Царство газов
Городская интеллектуальная игра
по химии
Мы живем в маленьком шахтерском городке
Кузбасса Полысаево. Город молодой, но в нем уже
существуют традиции. Об одной из них мы и хотим
рассказать. Ежегодно весной среди обучающихся
общеобразовательных учреждений проводится
городская интеллектуальная игра по химии.
Цели игры. Расширение интегрированных
знаний обучающихся по предметам
естественно-научного цикла (биология – химия –
экология); активизация познавательной
деятельности и повышение мотивации обучающихся
к изучению химии.
Тему выбирают учителя химии на городском
методическом объединении в начале учебного года.
В 2004 г. игра проводилась на тему «Химия
вокруг нас», в 2005 г. – «Живая вода», в 2006 г. –
«Элементы жизни».
В 2007 г. педагоги города выбрали тему
«Воздух». Состояние атмосферы в городе всегда
вызывает интерес у его жителей, т. к. содержание в
воздухе вредных веществ очень сильно
сказывается на их здоровье. Загрязнения,
присутствующие в воздухе, – это, как правило,
газообразные выбросы промышленных предприятий,
выхлопные газы. Поэтому игру для юных химиков
решили посвятить вредным газам, находящимся в
атмосфере города, и назвали ее «Царство газов».
Учитель-организатор совместно с методистом
разработали положение о проведении городской
интеллектуальной игры по химии. Они подобрали
материал для изучения и презентации учащимися в
ходе состязания, составили сценарий мероприятия,
заранее проинформировали учителей города о
предстоящем соревновании среди юных дарований
по химии, а также проконсультировали
учителей-предметников по подборке литературы
для подготовки к игре.
Положение о проведении городской
интеллектуальной игры по химии «Царство газов»
Цель интеллектуальной игры. Выяснить
воздействие газов как главного источника
загрязнения воздуха, влияющего на экологическое
состояние города и здоровье человека.
Сроки и место проведения................................ .
Участники игры: учащиеся 8–9-х классов
образовательных учреждений города.
Условия игры. интеллектуальная игра
«Царство газов» включает в себя следующие этапы:
1) подготовительный этап – школьный отборочный
тур, проводимый учителями химии в
образовательных учреждениях среди 8–9-х классов;
2) основной этап (городской) – на городской этап
приглашаются команды учащихся 8–9-х классов
образовательных учреждений, включающие в себя по
7 участников.
Интеллектуальная игра состоит из с л е
д у ю щ и х э т а п о в.
* Разминка (домашнее задание) – 10 мин.
Оценка – 5 баллов.
Каждая команда задает вопрос-загадку. Ответ –
вещество, которое будет этой командой
представлено.
* Представление команды. Время
представления для каждой команды – 3 мин. Оценка
–
5 баллов.
а) «Визитка» – представление газа – название
команды:
школа № 9 – «Аммиак»;
школа № 14 – «Диоксид серы»;
школа № 17 – «Озон»;
школа № 32 – «Оксиды азота»;
школа № 35 – «Угарный газ»;
школа № 44 – «Углекислый газ».
б) Презентация газеты, посвященной «своему»
газу. (Указать источник загрязнения, вызываемый
эффект, воздействие на экосистему и здоровье
человека.) Время презентации до 3 мин. Оценка – 10
баллов.
* Занимательные задания.
а) Командные. Викторина «Царство газов» (до
14 баллов); химический кроссворд (до 10 баллов).
б) Индивидуальные. Каждому члену команды
предлагается решить по две задачи (16 баллов).
* Химический эксперимент.
Команды показывают занимательный опыт
(получение газа или его свойства). Оценка?–
5 баллов.
* Подведение итогов и награждение
участников.
Итоги подводит жюри. Победители и призеры
определяются в личном и командном первенстве.
Команда, набравшая большее количество баллов,
становится победителем интеллектуальной игры.
Победители награждаются грамотами городского
управления образования.
Сценарий проведения игры
• Вступительное слово ведущего. Сегодня
мы собрались с вами на интеллектуальной игре по
химии «Царство газов», которая проводится у нас в
городе уже в четвертый раз. В совместной
работе мы выявим опасные загрязнители воздуха,
основные источники его загрязнения, пути
попадания загрязнений в атмосферу,
отрицательное влияние некоторых газов на
здоровье человека и возникающие экологические
проблемы.
В итоге постараемся ответить на главный
вопрос нашей игры: что нужно сделать для того,
чтобы вредные газы в атмосфере нашего города не
смогли «царствовать»?
• Гимн химиков (на мотив песни «Марш
энтузиастов»).
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется,
Мы рождены, чтоб химию любить.
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам,
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам.
Мы химики, иной судьбы не надо,
Чудес и тайн для нас на свете нет.
Участники сегодняшнего бала,
Примите самый искренний привет.
• Разминка (домашнее задание).
Командами задается вопрос-загадка. В вопросе
можно учесть образование газа, его степень
влияния на окружающую среду, свойства.
• Представление команд.
«Визитка» – представление каждой командой
«своего» газа;
презентация газеты, посвященной «своему» газу.
• Занимательные командные задания.
Викторина «Царство газов».
1) Газ, используемый в смеси с кислородом для
сварки черных металлов. (О т в е т. Ацетилен.)
2) Газ, образующийся в верхних слоях атмосферы и
защищающий живые организмы от губительного
воздействия жесткого ультрафиолетового
излучения Солнца. (О т в е т. Озон.)
3) Слово, от которого в переводе с греческого
произошел термин «газ». (О т в е т. Хаос.)
4) Емкость для хранения и транспортировки газов.
(О т в е т. Баллон.)
5) Самый легкий газ, использующийся в качестве
экологически чистого топлива. (О т в е т. Водород.)
6) Ядовитый газ с запахом горького миндаля.
(О т в е т. Циановодород.)
7) Газ, образующийся в процессе фотосинтеза и
обеспечивающий процессы дыхания, горения,
гниения. (О т в е т. Кислород.)
8) Газ без цвета и запаха, углеводород,
использующийся в качестве бездымного моторного
топлива для автомобилей. (О т в е т. Пропан.)
9) Газ, являющийся главной составной частью
воздуха. (О т в е т. Азот.)
10) Благородный газ, название которого в
переводе с греческого означает «солнце». (О т в
е т. Гелий.)
11) Ядовитый, бесцветный газ с резким запахом
гнилой рыбы. (О т в е т. Фосфин.)
12) Газ, ускоряющий процесс созревания овощей и
фруктов. (О т в е т. Этилен.)
13) Ядовитый бесцветный газ (в толстых слоях
зеленовато-желтый) с резким удушающим запахом, не
образует водный раствор, т. к. разлагает воду.
(О т в е т. Фтор.)
14) Болотный, или рудничный, газ, являющийся
основным компонентом природного газа. (О т в е
т. Метан.)
Химический кроссворд.
Ключевое слово – отрасль промышленности,
загрязняющая атмосферу.
По вертикали: 1. Газ, не поддерживающий
горение, но необходимый для жизни. 2. Самый легкий
газ. 3. Газ с резким запахом, применяется в
медицине в виде водного раствора. 4. Благородный
газ. 5. Газ, поддерживающий жизнь. 6. Горючий газ, на
котором работает транспорт. 7. Газ желто-зеленого
цвета с резким запахом. 8. Газ с запахом тухлого
яйца. 9. Газ, состоящий из атомов того же
элемента, который входит в состав зубной пасты.
О т в е т ы н а к р
о с с в о р д.
По вертикали: 1. Азот. 2. Водород. 3. Аммиак.
4. Радон. 5. Кислород. 6. Пропан. 7. Хлор. 8.
Сероводород. 9. Фтор.
Ключевое слово – транспорт. |
Индивидуальные задания.
Задача 1. Простое вещество
А образуется из газообразного
вещества Б во время грозы. Вещество
А неустойчиво и легко превращается обратно в
вещество Б. В веществе Б сгорает вещество
В красного цвета, образуя вещество Г черного
цвета. Если на вещество Г подействовать
газообразным веществом Д, которое значительно
легче воздуха, можно снова получить
вещество В. Назовите вещества А, Б, В, Г,
Д. Напишите уравнения упомянутых реакций.
О т в е т. А –
озон; Б – кислород; В – медь;
Г – оксид меди; Д – водород.
3O2 = 2O3,
2Cu + O2 = 2CuO,
CuO + H2 = Cu + H2O. |
Задача 2. Назовите
вещества А, В, С, Д, напишите уравнения
реакций в соответствии со схемой превращений:
если:
А – газ, необходимый для дыхания;
В – простое вещество желтого цвета;
С – удушливый газ, в два раза тяжелее кислорода;
Д – газ с запахом тухлых яиц;
Е – самый легкий газ.
О т в е т.
А – кислород; В – сера; С – сернистый газ; Д –
сероводород; Е – водород.
O2 + 2H2S = 2S + 2H2O,
S + O2 = SO2,
SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O,
S + H2 = H2S. |
• Химический эксперимент. Каждая
команда показывает интересный и наглядный опыт,
иллюстрирующий свойства газа (соответствующего
названию команды) или методы его получения.
• Подведение итогов, награждение участников.
О.В.ЗАЙЦЕВА, методист
информационно-методического центра;
А.Я.КЛИПАЦКАЯ,
учитель химии школы № 5
(г. Полысаево, Кемеровская обл.)
|