В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ |
Первоначальные химические понятия
Предлагаемый комплект карточек для учащихся 8-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении различных внеклассных мероприятий – конкурсов, олимпиад, викторин и др. Если данные карточки использовать на уроке, то ответом на поставленные вопросы можно считать правильно составленную из букв фамилию ученого. В том случае, если это задание дается во внеурочное время, то правильный ответ должен включать в себя и фамилию ученого, и его вклад в развитие науки.
Карточка 1 |
Определите, в каких фразах о кислороде говорится как о простом веществе, а в каких – как о химическом элементе. Каждому утверждению в таблице соответствует буква. Ответив, выпишите эти буквы по порядку и составьте из них фамилию ученого-естествоиспытателя. Какой вклад в развитие химии внес данный ученый?
№ п/п | Фразы | Химический элемент | Простое вещество |
1 | Вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород | Л | М |
2 | Кислород необходим для дыхания | К | А |
3 | Атомная масса кислорода в 16 раз больше атомной массы водорода | В | Н |
4 | Кислород был открыт английским ученым Дж.Пристли в 1774 г. | О | У |
5 | При обычных условиях кислород – газ без цвета, вкуса и запаха, относительно малорастворим в воде | Ш | А |
6 | В атмосфере Земли примерно 21 % кислорода (по объему) | Г | З |
7 | Кислород занимает в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева клетку с номером 8 | Ь | Д |
8 | Кислород немного тяжелее воздуха | Ж | Е |
О т в е т: Лавуазье; он
экспериментально
доказал состав воздуха.
Карточка 2 |
Определите, в каких фразах о железе говорится как о простом веществе, а в каких – как о химическом элементе. Каждому утверждению в таблице соответствует буква. Ответив, выпишите эти буквы по порядку и составьте из них фамилию ученого-естествоиспытателя. Какой вклад в развитие химии внес данный ученый?
№ п/п | Фразы | Химический элемент | Простое вещество |
1 | Применение железа началось в глубокой древности | Н | А |
2 | Железо – тугоплавкий металл (tпл= 1535 °С), серебристо-белого цвета | М | В |
3 | Относительная атомная масса железа равна 56 | О | Л |
4 | Ржавчина представляет собой соединение железа с кислородом | Г | Я |
5 | Ежегодно в мире производится около 500 млн т железа | К | А |
6 | От большинства других металлов железо отличается способностью намагничиваться | С | Д |
7 | Железо входит в состав гемоглобина крови человека | Р | У |
8 | Железо горит в кислороде | Е | О |
О т в е т: Авогадро; в 1811 г. он открыл закон, позже названный его именем: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.
Карточка 3 |
Определите, в каких фразах о водороде говорится как о простом веществе, а в каких – как о химическом элементе. Каждому утверждению в таблице соответствует буква. Ответив, выпишите эти буквы по порядку и составьте из них фамилию ученого-естествоиспытателя. Какой вклад в развитие химии внес данный ученый?
№ п/п | Фразы | Химический элемент | Простое вещество |
1 | Водород входит в состав воды, кислот, природного горючего газа | К | У |
2 | Водород содержится в органических веществах | А | О |
3 | Один из способов получения водорода – это разложение воды при действии постоянного электрического тока | Я | В |
4 | В лабораторных условиях водород получают при взаимодействии некоторых металлов с кислотами (например, цинка с соляной кислотой) | З | Е |
5 | Масса 1 л водорода составляет 0,09 г | Ж | Н |
6 | При помощи стратостата, наполненного водородом, в 1933 г. русские стратонавты поднялись на высоту 19 км | М | Д |
7 | Относительная атомная масса водорода равна 1 | И | Б |
8 | Гремучий газ – это смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного объема кислорода | Ю | Ш |
О т в е т. Кавендиш; в 1766 г. он
получил
водород в чистом виде.
Карточка 4 |
Определите, в каких фразах об азоте говорится как о простом веществе, а в каких – как о химическом элементе. Каждому утверждению в таблице соответствует буква. Ответив, выпишите эти буквы по порядку и составьте из них фамилию ученого-естествоиспытателя. Какой вклад в развитие химии внес данный ученый?
№ п/п | Фразы | Химический элемент | Простое вещество |
1 | Азот входит в состав множества органических соединений, в том числе таких жизненно важных, как белки и аминокислоты | Б | А |
2 | Атмосфера Земли содержит 78 % азота (по объему) | Н | У |
3 | При обычных температурах азот вступает в реакции лишь с немногими химически очень активными веществами | М | Т |
4 | Азот находится во втором периоде | Л | К |
5 | На корнях растений, относящихся к семейству бобовых (горох, фасоль, клевер и др.), живут бактерии, усваивающие азот из воздуха | И | Е |
6 | Азот кипит при более низкой температуре, чем кислород | Д | Р |
7 | На долю азота приходится около 3 % от массы человеческого организма | О | Г |
8 | Жидкий азот используют в холодильных установках | Х |
О т в е т. Бутлеров; он создал и
обосновал теорию
химического строения органических соединений.
Карточка 5 |
Определите, в каких фразах о натрии говорится как о простом веществе, а в каких – как о химическом элементе. Каждому утверждению в таблице соответствует буква. Ответив, выпишите эти буквы по порядку и составьте из них фамилию ученого-естествоиспытателя. Какой вклад в развитие химии внес данный ученый?
№ п/п | Фразы | Химический элемент | Простое вещество |
1 | Натрий входит в состав гранитов, базальтов, полевых шпатов, множества других минералов, а также содержится в морской воде | А | Э |
2 | На долю натрия приходится 2,5 % от массы земной коры | Р | О |
3 | В 1807 г. английский химик и физик Г.Дэви сообщил о получении натрия при электролизе едкого натра NaOH | Д | Р |
4 | Натрий – мягкий, легче воды, щелочной металл серебристо-белого цвета (р = 0,968 г/см3, tпл = 97,98 оC, tкип = 882,9 оC) | Л | Е |
5 | Жидкий натрий служит теплоносителем в некоторых атомных реакторах | К | Н |
6 | Натрий растворяется в ртути с образованием амальгамы | Ф | И |
7 | Натрий входит в состав многих лекарственных препаратов (многие антибиотики используются в медицинской практике главным образом в виде натриевых солей) | У | Т |
8 | При взаимодействии натрия с водой образуется растворимое в воде основание – щелочь и выделяется восстановленный из воды водород | В | С |
О т в е т. Аррениус; он – создатель теории электролитической диссоциации.