Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2008
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Строение и свойства предельных
и непредельных углеводородов

Обобщающий урок по химии (2 ч) • 10 класс

Цель. Обобщить и закрепить знания учащихся о строении, номенклатуре, изомерии, физических и химических свойствах, получении и применении углеводородов; закрепить умения решать задачи на вывод молекулярных формул, выход продукта реакции от теоретического, нахождение объемов газов; развивать навыки коллективной работы в группах.

Оборудование. Таблицы: строение молекул метана, этилена, ацетилена; кодоскоп, кодотранспаранты, тесты, листы самоконтроля, распечатанные задания.

План урока

1. Организационный момент.

2. Повторение и коррекция знаний (групповая работа по плану):

• разминка;

• строение и свойства предельных и непредельных углеводородов;

• номенклатура;

• гомологи и изомеры;

• фронтальная беседа;

• эстафета (цепочки превращений);

• решение задач (вывод формул по продуктам сгорания, выход продукта от теоретического, нахождение объема газов).

• реклама (применение углеводородов).

3. Контролирующая часть. Тест (15–20 мин.).

4. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Класс делится на три группы. Учитель дает инструкции по ходу урока.

2. Повторение и коррекция знаний

Разминка (по вариантам, все члены группы записывают продолжение фраз из своего варианта в тетрадях).

Допишите определения.

I в а р и а н т (для 1-й группы).

а) Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение ... .

б) Ученый, создатель теории химического строения органических соединений … .

в) Углеводороды, содержащие одну двойную связь … .

г) Тип реакций, характерный для алканов … .

д) Общая формула алкинов … .

II в а р и а н т (для 2-й группы).

а) Углеводороды, содержащие только простые сигма-связи … .

б) Вещества, имеющие сходное строение, но отличающиеся на одну или несколько групп СН2 … .

в) Смешивание и выравнивание орбиталей по форме и энергии … .

г) Общая формула алкенов … .

д) Связь, направленная вдоль линии соединения ядер атомов … .

III в а р и а н т (для 3-й группы).

а) Углеводороды, содержащие тройную связь … .

б) Типы гибридизации атома углерода у алкенов … .

в) Общая формула алканов … .

г) Связь, направленная перпендикулярно линии, соединяющей ядра атомов … .

г) Вид изомерии, обусловленный положением заместителей относительно плоскости двойной связи … .

Взаимопроверка: оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.

Строение и свойства предельных и непредельных углеводородов.

Обобщите знания о строении и свойствах предельных и непредельных углеводородов, заполнив таблицу (1-я группа – алканы, 2-я группа – алкены, 3-я группа – алкины.)

Таблица

План обобщения Алканы Алкены Алкины
Общая формула
Молекулярная формула первого представителя гомологического ряда
Структурная и электронная формулы
Тип гибридизации атома углерода
Особенности С–С связи:
а) кратность;
б) наличие - и -связей;
в) длина и энергия связей;
г) валентный угол
Геометрическая форма молекул
Номенклатура (суффикс в названии)
Виды изомерии
Характерный тип реакций

В это время три человека у доски готовят ответы на вопросы:

1-й ученик. Правило Марковникова. Дать объяснение на примере взаимодействия бутена-1 с хлороводородом.

2-й ученик. Почему присоединение хлороводорода к 3,3,3-трихлорпропену идет вопреки правилу Марковникова?

3-й ученик. Какая реакция называется реакцией полимеризации? Составьте уравнения реакций полимеризации: а) этилена; б) пропилена. Назовите продукты реакции.

Время выполнения 5–7 мин. Затем проверка правильности заполнения таблицы (кодоскоп).

Номенклатура.

Составьте формулы веществ.

I вариант:

а) 2,3-диметилбутан;

б) 2-метил-3-этилгексен-3;

в) 3,3-диметилпентин-1.

II вариант:

а) 3-метилпентен-1;

б) 3,5-диметилгептан;

в) 2,5-диметилгексин-3.

III вариант:

а) 2-метил-4-этилгексен-2;

б) 2-метилбутадиен-1,3;

в) 3-метилбутин-1.

Взаимопроверка: оценка – по 1 баллу за каждую формулу.

Гомологи и изомеры.

Составить формулы 1 гомолога и 2-х изомеров для веществ. Назовите все вещества.

I вариант: 2-метилбутен-1.

II вариант: 2,2-диметилбутан.

III вариант: 3-метилбутин-1.

Взаимопроверка: оценка – 1 балл за каждую формулу и название вещества (всего 4 балла).

Фронтальная беседа.

а) Как очистить этан от примеси этилена?

б) Смесь этана с этиленом горит светящимся пламенем. Почему светимость пламени уменьшается после пропускания смеси через бромную воду?

в) В двух сосудах находятся метан и ацетилен. Как их распознать?

Задачи.

I в а р и а н т. При сжигании 5,2 г алкина выделилось 8,96 л углекислого газа (н.у.) и 3,6 г воды. Относительная плотность этого газа по водороду равна 13. Определите молекулярную формулу алкина.

II в а р и а н т. Какой объем этилена получится при дегидратации 184 г этилового спирта, если выход этилена равен 80%?

III в а р и а н т. Какой объем воздуха расходуется при сжигании 5 л ацетилена? Объемная доля кислорода в воздухе равна 21%.

Взаимопроверка: оценка – 5 баллов (краткое условие и уравнение реакции – 1 балл, каждое действие – 2 балла).

Эстафета.

Осуществить превращения:

I в а р и а н т. Карбид кальция —> ацетилен —> этилен —> хлорэтан.

II в а р и а н т. Этанол —> этилен —> этан –> 2-бромэтан.

III в а р и а н т. Этан <— хлорметан <— метан —> ацетилен.

Взаимопроверка: оценка – 3 балла (по 1 баллу за каждое уравнение).

Реклама.

I в а р и а н т. Применение метана.

III в а р и а н т. Применение этилена.

III в а р и а н т. Применение ацетилена.

3. Контролирующая часть. Тест (15–20 мин.)

Два варианта для всего класса.

Тест по теме «Предельные и непредельные углеводороды»

I в а р и а н т

1. Углеводороды, имеющие общую формулу СnН2n–2, относятся к классу:

а) алканов; б) алкинов;

в) циклоалканов; г) алкенов.

2. Органическое соединение

СН3–СH=СH–СН2–CH3

имеет название:

а) 1-метилбутин-2; б) 4-метилбутин-1;

в) пентен-2; г) пентин-3.

3. Какое вещество может иметь цис- и трансизомеры:

a) СН3–СН=СН–СН3;

б) СН3–СС–СН2–СН3;

в) Сl2С = СН–СН3;

г) СН3–СН=СН2?

4. Укажите вещество X, участвующее в цепочке превращений:

CH4 —> С2Н2 —> X —> C2H4Br2.

а) пропан; б) бромэтан;

в) ацетилен; г) этилен.

5. С какими из перечисленных веществ не реагирует этилен:

а) кислород; б) вода;

в) магний; г) водород?

6. Из 92 г этилового спирта получили 42 л этилена (н.у.). Выход этилена равен (в %):

а) 90; б) 87,5; в) 93,7; г) 80.

II в а р и а н т

1. Углеводород, имеющий общую формулу СnН2n+2, относится к классу:

а) алканов; б) алкенов,

в) алкинов; г) алкадиенов.

2. Органическое соединение

имеет название:

а) 2-метилбутен-3;

б) 1,1- диметилпропен-2;

в) 3,3-диметилпропен-1;

в) 3-метилбутен-1.

3.Какое вещество может иметь цис- и трансизомеры:

4. Укажите вещество А, участвующее в цепочке превращений:

СаС2 —> А —> С2Н4 —> С2Н5Сl.

а) этилен; б) ацетилен;

в) этан; г) хлорэтан.

5. С какими из перечисленных веществ не реагирует ацетилен:

а) кислород; б) оксид серы(IV);

в) бромоводород; г) хлор?

6. Какой объем воздуха (в л) потребуется для сжигания 5,6 л этилена, если объемная доля кислорода в воздухе равна 21%?

а) 73; б) 60; в) 66,6; г) 80.

4. Подведение итогов

Ученики подводят итоги, подсчитывая сумму набранных баллов. Оценивают свою работу на уроке по повторению и коррекции знаний.

Итоговая оценка: 20 баллов – «5», 15–19 баллов – «4», 10–14 баллов – «3».

Н.А.ПАВЛОВА,
учитель химии школы № 1151
(Зеленоградский округ г. Москвы)