В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ |
Стимулирование обучения
как один из способов решения проблем
преподавания
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Успешность решения этих задач зависит от многих факторов, и в первую очередь – от профессионализма учителя, его умения правильно выбрать приоритетные направления деятельности, а именно:
• добиваться максимально высокого уровня знаний, достаточного для продолжения образования после школы;
• обучать учащихся важнейшим способам получения информации из различных источников (учебники, книги, справочники, средства массовой информации, Интернет и т.д.).
Для достижения этих направлений нужны следующие подходы к обучению: переход от обучения к самообразованию, связь с жизнью, положительный эмоциональный фон и проблемность обучения, формирование творческого мышления, обеспечение сознательности и активности учащихся.
Лавинообразно нарастающий объем информации, которую учащийся должен усвоить за сравнительно короткий отрезок времени, создает объективные трудности обучения, что и является одной из важнейших актуальных проблем преподавания предметов, в частности химии в школе в современных условиях. Я убеждена, что стимулирование учения – один из способов решения этой проблемы.
Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учащимся. Неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное всегда притягивает воображение и стимулирует познание.
Следующий стимул – практическая значимость знаний для самих школьников – опирается на потребность учащихся активно действовать и добиваться успеха. Задача учителя – показать учащимся, что дают эти знания для жизни, общения со сверстниками, карьеры и успеха, престижа в обществе.
Учет возрастных потребностей учащихся – тоже один из стимулов обучения. Так, например, подростки стремятся избежать всякой рутины, однообразия и формализма, их интересует все необычное. Если учитель часто рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы, то подростки почувствуют явное желание узнать больше и вообще учиться.
Очень важным стимулом обучения является также продуманная организация учебного процесса, включающая:
• логичное, контрастное, яркое, увлекательное изложение материала, дополненное наглядными образами;
• ритмичное чередование различных видов деятельности: напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений; активная позиция учащихся в учебном процессе: постоянное оперирование получаемыми знаниями (самостоятельный поиск знаний, собственное исследование, применение знаний в реальной деятельности и т.д.), а также участие в некоторой исследовательской группе, решающей научные задачи, в опытах и экспериментальных исследованиях.
Полезно ставить ученика в положение учителя, создать условия для постоянной ретрансляции своих знаний другим людям. Здесь можно использовать такие формы деятельности, как разработка таблиц, схем, выпуск газет, журналов, буклетов, самодельных книг и т.д.
Самостоятельное оперирование получаемыми знаниями расширяет степень свободы ученика, дает ему ощущения нужности и взрослости, повышает самоуважение и укрепляет интерес к познавательной деятельности.
Стоит также отметить, что демонстрация уважения к личности учащегося, и не просто демонстрация, а действительно уважительное отношение к нему, признание его деловых и личных качеств – прекрасное средство побуждения к учению.
Наряду с формированием знаний учащихся, развитием их интеллектуальных способностей и творческого потенциала, одной из актуальных проблем преподавания естественных наук является развитие у учащихся учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, выделять главное, доказывать, синтезировать, исследовать, рассуждать, делать выводы.
Развитию учебно-интеллектуальных умений учащихся способствуют современные образовательные технологии, особенно проектные и исследовательские методы обучения, имеющие большое значение в профильных классах.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающее, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и применение этих знаний в конкретной ситуации.
Работа над проектом включает следующие этапы.
1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнений предполагаемых стратегий, выбор способов.
3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).
5. Исследование, решение конкретных задач.
6. Обобщение результатов, выводы.
7. Реализация проекта.
8. Анализ успехов и ошибок.
Учитель при работе учащихся над проектом помогает ученикам в поиске нужной информации и сам является источником информации, координирует весь процесс, поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь.
Результаты, к которым стремится учитель, работающий в проектной методике, это:
• повышение уровня активности школьников и качества знаний;
• интеграция между предметами различных образовательных областей;
• профессиональное самоопределение учащихся.
Исследовательские и проектные методы обучения оказываются также действенным стимулом познавательной деятельности. При этом особенно благоприятно действуют на учащихся собственные успехи. Успех укрепляет веру ученика в свои силы и возможности. В таком состоянии возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать еще большие трудности. И действительно, деятельность учащегося оказывается более плодотворной и успешной.
Таким образом, я считаю, что разные формы стимулирования обучения – один из эффективных способов решения актуальных проблем преподавания любого предмета в школе, в том числе и химии.