Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2008
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Углеводы: «Жидкое золото»

Мастер-­класс

Я работаю в сельской школе уже пятый год. Общий педагогический стаж – 16 лет (12 из них работала учителем химии в школе № 545 Южного округа г. Москвы). Люблю и с удовольствием читаю вашу газету, провожу интересные уроки и мероприятия благодаря вашим авторам. Вот и сама решила поделиться своими наработками. Буду рада, если они кому-то покажутся интересными.
Я приняла участие в районном конкурсе «Педагог года», на котором давала мастер-класс. Материалами по его проведению я хотела бы поделиться с читателями вашей газеты, тем более что эти материалы можно использовать и при проведении уроков по теме «Углеводы» в целом.

Оборудование и реактивы: одноразовая посуда – стаканчики, ложечки, низкосортная бумага или фильтры, мультимедийный проектор; кусочки черного хлеба, раствор йода, дистиллированная вода, различные сорта меда, в том числе и фальсифицированный с крахмалом и сахарным сиропом.

Форма работы: групповая (5 групп).

ХОД УРОКА

Учитель (показывает слайды и комментирует). «Золотой лекарь», «жидкое золото», – какими только эпитетами не награждали этот продукт люди в течение многих тысячелетий. Он известен с древнейших времен. До революции 1917 г. этот уникальный продукт являлся официальным лекарственным средством и продавался в аптеках… О чем речь? Конечно, о меде – загадочном даре природы. Пифагор, отдававший предпочтение вегетарианской пище и меду, прожил 90 лет. Гиппократ, проживший 107 лет, также любил и употреблял мед, широко использовал его в своей практике.

В составе этого душистого продукта более 300 веществ: углеводов, органических кислот и их солей, протеинов, незаменимых аминокислот, витаминов, гормонов. По некоторым свойствам мед напоминает плазму крови человека. В нем найдено 37 важных для организма человека элементов – больше, чем в самых популярных витаминно-минеральных комплексах. Но чтобы все это пошло нам на пользу, мед нужно уметь выбирать, хранить и правильно употреблять.

Основные компоненты меда
Основные компоненты меда

 

Постановка проблемы

Учитель. Как всякий продукт, пользующийся стабильным спросом, мед нещадно подделывают. Например, скармливая пчелам сахар. Сахарный мед – ненатуральный. Или выдают за натуральный мед подкрашенный сахарный сироп, куда для запаха добавлено немного настоящего меда, – типичный «цыганский мед». А чего только не примешивают к меду: крахмал, мел, патоку, сахарин... Фальшивый мед беден активными веществами, не проявляет лечебного эффекта. Как выяснить, не подделка ли то, что вы уже купили?

Для решения этой проблемы проделаем небольшую практическую работу.

Практическая работа «Определение качества меда»

Цель работы. Проверить качество меда простыми и доступными способами, которые можно использовать в домашних условиях.

Учитель. Выполнять работу будем по инструктивным карточкам, которые находятся у вас на столах (таблица). Там же вы найдете все необходимое для работы. Вам на работу в группах дается всего 7 мин.

Таблица

Инструкция к практической работе

№ этапа Действия Наблюдения
1 Отлейте немного выданного вам образца меда в стаканчик и опустите в него кусочек хлеба, а через 5 мин достаньте его. Что произошло с хлебом (затвердел, размягчился, расползся)?  
2 Попробуйте мед на вкус, подержите его несколько секунд во рту.
Опишите свои ощущения (першение, раздражение слизистой полости рта и т.д.)
 
3 Зачерпните мед ложкой, прокрутите ее и посмотрите, как он стекает – каплями или вязкой лентой.
Что образуется на поверхности меда: горка или впадина?
 
4 На лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, капните мед. Подождите 1 мин. Остался ли влажный след на обратной стороне бумаги?  
5 Налейте в стаканчик дистиллированной воды и размешайте в нем неполную ложку меда. В полученный раствор добавьте каплю йода.
Изменился ли цвет раствора?
 

Приступайте к выполнению. Если по ходу работы возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду. Не забудьте, что, кроме решения проблемы, вам необходимо проанализировать то, каким образом вы решили эту проблему, и сообщить результаты своего анализа…

Итак, время работы в группах истекло. Готовы? Давайте проанализируем полученные результаты. Каждая группа расскажет об одном из этапов исследования качества меда. Что делали? Что получилось? Я буду показывать слайды и давать пояснения.

Представитель 1-й группы рассказывает, что произошло с кусочком хлеба, опущенным в мед.

Учитель. Если опустить в мед кусочек хлеба, а через 5 мин достать его, в качественном меде хлеб затвердеет. Если хлеб размягчился или вовсе расползся, то перед вами не что иное, как сахарный сироп.

Представитель 2-й группы докладывает о результатах дегустации меда.

Учитель. При определении качества меда пробуйте его обязательно. Мед нагревают во рту до 30–36 °С и определяют вкус. Натуральный мед никогда не растворяется сразу и немного жжет горло, порой имеет привкус – горьковатый или горьковато-терпкий. Если аромат меда притуплен и ощущается вкус карамели, значит, это расплавленный мед.

Ученик из 3-й группы рассказывает о следующем этапе исследований – о процессе стекания меда с ложки.

Учитель. Если мед зрелый и качественный, то он тягучий, густой и не капает с ложки, а наматывается на нее вязкой лентой, стекает длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется.

Разбавленный сахарным сиропом мед стекает с ложки каплями, как вода, образуя впадину.

С результатами исследования качества меда по наличию или отсутствию от него влажного следа на бумаге выступает представитель 4-й группы.

Качественный мед стекает с ложки непрерывной нитью, образуя на поверхности меда башенку
Качественный мед стекает с ложки непрерывной нитью,
образуя на поверхности меда башенку

Учитель. Если мед растекается по бумаге, образуя влажные пятна, или даже просачивается сквозь нее – это фальшивый мед. При наличии большого количества свободной воды в созревшем меде могут протекать процессы брожения.

Проверяйте водность меда простым способом «с ложечки» или посмотрите сертификат качества у продавца. Содержание воды не должно быть выше 21%, иначе мед забродит.

Представитель 5-й группы рассказывает, что наблюдали при добавлении в раствор меда капли йода.

Учитель. Если в меде есть мука или крахмал, раствор обязательно посинеет, а если нет, его цвет не изменится. Муку или крахмал добавляют в мед для создания видимости кристаллизации, которая характеризует его натуральность.

А теперь скажите, какого же качества был мед, который вы исследовали. Ваш мед был натуральный или фальсифицированный?

Учащиеся по результатам анализа делают вывод о качестве исследуемого меда.

Мед хранят в плотно закрытой стеклянной, глиняной, фарфоровой, керамической и деревянной посуде
Мед хранят в плотно закрытой стеклянной, глиняной,
фарфоровой, керамической и деревянной посуде
Покупайте мед у пчеловодов или на специализированных ярмарках и обязательно пробуйте на вкус
Покупайте мед у пчеловодов или на
специализированных ярмарках и обязательно
пробуйте на вкус

  Учитель. Иногда при хранении меда обнаруживаются два слоя – снизу закристаллизовавшийся, а сверху – сиропоподобный. (Показывает такой мед.) Значит, мед незрелый, с повышенной влажностью. Такой мед непригоден для длительного хранения.

Кристаллизация меда – это естественный процесс, происходящий при температуре ниже
+20 °С, не изменяющий его качества и полезности. Если зимой торгуют жидким и темным медом – его сильно грели или просто кормили пчел сахаром. Исключение составляют майский мед, а также мед, собранный с белой акации и с некоторых других растений. С середины ноября продавать на рынках жидкий мед запрещено.

Самым полезным и лечебным является мед, собранный в той местности, где вы проживаете, т.к. растения-медоносы имеют защитные функции против микрофлоры, которая является типичной для этой местности.

Тем, кто предпочитает мед в жидком виде, надо учесть следующий факт: нагревать мед выше 40 °С нельзя – разрушаются витамины и другие ценные и полезные соединения. А при чрезмерном нагревании выделяется мощнейший канцероген – оксиметилфурфурол. Таким медом немудрено и отравиться. Банку с медом лучше поставить в теплую воду. Когда вода остынет, нужно поменять ее. Постепенно мед растает.

Обсуждение результатов

Учитель. Подведем итог совместной работы. В ходе исследования меда доступными средствами мы научились определять его качество. Подобные знания понадобятся вам в повседневной жизни. В заключение мне хотелось бы дать вам несколько полезных советов.

Сколько меда нужно есть с пользой для здоровья? Это очень индивидуально. Обычно рекомендуют 80–100 г (примерно 2 столовые ложки) в сутки взрослым и 30–50 г (1–2 чайные ложки) детям. Но следует непременно проконсультироваться с врачом – все же непростой это продукт…

При температуре выше 40 °С мед теряет свои основные лечебные свойства. Кроме того, некоторые травники вообще не рекомендуют смешивать мед с «окрашенной жидкостью» вроде чая или травяного настоя, а советуют разводить мед в теплой (не горячей!) кипяченой воде. Или, как леденец, рассосать во рту столовую ложку меда, а уж потом, через 15–20 мин, выпить чай. Причем делать это желательно за 1,5–2 ч до еды или через 3 ч после еды.

Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой, керамической и деревянной посуде. В посуде из железа и оцинкованной жести хранить мед опасно. Тара должна быть плотно закрыта крышкой. Оптимальная температура хранения – от +5 до +20 °С.

Никогда не берите мед с рук у незнакомых людей.

Покупайте его у пчеловодов, в чьей профессиональной честности не сомневаетесь, либо в специализированных магазинах. Правильно храните и употребляйте мед и будьте здоровы!

И.В.ГРОШЕВА,
учитель химии
Малодубенской средней школы
(Орехово-зуевский р-н,
Московская обл.)