы: растворы серной кислоты, карбоната натрия, хлорида магния, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам премного благодарен. Искренне ваш коллега – судья А.Ф. Ляпкин-Тяпкин.
Р. S. Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы».

Учитель. Ну, что, ребята, поможем Ляпкину-Тяпкину разобраться с его проблемой? Но прежде чем мы начнем выполнять практическое задание, давайте разберемся: о каком типе химических реакций пишет Ляпкин-Тяпкин.

Ученики. Реакции обмена.

Учитель. Что необходимо помнить при проведении реакций обмена?

Ученики. Условия протекания реакций обмена: выделение газа, выпадение осадка, образование воды.

Учитель.

Если выделится газ – это раз,
И получится вода – это два,
А еще нерастворимый осаждается продукт.
«Есть осадок», – говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена не забудет никогда:
В результате непременно будет газ или вода,
Или выпадет осадок – вот тогда порядок!

Задание. С реактивами, полученными от Ляпкина-Тяпкина, давайте проведем лабораторные опыты, иллюстрирующие реакции обмена, и вы запишете соответствующие уравнения реакций с учетом правил написания реакций обмена в своих схемах-конспектах. И помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов – пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов.

Пробирка № 1. H2SO4 + Na2CO3 —> наблюдается выделение газа.

Пробирка № 2. Na2CO3 + MgCl2 —> наблюдается выделение осадка.

Пробирка № 3. NaOH + H2SO4 —> видимых изменений нет, образование воды.

Учащиеся выполняют лабораторные опыты и записывают соответствующие уравнения реакций в схеме-конспекте урока. Двое учащихся (по одному из каждой группы) выполняют задания у доски.

В схеме-конспекте (табл. 4) записано:

Таблица 4

Условия Уравнения реакций
Выделение газа H2SO4 + Na2CO3 —> ..........
Выделение осадка Na2CO3 + MgCl2 —> ..........
Образование воды NaOH + H2SO4 —> ..........

Учитель. Друзья, просигнализируйте мне карточками, у кого первое и второе уравнения получились такими же, как записано на доске?

Ребята, сейчас вы провели опыты, демонстрирующие условия протекания реакций обмена: выделение газа, осадка и образование воды. Однако в третьей пробирке вы ничего не наблюдали. Объясню, почему. Реакция между кислотами и основаниями – это частный случай реакции обмена, и называется она реакцией нейтрализации.

Основание и кислота –
Два непримиримых врага,
Сразу вступают в реакцию,
Название которой – нейтрализация.
Соль и
Н2О нам получить дано.

Показ видеофрагмента «Хамелеон».

Учитель. Ребята, сейчас вы увидели животное. Вы узнали его? Что вы можете о нем рассказать?

Ученики. Это хамелеон. Он изменяет свою окраску в зависимости от внешних условий.

Учитель. А как вы думаете, почему я его вам сейчас показал? Какие химические вещества, подобно хамелеону, меняют свою окраску? Как они называются?

Ученики. Индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Учитель. Теперь вернемся к реакции нейтрализации. Я продемонстрирую ее вам. Для того чтобы наглядно была видна эта реакция, в реакционную смесь добавим несколько капель индикатора фенолфталеина. Фенолфталеин в нейтральной, а также в кислой среде – бесцветный, а в щелочной – малиновый.

Д е м о н с т р а ц и я:

NaOH + фенолфталеин + H2SO4 —> обесцвечивание раствора.

Ученики записывают третье уравнение реакции в схеме-конспекте.

Учитель. Итак, третий этап позади, мы помогли господину Ляпкину-Тяпкину разобраться в его проблеме, и я могу смело прикрепить звездочку, а также наградить вас ауриками. Но прежде чем мы перейдем к 4-му этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».

Задание «Стрельба глазами».

1. В периодической системе найдите самый активный элемент-неметалл. (F.)

2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (B.)

3. Переведите взгляд вниз и влево, на самый активный металл. (Fr.)

4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, атомы которого образуют вещество, поддерживающее горение. (O.)

5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках. (Hg.)

6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl.)

7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La.)

8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F.)

9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au.)

4-й э т а п «Химический букет»

Учитель.

На химической поляне
Чудо-формулы цветут
Соберем давайте с вами
Из цветов букеты тут.

В центре цветов записаны формулы веществ.

Формула АВ А В СД С Д СВ АД
Количество цветков, шт. 4 4 4 4 4 4 4 4

Учитель. Задание. Из химических цветов собрать соответствующие букеты химических реакций (табл. 5).

Таблица 5

Название «букета» Уравнения из химических «цветов»
Реакция соединения  
Реакция разложения  
Реакция замещения  
Реакция обмена  

По одному ученику из группы приглашают к доске составлять «букеты», остальные на своих местах записывают схемы реакций в своих схемах-конспектах.

Учитель. Вот и 4-й этап позади (прикрепляет звездочку).

V. Установление общих закономерностей

Учитель. Друзья! Мы почти достигли цели. Впереди последний этап – «Химический снегопад».

 

5-й э т а п «Химический снегопад»

Учитель.

Снег идет, и снег кружится.
Он ковром везде ложится.
Приглашаю всех я вас
Поиграть в снежки сейчас.

Ребята, мы с вами сейчас повторили и обобщили тему «Типы химических реакций», и я предлагаю вам оценить себя с помощью снежинок. Но снежинки у нас необыкновенные – химические. На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания по силам и на оценку, которая вас устраивает. Тексты с заданиями у вас записаны в схеме-конспекте.

Задание на «3» «Синяя снежинка». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций (табл. 6).

Таблица 6

Уравнение реакции Тип химической реакции
а) Al + Cr2O3 —> Al2O3 + Cr  
б) Li + N2 —> Li3N  
в) K2S + CuCl2 —> CuS + KCl  
г) N2O —> N2 + O2  

Задание на «4» «Голубая снежинка». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 7).

Таблица 7

Уравнение реакции Тип химической реакции
а) Ca + Cl2 —> ..........  
б) HNO3 + Cu(OH) 2 —> ..........  
в) Mg + TiCl4 —> ..........  
г) AgBr —> ..................  

Задание на «5» «Белая снежинка». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 8).

Таблица 8

Уравнение реакции Тип химической реакции
а) Mg + O2 —> ..........  
б) Fe3O4 + Al —> ..........  
в) H3PO4 + HCl —> ..........  
г) Ba(OH)2 + H2SO4 —> ..........  
д) H2O —> ...............  

 

Учитель. Кто желает у доски выполнить задания?

Желающие работают у доски, остальные на своих местах пишут уравнения в схеме-конспекте.

Проводится проверка выполненных заданий, раздаются аурики.

Учитель. Вот и все! (Прикрепляет последнюю звездочку.) Мы достигли цели! Кто-то из вас пришел к вершине горы без поражений, а кто-то был почти у края пропасти. Теперь давайте посмотрим, что же за сюрприз нас ожидает.

На вершине горы – два конверта: «Сюрприз» и «Суперприз».

Учитель вскрывает конверт «Сюрприз», в котором находятся кружочки с изображением отметок «3», «4», «5».

Учитель. Ребята, покажите свои наградные листы. А теперь обмениваем заработанные вами аурики на оценки: 3 аурика – одна «5»; 2 аурика – одна «4». (Учитель раздает оценки.)

А теперь, ребята, вспомните, какие слова были произнесены мною в самом начале урока?.. «На горе вас ждет сюрприз, там еще и суперприз…» Итак, суперигра! Принять участие в ней может тот, кто имеет не менее одной пятерки.

Суперприз на горе.
Кто рискнет своей пятеркой,
Тот получит сразу две!

Учитель вскрывает пакет «Суперприз» и читает задание.

Задание суперигры «Крестики-нолики». За 30 с необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения (табл. 9).

Таблица 9

Fe2O3 + 3H2 = 3H2O + 2Fe 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 4AgNO3 = 2Ag2O + 4NO2 + O2
Cl2 + 2KI = 2KCl + I2 Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NaCl 2Zn + O2 = 2ZnO
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 Cu(OH)2 = CuO + H2O 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2

 

VI. Домашнее задание

Учитель. В ваших схемах-конспектах записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Каждый выбирает себе задание на ту оценку, которая его устраивает.

Задание на «3». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций (табл. 10).

Таблица 10

Уравнение реакции Тип химической реакции
а) Al + O2 —> Al2O3 Реакция……………..
б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O Реакция……………..
в) H2O2 —> H2 + O2 Реакция……………..
г) HNO3 + Fe(OH)3 —> Fe(NO3)3 + H2O Реакция……………..

Задание на «4». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 11).

Таблица 11

Уравнение реакции Тип химической реакции
а) AgI —>……….. Реакция……………..
б) MgO + H2SO4 —>……….. Реакция……………..
в) Al + HCl —>……….. Реакция……………..
г) Na + Cl2 —>……….. Реакция……………..

Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 12).

Таблица 12

Уравнение реакции Тип химической реакции
а) HNO3 + Mg (OH) 2 —> ………..... Реакция……………..
б) FeCl3 + Zn —>……….. Реакция……………..
в) CH4 —>……….. Реакция……………..
г) KOH + Ca (OH) 2 —> ………..... Реакция……………..
д) Ba + O2 —>……….. Реакция……………..

 

VII. Подведение итогов

Учитель. Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Типы химических реакций». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда описывать химические свойства веществ, осуществлять цепочки химических превращений, решать задачи. Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу. И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас заполнить анкеты, лежащие на ваших столах.

 


А н к е т а  д л я  у ч е н и к о в

Уважаемый коллега!

Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.

1. Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):

а) отличный, интересный, захватывающий;

б) хороший, содержательный, заставляющий работать;

в) нормальный, обычный;

г) скучный, работа без интереса;

д) бесполезный, совсем не интересный;

е) твой вариант ответа _________________________________________________________

2. Вспомни тему урока. ______________________________________________________________

3. Какая цель стояла перед тобой на уроке? ____________________________________________

4. Каков был план урока? ____________________________________________________________

5. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила ты усвоил на уроке?

___________________________________________________________________________________

6. Чему новому ты научился на уроке? _________________________________________________

7. Каковы были главные мысли урока? _________________________________________________

8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке? _____________________________

9. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе?_________________________________

10. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ____________________________

Спасибо за сотрудничество!


ПРИЛОЖЕНИЕ

Наградной лист

Е.П. ПАК, учитель химии,
директор средней школы № 12
(г. Балаково, Саратовская обл.)