РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ |
Продолжение. См. в № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17/2008
РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ
Чистые вещества и смеси
Часть А |
1. Запишите определения.
Чистые вещества – .…………………………………………………………………………………… .
Гомогенная смесь – .…………………………………………………………………………………… .
Гетерогенная смесь – .…………………………………………………………………………………… .
2. Заполните таблицу (табл. 16).
Таблица 16
Название способа разделения смесей |
Определение, на чем основан способ |
Пример |
Часть Б |
У р о в е н ь 1
3. Предложите способы разделения следующих смесей; укажите на каких свойствах входящих в их состав веществ они основаны:
а) рыбий жир и вода: .………………………………...…………………………………………………… ;
б) древесные и железные опилки: .……………………………………………………………………… ;
в) поваренная соль и речной песок: .…………………………………………………………………… .
У р о в е н ь 2
4. Какие различия в свойствах составных частей молока используют при получении из него сливок отстаиванием?
....................................…………………………………………………………………………………… .
5. Вспомните, что стоит у вас на кухне, и выпишите в два столбика отдельно названия веществ и смесей.
Вещества | Смеси веществ |
6. Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль? Ответ поясните.
....................................…………………………………………………………………………………… .
У р о в е н ь 3
7. Объясните, почему бессмысленно выражение: «молекула молока», «молекула воздуха».
....................................…………………………………………………………………………………… .
8. Как называется способ очистки веществ, представленный на рисунке? Опишите свойства конкретных веществ, на которых основан данный способ очистки.
....................................…………………………………………………………………………………… .
9. Какой способ очистки изображен на рисунке? На каких свойствах веществ основан этот способ? Приведите четыре примера смесей, которые можно разделить данным способом. Ответ мотивируйте.
....................................…………………………………………………………………………………… .
Теория электролитической диссоциации
Часть А |
1. Запишите определения.
Электролиты – ....................................…………………………………………………………………… .
Неэлектролиты – ....................................………………………………………………………………… .
Электролитическая диссоциация – ....................................…………………………………………… .
Кислоты – ....................................……………………………………………………………………....... .
Основания – ....................................…………………………………………………………………...…. .
Соли – ....................................……………………………………………………………………............ .
2. Заполните следующую схему (схема 4).
Схема 4
3. Нарисуйте электронно-графические схемы веществ с ионной и ковалентной сильнополярной связью. Выделите общее и различное.
C |
Часть Б |
У р о в е н ь 1
4. Вам предложены названия и формулы следующих веществ: бромоводород – HBr; хлор – Сl2; гидроксид калия – KОН; сульфат натрия – Na2SO4; кислород – О2; сероводород – H2S. Запишите формулы и названия этих веществ в соответствующие графы таблицы (табл. 17).
Таблица 17
Вещества с ионной связью |
Вещества с ковалентной полярной связью |
Вещества с ковалентной неполярной связью |
C | C | C |
C | C | C |
C | C | C |
C | C | C |
C | C | C |
5. Запишите формулы веществ из задания 4, водные растворы или расплавы которых будут проводить электрический ток. ……………………………………………....…………….............… .
У р о в е н ь 2
6. Схематически изобразите процесс диссоциации: а) йодоводородной кислоты; б) нитрата калия. Поясните, откуда берутся ионы в растворах этих электролитов?
а)C | б)C |
7. Запишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ: а) HCl; K2SO4; NaOH; Ca(NO3)2.
.…………………………………………………………………………………… ,
.…………………………………………………………………………………… ,
.…………………………………………………………………………………… ,
.…………………………………………………………………………………… ;
б) хлорид меди(II): .………………………………………………………….… ,
сульфат цинка: .………………………………………………………………... ,
ортофосфорная кислота: .……………………………………………………. ,
нитрат железа(III): .……………………………………………………………… ,
гидроксид калия: .……………………………………………………………… .
У р о в е н ь 3
8. Приведите по два примера веществ изученных классов неорганических соединений, которые являются электролитами, и запишите уравнения электролитической диссоциации этих веществ.
.………………………………………………………………………………….… .
9. На схеме (схема 5) изображены пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят простые ионы, в круг 2 – анионы. Распределите приведенные ионы в соответствующие области кругов: Na+, SO42–,Cl–, Ca2+, NH4+, PO43–, S2–.
Схема 5
10. Составьте уравнения ступенчатой диссоциации для следующих кислот:
а) сернистая кислота: .………………………………………………………………………………….… ;
б) ортофосфорная кислота: .…………………………………………………………………………….. .
Часть В. Задания для самоконтроля |
Дополните предложения.
1. Частицы, заряженные отрицательно, называются ………………… ; положительно – ……………………… .
2. ……..…………… – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.
3. ……..…………… – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металла и анионы гидроксогрупп.
4. ……..…………… – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.
Установите правильную последовательность.
5. Механизм диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью:
– ассоциация;
– ориентация;
– диссоциация;
– ионизация.
Обведите кружком правильный ответ (их может быть больше одного).
6. Вещества, которые
в а р и а н т I – подвергаются диссоциации,
в а р и а н т II – не подвергаются диссоциации:
а) гидроксид алюминия;
б) сульфат калия;
в) азотная кислота;
г) сульфат бария.