Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2008
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

 

Продолжение. См. в № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17/2008

РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ

Чистые вещества и смеси

Часть А

1. Запишите определения.

Чистые вещества – .…………………………………………………………………………………… .

Гомогенная смесь – .…………………………………………………………………………………… .

Гетерогенная смесь – .…………………………………………………………………………………… .

2. Заполните таблицу (табл. 16).

Таблица 16

Название способа
разделения смесей
Определение,
на чем основан способ
Пример
     
     
     
     
     
     
     

 

Часть Б

У р о в е н ь  1

3. Предложите способы разделения следующих смесей; укажите на каких свойствах входящих в их состав веществ они основаны:

а) рыбий жир и вода: .………………………………...…………………………………………………… ;

б) древесные и железные опилки: .……………………………………………………………………… ;

в) поваренная соль и речной песок: .…………………………………………………………………… .

 

У р о в е н ь  2

4. Какие различия в свойствах составных частей молока используют при получении из него сливок отстаиванием?

....................................…………………………………………………………………………………… .

5. Вспомните, что стоит у вас на кухне, и выпишите в два столбика отдельно названия веществ и смесей.

Вещества Смеси веществ
   
   
   
   
   

6. Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль? Ответ поясните.

....................................…………………………………………………………………………………… .

У р о в е н ь  3

7. Объясните, почему бессмысленно выражение: «молекула молока», «молекула воздуха».

....................................…………………………………………………………………………………… .

8. Как называется способ очистки веществ, представленный на рисунке? Опишите свойства конкретных веществ, на которых основан данный способ очистки.

....................................…………………………………………………………………………………… .

9. Какой способ очистки изображен на рисунке? На каких свойствах веществ основан этот способ? Приведите четыре примера смесей, которые можно разделить данным способом. Ответ мотивируйте.

....................................…………………………………………………………………………………… .

 

Теория электролитической диссоциации

Часть А

1. Запишите определения.

Электролиты – ....................................…………………………………………………………………… .

Неэлектролиты – ....................................………………………………………………………………… .

Электролитическая диссоциация – ....................................…………………………………………… .

Кислоты – ....................................……………………………………………………………………....... .

Основания – ....................................…………………………………………………………………...…. .

Соли – ....................................……………………………………………………………………............   .

2. Заполните следующую схему (схема 4).

Схема 4

3. Нарисуйте электронно-графические схемы веществ с ионной и ковалентной сильнополярной связью. Выделите общее и различное.

C

 

Часть Б

У р о в е н ь  1

4. Вам предложены названия и формулы следующих веществ: бромоводород – HBr; хлор – Сl2; гидроксид калия – KОН; сульфат натрия – Na2SO4; кислород – О2; сероводород – H2S. Запишите формулы и названия этих веществ в соответствующие графы таблицы (табл. 17).

Таблица 17

Вещества
с ионной связью
Вещества
с ковалентной полярной связью
Вещества
с ковалентной неполярной связью
C C C
C C C
C C C
C C C
C C C

5. Запишите формулы веществ из задания 4, водные растворы или расплавы которых будут проводить электрический ток. ……………………………………………....…………….............… .

 

У р о в е н ь  2

6. Схематически изобразите процесс диссоциации: а) йодоводородной кислоты; б) нитрата калия. Поясните, откуда берутся ионы в растворах этих электролитов?

а)C б)C

7. Запишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ: а) HCl; K2SO4; NaOH; Ca(NO3)2.

.…………………………………………………………………………………… ,

.…………………………………………………………………………………… ,

.…………………………………………………………………………………… ,

.…………………………………………………………………………………… ;

б) хлорид меди(II): .………………………………………………………….… ,

сульфат цинка: .………………………………………………………………... ,

ортофосфорная кислота: .……………………………………………………. ,

нитрат железа(III): .……………………………………………………………… ,

гидроксид калия: .……………………………………………………………… .

 

У р о в е н ь  3

8. Приведите по два примера веществ изученных классов неорганических соединений, которые являются электролитами, и запишите уравнения электролитической диссоциации этих веществ.

.………………………………………………………………………………….… .

9. На схеме (схема 5) изображены пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят простые ионы, в круг 2 – анионы. Распределите приведенные ионы в соответствующие области кругов: Na+, SO42–,Cl, Ca2+, NH4+, PO43–, S2–.

Схема 5

10. Составьте уравнения ступенчатой диссоциации для следующих кислот:

а) сернистая кислота: .………………………………………………………………………………….… ;

б) ортофосфорная кислота:   .…………………………………………………………………………….. .

 

Часть В. Задания для самоконтроля

Дополните предложения.

1. Частицы, заряженные отрицательно, называются ………………… ; положительно – ……………………… .

2. ……..…………… – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.

3. ……..…………… – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы гидроксогрупп.

4. ……..…………… – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Установите правильную последовательность.

5. Механизм диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью:

– ассоциация;

– ориентация;

– диссоциация;

– ионизация.

Обведите кружком правильный ответ (их может быть больше одного).

6. Вещества, которые

в а р и а н т  I – подвергаются диссоциации,

в а р и а н т  II – не подвергаются диссоциации:

а) гидроксид алюминия;

б) сульфат калия;

в) азотная кислота;

г) сульфат бария.