Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №17/2008
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Уважаемые учителя химии!

В 2008/09 учебном году Педагогический университет «Первое сентября» предлагает пять дистанционных курсов повышения квалификации для учителей химии (см. с. 16). Лекционный материал и контрольные работы для курса 18–005 будут публиковаться на страницах газеты «Химия» в №№ 17–24/2008, а для остальных курсов – отправляться по почте в виде брошюр. Бланк заявки на обучение помещен на второй странице обложки этого номера. Сегодня мы представляем вашему вниманию первую лекцию курса.

 

Методические основы подготовки
к олимпиадам по химии

Учебный план курса

№ газеты Учебный материал
17 Лекция № 1. Основные цели и задачи олимпиадного движения в контексте современного образования в России. История химического олимпиадного движения в России. Система химических олимпиад и творческих конкурсов в России. Роль химических олимпиад в образовании и науке. (Тюльков И.А., Архангельская О.В.)
18 Лекция № 2. Методика подготовки и проведения олимпиад различного уровня. Организация химических олимпиад: от простого к сложному. Подготовительная, основная и заключительная стадии организации олимпиад. Система действующих лиц олимпиады, их роль. (Тюльков И.А., Архангельская О.В.)
19 Лекция № 3. Концептуальная основа содержания олимпиадных задач. Примерная программа содержания различных этапов химических олимпиад: жесткие границы или ориентиры для подготовки? Классификация олимпиадных задач. Задачи химических олимпиад: от этапа к этапу, от тура к туру. (Тюльков И.А., Архангельская О.В.)
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2008 г.)
20 Лекция № 4. Методика решения задач, включающих «цепочку» превращений. Классификация задач со схемами превращений. Тактика и стратегия решения олимпиадных задач с «цепочками». (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.)
21 Лекция № 5. Методика решения задач по физической химии (1). Задачи по термохимии. Задачи с использованием понятий «энтропия» и «энергия Гиббса». (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.)
22 Лекция № 6. Методика решения задач по физической химии (2). Задачи на химическое равновесие. Задачи по кинетике. (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.)
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 30 декабря 2008 г.)
23 Лекция № 7. Методические подходы к выполнению экспериментальных задач. Классификация задач экспериментального тура. Практические навыки, необходимые для успешного выполнения экспериментальных задач. (Тюльков И.А.,
Архангельская О.В., Павлова М.В.)
24 Лекция № 8. Методические принципы подготовки школьников к олимпиадам. Использование современных педагогических технологий при подготовке к олимпиадам различного уровня. Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах. Организационно-методическая работа учителя-наставника. Методические подходы к составлению олимпиадных задач. Олимпиады как средство повышения квалификации педагогов-наставников. Роль интернет-общения и средств массовой информации в обмене педагогическим опытом. (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.)
Итоговая работа.
Краткий отчет о проведении итоговой работы, сопровождаемый справкой из учебного заведения, должен быть направлен в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г. (Подробнее об итоговой работе будет напечатано после лекции № 8.)

  И.А.ТЮЛЬКОВ,
О.В.АРХАНГЕЛЬСКАЯ

 

ЛЕКЦИЯ № 1
Основные цели и задачи олимпиадного движения
в контексте современного образования в России

 

История химического олимпиадного движения в России

В 2009 г. мы с полным правом будем отмечать 70-летие химических олимпиад в России. Задача этой лекции – проследить развитие и изменение их целей, показать роль в образовании и науке.

Из воспоминаний профессора МГУ им. М.В.Ломоносова А.П.Терентьева – одного из основных инициаторов олимпиадного движения в нашей стране, – а также из опубликованных монографий следует, что изначально олимпиады были призваны привлечь к серьезному изучению химии как можно больше школьников. Тот факт, что именно эта цель была тогда доминирующей, подтверждает и изучение олимпиадных задач тех лет. Пример из документа 1939 г., хранящегося в личном архиве сотрудника МГУ им. М.В.Ломоносова С.С.Чуранова*:

 

«Задача 1.На основании указанных ниже описаний свойств металла решите, о каком металле идет речь:

а) металл не растворяется в разбавленной серной кислоте;

б) при действии на металл разбавленной азотной кислоты выделяется окись азота;

в) из 2,4 г окиси этого металла получится 1,92 г чистого металла.

Напишите равенство реакции этого металла с разбавленной азотной кислотой.

Задача 2.На основании помещенных ниже описаний свойств определите, о каком веществе идет речь:

вещество образует белые кристаллы;

при действии на него соляной кислоты выделяется газ без запаха, а при выпаривании получившегося раствора получается поваренная соль;

водный раствор этого вещества имеет щелочную реакцию.

Запишите равенства реакций этого вещества с водой и соляной кислотой.

Задача 3.Назовите три наиболее разведанных месторождения нефти в СССР.

Задача 4.Назовите фамилии известных ученых-химиков, портреты которых будут показаны.

Задача 5.Укажите кратко, в чем заслуги какого-либо из известных ученых-химиков, фамилия которого будет названа».

 

Из приведенной выдержки следует, что на первых олимпиадах предлагались либо обычные «школьные» задачи (в принципе, доступные очень многим), либо задания общеобразовательного, развивающего и «завлекающего» типа (например, историко-химические).

Таким образом, с момента своего основания олимпиадное движение ставило главной целью привлечение школьников в науку.

Начиная с середины 1960-х гг. это движение стало регламентироваться специальными положениями. Первое «Положение о Всероссийских физико-математической и химической олимпиадах учащихся восьмилетних и средних школ» было утверждено Министерством просвещения РСФСР 23 января 1965 г. В нем перечислены следующие основные цели олимпиады:

 

«а) повышение интереса учащихся к математике, физике и химии, активизация и дальнейшее развитие сети научно-технических кружков, клубов, обществ, лекториев и других видов работ во внеучебное время;

б) содействие улучшению физико-математической и химической подготовки учащихся и качества преподавания математики, физики и химии в школе;

в) подведение итогов работы кружков, лекториев и других видов работы с учащимися, интересующимися физикой, математикой и химией;

г) оказание помощи учащимся старших классов в выборе специальности, привлечение наиболее способных из них в ведущие математические, физические и химические вузы страны;

д) выявление сильнейших учащихся»**.

 

Помимо основной цели олимпиад – повышение интереса учащихся к естественным наукам, в этом положении акцентировано внимание еще на двух аспектах: помощь в самоопределении учащихся и выявление наиболее способных. Отметим, что это положение впервые обязывало приемные комиссии вузов учитывать результаты олимпиад при зачислении.

На протяжении нескольких последующих лет, согласно циркулярным письмам «О проведении физико-математических и химических олимпиад» в 1965/66, в 1966/67 и других учебных годах, они проводились по Положению 1965 г. Задача «массового вовлечения в число юных любителей химии школьников и рабочей молодежи» по-прежнему оставалась основной. С этой же целью, согласно приказу Министерства просвещения РСФСР от 08.01.1969 г., был организован и Всесоюзный смотр, который должен был «стимулировать дальнейшее расширение и углубление деятельности существующих коллективов юных химиков».

Как показало проведенное нами исследование, к началу 1970-х гг. задача массового привлечения школьников хотя и осталась важной составляющей олимпиадного движения, однако постепенно перестала быть доминирующей. В документах этих лет стала все явственней отмечаться необходимость усиления другого аспекта, а именно углубления знаний. В это время было проведено разделение заданий на обязательные задачи и задачи по выбору. Кроме того, с 1975 г. в республиках СССР было введено в обязательном порядке проведение дополнительного (республиканского) отборочного этапа. Это привело к четырехкратному сокращению числа участников и, соответственно, к возрастанию уровня подготовки участников заключительного этапа олимпиады. Из текстов заданий были исключены совсем легкие (с современной научной точки зрения) вопросы, повышена сложность задач экспериментального тура.

Об уровне предлагаемых в то время школьникам задач можно судить как непосредственно по текстам задач, так и по документам («Об итогах Всероссийских физико-математической и химической олимпиад школьников...», положение об олимпиадах и др.).

Например, были включены задания, в которых «требовалось знание теории электролитической диссоциации, химического равновесия и условий его смещения, ... явлений изомерии и гомологии, взаимного влияния атомов».

Однако в целом уровень заданий оставался «доступным» многим школьникам (его основу составляли задачи на определение степени окисления элементов в соединениях, концентрации растворов и массовой доли элемента в веществе, задачи на знание свойств металлов, кислотных оксидов, окислительно-восстановительных реакций и т.п.).

В аналогичных отчетах об итогах Всероссийских олимпиад 1984/85 и 1985/86 гг. мы обнаружили любопытные замечания, свидетельствующие о дальнейшем усилении упомянутой выше новой тенденции. В этих документах особое внимание уделяется представлению «оригинальных решений, отличающихся изобретательностью и разнообразием приемов и свидетельствующих о неординарном мышлении школьников». Кроме того, специально обсуждается неудача большинства школьников при решении сложной задачи: определения состава вещества в случае ограниченных исходных данных. В качестве основного заключения отмечается необходимость «на уроках, внеклассных занятиях, а также на всех этапах физико-математической и химической олимпиады ... значительно больше практиковать задания, требующие поиска, самостоятельности, конкретного применения полученных знаний для решения практических задач», а также необходимость «привлекать всех желающих учащихся к решению нестандартных задач».

Тенденция к усилению «нестандартности» олимпиадных заданий получила свое документальное оформление в новом положении о Всероссийских физико-математической и химической олимпиадах школьников от 14 сентября 1986 г. В целях и задачах олимпиады, согласно этому положению, помимо повышения интереса учащихся к научным достижениям, подведения итогов работы кружков, помощи в выборе профессии и развитии способностей учащихся, появился новый пункт: «Развитие у школьников логического мышления, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач. Ознакомление с современными научными открытиями, ... внедрением научных открытий в производство».

Как следует из текста данного и других документов этого периода, «усиление нестандартности задач» явилось прямым следствием тенденции к углублению знаний школьников как основной цели олимпиад. Для такого «углубления содержания, познавательной направленности» предполагалось проведение конференций с участием школьников на четвертом этапе олимпиады. Интересно, что в положении 1986 г. отсутствует пункт, касающийся привлечения победителей олимпиад в ведущие высшие учебные заведения, а также учет ее результатов при поступлении в вузы.

В «Отчете об итогах ХXIII Всероссийских физико-математической и химической олимпиад школьников 1986/87 учебного года...» нашли отражение многие из основных пунктов положения 1986 г. Во-первых, в олимпиадных заданиях появились нестандартные задачи по тематикам, выходящим за рамки школьной программы (например, на умение определять типы кристаллических решеток или задача на динамическое равновесие в насыщенном растворе соли). Во-вторых, была проведена специальная научно-практическая конференция юных химиков, посвященная юбилею М.В.Ломоносова. На конференции школьники представили более 300 рефератов, а «лучшие, часть из которых выполнена на уровне самостоятельных разработок, были заслушаны на пленарном и секционных заседаниях». В-третьих, в указанном отчете в ответ на один из пунктов положения 1986 г. в задания третьего и четвертого этапов олимпиады было предложено и в дальнейшем включать задачи с производственным содержанием. Аналогичные материалы, свидетельствующие об усилении тенденции к углублению знаний можно найти и в документах конца 1980-х гг., например, в приказе Министерства народного образования РСФСР «Об итогах XXV Всероссийских физико-математической и химической олимпиад школьников и о порядке проведения олимпиад в 1988/89 учебном году».

В начале 1990-х гг. в связи с фундаментальными реформами в нашей стране вопросы олимпиадного движения некоторое время не обсуждались. Только 9 июля 1997 г. появился приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Об утверждении положения о Всероссийской олимпиаде школьников». Согласно этому положению, «основными целями и задачами олимпиады являются: пропаганда научных знаний и развитие у учащихся общеобразовательных учреждений интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для выявления одаренных детей, активизация работы факультативов, спецкурсов, кружков».

Сопоставляя цели, обозначенные в этом положении, с более ранними, следует отметить, что в новом документе уже не упоминаются такие задачи, как оказание помощи в выборе будущей специальности и ознакомление с современными научными открытиями. Очевидно, что это было связано с возрастанием доступа жителей даже отдаленных областей к определенному объему информации, которое явилось результатом проведения в стране экономических реформ.

Есть и другое отличие в целях и задачах олимпиад в новом положении. Так, основная задача олимпиад 1930-х–1980-х гг. – развитие личности школьника, причем не обязательно талантливого, в положении 1997 г. фактически заменена другой задачей: выявлением одаренных детей. Возможно, именно поэтому в документе 1997 г. не нашел отражения пункт, характерный для более ранних положений, а именно – содействие улучшению химической подготовки учащихся и качества преподавания химии в школе. Неопределенными стали и такие аспекты олимпиады как конференции, лекции, семинары и т.п.

Указанная новая тенденция в комбинации с доступностью школьникам большого объема информации нашла свое отражение в значительном усложнении олимпиадных задач. Ниже приведен пример задачи (из комплекта 2003 г.), базирующейся на материале, который на химическом факультете МГУ излагается студентам на четвертом курсе в рамках спецкурса «Высокомолекулярные соединения».

 

«Задача 11-4. В 2003 году группа американских ученых сообщила о синтезе «супераминированного» полимера – полиметиленамина. В качестве исходного сырья для получения полимера был использован 1,3-дигидро-2H-имидазол-2-он, подвергавшийся следующим химическим превращениям:

На схеме использованы следующие обозначения: Ас2О – уксусный ангидрид, Init – инициатор реакции – [1,1’-азобис(1-цианоциклогексан)], М1 – мономер, получающийся при ацилировании 1,3-дигидро-2H-имидазол-2-она, П1 – полимер, модификация которого приводит к образованию полиметиленамина.

1. Запишите структурные формулы 1,3-дигидро-2H-имидазол-2-она, уксусного ангидрида, 1,1’-азобис(1-цианоциклогексана), мономера М1, и полимера П1.

2. Запишите уравнения процессов, протекающих при получении полиметиленамина, включая стадию распада инициатора – 1,1’-азобис(1-цианоциклогексана).

3. Какой процесс инициируется в результате распада 1,1’-азобис(1-цианоциклогексана)?

4. Определите среднюю степень полимеризации полимера П1 и среднюю молекулярную массу полиметиленамина, полученного в описываемом эксперименте, учитывая нижеследующие данные. Авторы методики получения полиметиленамина определили среднюю молекулярную массу полимера П1. Она равна 104 000. Провести прямое измерение средней молекулярной массы полиметиленамина не удалось, однако авторы считают, что в процессе гидролиза полимера П1 деструкция главной цепи не происходит».

Как показывает исторический анализ, тенденция к рассмотрению олимпиады не столько как средства развития творческих способностей, сколько как средства их выявления, заметно отличается от изначальной сути предметной школьной олимпиады.

По-видимому, многие организаторы олимпиад не одобрили эту тенденцию, т.к. в положении «О Всероссийской олимпиаде школьников» от 30 октября 2003 г. указано, что «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний». Отметим, что в данном документе восстановлено ликвидированное в 1986 г. положение о возможности поступления победителей олимпиад в высшие учебные заведения без экзаменов.

В октябре 2007 г. принято новое положение, которое изменило структуру проведения олимпиад. Цели и задачи остались неизменными. Основные изменения коснулись числа этапов (вместо пяти их стало четыре), определения победителей и призеров (появилась четкая привязка к успешности выполнения заданий), а также статуса олимпиад Москвы и Санкт-Петербурга.

Итак, изучение целей и задач школьных олимпиад по химии в России за период с конца 1930-х до начала 2000-х гг. выявило следующие тенденции. На ранних этапах развития Всероссийской олимпиады ставилась цель на привлечение как можно большего числа школьников к научным изысканиям и повышение их интереса к химии, а также профессиональная ориентация старшеклассников. К 1970–1980-м гг. к этому добавилась и вскоре стала доминирующей задача углубления знаний учащихся, развитие умения применять полученные знания для решения практических и нестандартных задач. В последние десять лет при формировании целей олимпиадного движения особое внимание стало уделяться выявлению одаренных детей и их поддержке. С нашей точки зрения, как бы ни были в будущем расставлены акценты в задачах олимпиадного движения в нашей стране, сформированная в середине 1980-х гг. основная его цель – углубление знаний и развитие творческого, самостоятельного мышления школьника – должна оставаться неизменной.

Система химических олимпиад
и творческих конкурсов в России

Состязательные формы комплектования будущей интеллектуальной элиты отнюдь не исключают иных, более кропотливых, растянутых во времени, менее зрелищных, но более основательных и индивидуализированных путей подготовки одаренных молодых людей к научной карьере.

Наряду с проведением очных туров постоянно проводились заочные олимпиады. Они позволяют охватить большее количество учащихся, в них имеет право участвовать любой школьник без какой-либо рекомендации со стороны учителей. В рамках заочных олимпиад существует возможность давать задачи в нестандартной форме: кроссворды, чайнворды и вопросы, выходящие за рамки программы, ответы на которые можно найти в соответствующей литературе. Подобные олимпиады проводятся и по сей день, являясь частью третьего этапа. Заочные олимпиады способствуют систематической самостоятельной работе школьников и развивают их интерес к химии, являются источником новой информации, которую учащийся получает путем самостоятельной работы с книгой, в процессе решения задач, общении с учителями, наставниками, сверстниками. Заочная олимпиада является движущей силой развития самостоятельной работы учащихся. С развитием современных технологий заочные олимпиады превратились в интернет-олимпиады, что позволяет привлечь как можно больше способных ребят, интересующихся химией. Интересный опыт проведения интернет-олимпиад имеется у химического факультета МГУ (при содействии компании «Innocentive») и у Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева.

Другой значимой формой работы с одаренными детьми являются летние лагеря школьников. В конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. почти прекратилась практика тематических смен, перестали существовать многие тематические лагеря. Совмещение отдыха за городом с неформальным общением школьников, студентов и преподавателей способствует, в первую очередь, развитию интереса к химии. И забывать об этой форме работы с детьми нельзя. «Орбиталь» (Казань), «Химера» (Москва), «Ленский край» (Якутск) и другие, интересные и по-своему самобытные формы работы с высокомотивированными детьми, продолжают и развивают традиции загородных тематических лагерей.

К сожалению, утеряна такая форма в проведении олимпиад (третьего и более высоких этапов) как конференции: участникам за 2–3 недели до начала олимпиады предлагались на выбор темы для выступления на конференции, они готовили небольшие рефераты. Выступления и рефераты оценивались по определенной системе, и баллы шли в зачет. Это одна из форм научного общения, и стоит серьезно задуматься о возможности проведения конференций участников олимпиады в очном или заочном виде (посредством интернет-технологий).

Много инноваций, прочно вошедших в методику проведения Олимпиады, пришло из Московской городской олимпиады.

Так, в середине 1970-х гг. экспериментальный тур превратился в небольшое, но самостоятельное исследование вполне определенной проблемы, подготавливаемое и осуществляемое участником олимпиады. Каждому из участников заранее (не меньше чем за 1 неделю) дается специальное теоретическое задание (например, собрать материал о свойствах и методах получения того или иного соединения). Участник приходит подготовленным к выполнению практического задания с кратким (3–4 страницы) рефератом на заданную тему. Новая форма проведения понравилась школьникам и зарекомендовала себя как дающая более объективные показатели и практических навыков, и умения работать с литературой. Кроме того, предварительная работа с литературой позволила учащимся лучше продемонстрировать свои экспериментальные навыки, а преподаватели могли более объективно оценить общую подготовку участников олимпиады.

В 1978 г. впервые на городской и областной этапы олимпиады московского региона в качестве эксперимента были допущены учащиеся 7-х классов (сейчас это учащиеся 8-х классов). Эксперимент прошел успешно – большинство школьников справились с заданиями. С 1979 г. олимпиада проводилась по четырем параллелям. Этот опыт был закреплен при проведении третьего этапа олимпиады, задания для которого разрабатывались для 8–11-х классов. На сегодняшний день Центральная методическая комиссия (ЦМК) готовит рекомендации для трех параллелей (9–11 классы).

Важной проблемой, требующей решения, является проведение практического тура. Поскольку в этом туре проверяется не только правильность решения, но и мыслительный эксперимент, методика и техника эксперимента, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность оформления отчета, то учет всех этих элементов при участии всех учеников очень трудоемок и требует как увеличения числа членов жюри, так и увеличения числа лабораторных помещений.

Не менее важной является проблема отбора участников с этапа на этап и с тура на тур.

На Украине в 1970-х гг. на областном этапе ограничивали число участников экспериментального тура. При этом участники, не прошедшие на экспериментальный тур, уже не могли претендовать на призовые места. Такая же ситуация сохраняется при проведении Московской и Санкт-Петербургской городских олимпиад. Это оправданно при проведении открытых олимпиад (когда число участников не ограничивается). Но при проведении этапов с ограниченным числом участников все участники должны иметь право попробовать свои силы на всех турах олимпиады того или иного уровня. В противном случае образовательные и воспитательные функции олимпиады не смогут быть выполнены в полной мере.

Химический факультет МГУ уделял и уделяет пристальное внимание школьному образованию, различным формам привлечения школьников в науку. Именно поэтому химический факультет МГУ стоял у истоков развития олимпиадного движения в России. За более чем сорокалетнюю историю Всероссийской олимпиады*** сложилась проверенная временем система работы с одаренной молодежью. Общее руководство и методическое обеспечение осуществляет Центральный организационный комитет и формируемые им методические комиссии по предметам. Состав Центрального оргкомитета определяется приказом министра образования и науки Российской Федерации. Система работы с одаренными школьниками стройна и эффективна. Она продолжает развиваться, приумножая лучшие достижения и находки методического и организационного плана.

На сегодняшний день сложилась следующая система химических олимпиад (схема).

Схема

Эта система эффективно действует, способствуя поиску, поддержке и воспитанию молодежи, интересующейся наукой, и позволяет охватить большое число школьников, привлечь их к углубленному изучению химии, в полной мере раскрыть потенциальные возможности ребят, выявить сильнейших, способствует саморазвитию личности. Продуманная культурная и научная программа олимпиад превращает интеллектуальное соревнование в образовательный форум и истинный праздник для всех без исключения участников, наставников, членов жюри и оргкомитета.

На сегодняшний день химический факультет МГУ – один из немногих научно-образовательных центров, которые координируют методическую работу всей системы олимпиадного движения в России.

Роль химических олимпиад в образовании и науке

Из проведенного историко-методического анализа целей олимпиадного движения видно, насколько велика роль химических олимпиад в образовании.

Они способствуют привлечению как можно большего числа школьников к серьезному изучению химии и содействуют повышению уровня преподавания химии в школе в целом. Подготовка к олимпиадам часто является основой различных внеурочных видов занятий по химии: кружков, лекториев, факультативов, школьных предметных конференций. Не менее важен тот факт, что современные задания химических олимпиад помогают выявлять не только наиболее способных, одаренных учеников, но и людей, умеющих решать нестандартные задачи.

Важно, что победители и призеры разных этапов олимпиад имеют существенные льготы при поступлении в вузы. Таким образом, олимпиады и творческие конкурсы являются реальной альтернативой единому государственному экзамену.

Химические олимпиады школьников играют неоценимую роль в развитии науки. Победители олимпиад различного уровня успешно реализуют себя в научной деятельности, развивая современные направления химии. Назовем только несколько имен: победители Всемирных олимпиад – ныне чл.-корр. РАН Е.А.Гудилин (ФНМ МГУ им. М.В.Ломоносова), профессор В.В.Загорский (химфак МГУ им. М.В.Ломоносова); победители Всесоюзных олимпиад – профессор В.Г.Ненайденко, (химфак МГУ им. М.В.Ломоносова), доцент В.Н.Хвалюк (химфак Белорусского госуниверситета). Этот список можно продолжать.

Мы уверены, что и ваши воспитанники скоро дадут о себе знать своими научными результатами.

Необходимо отметить, что достижения современной химии находят отражение в содержании олимпиадных задач. Таким образом, осуществляется взаимообратная связь олимпиадного движения и развития науки.

На сегодняшний день существует эффективно действующая система химического олимпиадного движения, способствующая выявлению и поддержке талантливой молодежи и их наставников. Эта система претерпевает закономерные изменения, т. к. является неотъемлемой частью химического образования, однако позволяет сохранять лучшие традиции, а также вводить инновации, развивать и поддерживать химическое образование.


* С.С.Чуранов – один из организаторов школьных олимпиад по химии в течение многих лет, автор нескольких книг по этой тематике.

** Здесь и в цитируемых ниже документах все выделения шрифтом сделаны авторами.

*** Первая Всероссийская олимпиада была проведена в 1965 г. в Москве. С 1967 по 1992 гг. она носила название Всесоюзной. – Прим. ред.