Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2010
Я ИДУ НА УРОК

 

Взаимодействие солей с кислотами.
Реакции между солями

Реализация принципа деятельностного подхода · 9 класс

Для того чтобы просто преподавать, можно знать чрезвычайно мало,
а для того, чтобы направлять собственную деятельность ученика –
учитель должен знать много.

Л.С.Выготский

Задачи. Образовательные: обеспечить освоение понятий о процессах взаимодействия солей с кислотами и реакций между солями; на основе рефлексии действий по осуществлению самоконтроля и последующей самооценки уметь применять химические знания на практике.

Развивающие: формировать у учащихся представления о взаимодействии солей с различными веществами; совершенствовать умения составлять модели изучаемых процессов.

Воспитательные: организовать учебный процесс, обеспечивающий возможность адекватной самооценки учащимися уровня своих знаний химических свойств солей и признаков химических реакций; прививать интерес к химии, воспитывать чувство само- и взаимоуважения, толерантности в условиях работы в малых группах.

Ход урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап (10 мин.)

1.1. Взаимопроверка и взаимооценка выполнения домашнего задания.

Задание. Обнаружены следующие анионы и катионы в минеральной воде санатория “Карагай” (табл. 1). Какие соли могли образовать такие ионы? Составьте и напишите формулы соответствующих солей.

Таблица 1

Выведение формул солей

Анион Катион
Ca2+ Mg2+ Ca+
Гидрокарбонат 1 балл 1 балл 1 балл
Гидросульфат 1 балл 1 балл 1 балл
Хлорид 1 балл 1 балл 1 балл

Проверка осуществляется в виде самоконтроля. Учащиеся достают тетради с выполненным заданием, подсчитывают число набранных баллов (максимальное число – 9) и выставляют оценки в тетрадь согласно пятибалльной системе: 9 баллов – “5”, 7–8 баллов – “4”, 5–6 баллов – “3”.

1.2. Формирование потребности изучения данной темы.

Учитель. Вы уже имеете представления о свойствах солей. Вот еще некоторые ориентировочные вопросы.

Какие способы образования солей вы знаете?

Ученик. а) Реакция между основанием и кислотой;

б) реакция между основанием и кислотным оксидом.

Учитель. Правильно. Ответившие получают по 1 баллу за каждый ответ.

Следующий вопрос: какие химические свойства солей вам известны?

Ученик. Взаимодействие с основаниями.

Учитель. Покажите это взаимодействие на модели.

Ученик рисует на доске.

Модель № 1

Взаимодействие солей с основаниями

щелочь + соль —> нерастворимое основание +
+ соль

Учитель. Взаимодействуют ли соли с представителями других классов неорганических соединений? Нужны ли эти знания, на ваш взгляд, вообще и нам в частности? (Ответы учеников.)

Какие еще химические свойства характерны для растворимых солей? (Ученики отвечают.)

1.3. Мотивация.

На этом этапе осмысливается конкретная региональная проблема, обсуждение которой и должно возбудить внутренние мотивы учащихся, потребность в знаниях.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какая минеральная вода ценится в нашем районе? Правильно, минеральная вода “Карагай”, обладающая мочегонным, желчегонным действием, способствующая выведению из организма солей, слизи и других элементов воспаления. Вода “Карагай” применяется для лечения заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата – болезней суставов и костей в детском и юношеском возрасте, болезней, связанных с развитием костного скелета. Как вы считаете, нужны ли вам знания этой темы? Ведь вы знаете, что в состав воды входят различные соли, которые, в свою очередь, и определяют ее полезные свойства.

Ответы учеников.

1.4. Целеполагание (формирование цели урока).

Учитель. Ребята, я вижу, что вы поняли важность знаний о таких веществах, как соли.

Какова же цель урока? Попробуем сформулировать ее совместными усилиями. Изучаем тему “Взаимодействие солей с кислотами. Реакции между солями”.

1.5. Планирование.

Учитель. Каков же будет план нашего урока? Давайте обсуждать его совместно.

В процессе обсуждения составляется план.

План урока

1. Изучить в коллективной и парной работе химические свойства солей (взаимодействие с кислотами, другими солями).

2. Уметь составлять реакции ионного обмена, исходя из состава, строения и свойств солей. Уметь работать с таблицей растворимости, определять признаки реакции (Ї).

3. Уметь излагать информацию о свойствах солей на основе изученного материала.

4. Смоделировать способ изучения химических свойств солей.

2. Операционально-исполнительский этап (25 мин.)

2.1. Совместная реализация плана.

Осуществляется по пунктам в ходе теоретического и практического изучения свойств солей, выполнения заданий.

Формулирование способа взаимодействия веществ:

а) взаимодействие солей с кислотами (образование осадка и газа);

б) взаимодействие солей с солями.

2.2. Коллективная деятельность класса.

Учитель. Сейчас в ходе выполнения лабораторной работы “Химические сюрпризы” (она состоит из 3-х частей) вы будете вести наблюдения за химическими реакциями. Заполнение табл. 2 оценивается в 3 балла.

Таблица 2

Внешние признаки химических реакций

№ п/п Реактивы Наблюдения Уравнения реакции
1 АgNO3
HCl
Выпадение белого осадка ()  
2 CaCO3
HNO3
Образование газа ()  
3 Na2CO3
CaCl2
Образование осадка ()  

О п ы т  1. Учитель в раствор соляной кислоты добавляет из пипетки несколько капель раствора нитрата серебра. Дети наблюдают выпадение осадка.

Учитель. Для составления реакции в сокращенной ионной форме выполняем следующие действия:

1) записываем формулы реагентов в ионной форме и, проведя обмен катионами и анионами, выводим формулы продуктов реакции;

2) среди полученных химических соединений по таблице растворимости находим формулы растворимого и нерастворимого веществ;

3) пишем уравнение реакции и расставляем коэффициенты;

4) составляем уравнения реакции в ионной, молекулярной формах и затем в сокращенной ионной форме.

Совместно с учащимися учитель определяет условия проведения реакции:

1) исходная кислота должна быть растворима в воде;

2) продуктом реакции является осадок или газ.

Учитель. Предлагаю составить модель реакции.

Модель № 2

Способ получения продуктов при взаимодействии соли с кислотой

соль + кислота —> соль + кислота

За правильно составленную модель ставится 1 балл.

О п ы т  2. Смешивают растворы карбоната натрия и азотной кислоты. По выведенной модели способа составляется реакция ионного обмена.

Совместно с детьми формулируется вывод:

сильная кислота вытесняет слабую кислоту из ее соли.

Учитель. Обсудим следующий вопрос: мы знаем, что соли диссоциируют в водных растворах на ионы. Что получится при смешивании растворов двух солей? Для ответа на этот вопрос проведем опыт 3.

О п ы т  3. Смешивают растворы солей CaCl2 и Na2CO3.

Совместно с учащимися формулируется вывод:

образуются сразу две соли: одна – растворимая, а другая – нерастворимая в воде.

Учитель. Подведем некоторые итоги. Мы научились:

а) различать реакции ионного обмена;

б) выводить способ составления реакции ионного обмена, как при взаимодействии солей с кислотами, так и с другими солями.

2.3. Индивидуальные задания

Учитель. Применим изученный нами способ.

Задание. Составьте уравнения реакций, протекающих с образованием осадка. Дайте названия реагентам и продуктам следующих реакций:

а) Pb(NO3)2 + H2S —> …;

б) K2SiO3 + HNO3 —> … .

Двое учащихся работают у доски, остальные проверяют, правильно ли написаны уравнения реакций.

Задание (для сильных учащихся). Пользуясь таблицей растворимости, установите, какие соли следует взять для проведения реакций, уравнения которых в сокращенной ионной форме следующие:

Ca2+ + SO2-4 = СaSO4;

3Ba2+ + 2PO3-4 = Ba3(PO4)2.

2.4. Физкультминутка. Проводится для расслабления мышц спины, шеи, снятия усталости с глаз, рук.

3. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)

Учащиеся выполняют задания по вариантам в па'рах, используя выработанный ими способ действий при составлении реакций ионного обмена в ионной и молекулярной формах.

3.1. Первичная самодиагностика и самокоррекция.

На этом этапе учащиеся работают самостоятельно, советуясь в ходе общения друг с другом. Им предлагается выполнить, например, задание “Ау-ау-ау”, которое заключается в нахождении соответствующих формул в схемах реакций.

1) Сu(NO3)2 + ? —> CuCO3 + ? ;

2) K2CO3 + ? —> KCl + ? .

После выполнения задания учащиеся проводят самооценку и взаимопроверку в парах. После согласования проводится взаимо- и самооценка, что заносится затем в тетрадь.

3.2. Повторная самодиагностика. Учащиеся работают индивидуально по вариантам:

В а р и а н т 1. Pb(NO3)2 + ? —> PbCl2 + ? ;

В а р и а н т 2. ? + Na3PO4 —> Ag3PO4 + ? .

3.3. Подведение итогов урока.

Учитель. Наш урок завершается.

Что мы узнали на уроке?

а) Изменились ли мы? Что изменилось в нас конкретно?

б) Чем был значим для вас учебный материал?

в) Как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания, которые вы получили при изучении данной темы?

г) Достигли ли вы поставленных целей?

(Ответы учеников.)

Какую модель содержания изученного материала вы составили? Совместно проанализируйте модель № 3 (учащиеся в коллективной работе заполняют колонки схемы-модели).

Модель № 3

Обобщение химических свойств солей

(Оценка – 6 баллов.)

3.4. Индивидуальная коллективная рефлексия.

Учащиеся совместно с учителем формулируют следующие выводы:

1) взаимодействие между солями возможно, если в результате реакции выпадает осадок (1 балл);

2) сильная кислота вытесняет слабую кислоту из ее соли (1 балл);

3) реакция протекает между солью и кислотой, если в результате реакции выпадает осадок (1 балл).

3.5. Формулирование цели следующего урока.

Учитель. Мы изучали “Химические свойства солей”. Как вы думаете – все ли свойства солей изучены? Правильно, не все. Нам предстоит еще изучить:

а) как различные соли растворяются в воде;

б) могут ли ионы солей реагировать с водой? Как это можно доказать?

Именно этим мы с вами и займемся на следующем уроке.

Подсчет набранных баллов и выставление оценок за урок. Примерная разбалловка: 24–25 баллов – “5”, 22–24 балла – “4”.

3.6. Домашнее задание.

Домашнее задание для учащихся составляется на трех уровнях.

1. Программный. Рефлексировать записи в тетради и, пользуясь учебником “Химия. 8–9 классы” С.Т.Сатбалдиной, Р.А.Лидина (М.: Просвещение, 2009), выполнить задание № 5, с. 194.

2. Полутворческий. Решить задачу: “Как очистить поваренную соль от примеси сульфата натрия”. Составить уравнения реакции.

3. Творческий. Подготовить сообщение на тему “Соли природных вод и их практическое значение на примере минеральной воды санатория “Карагай” Мечетлинского района”.

3.7. Оценка урока.

В конце урока учитель предлагает школьникам подвести итог, пользуясь условными сигналами: поднятие правой руки означает, что урок понравился, поднятие левой руки – урок не понравился, рука не поднята – урок не вызвал интереса.

Учитель. Спасибо за то, что формируете себя воспитанным, развитым и образованным, востребованным обществом гражданином.

3.8. Самоанализ и самооценка учителя.

Учитель проводит анализ выполненных работ и по итогам усвоения темы оценивает себя как профессионала.

Комментарий к уроку: новые методики и технологии

На примере данного урока (для учащихся 9-го класса) я описываю, как можно развивать творческий потенциал учащихся по химии в условиях развивающего обучения. Главная особенность данной методики в том, что в процессе обучения формируется адекватная самооценка учебной деятельности учащихся, позволяющая осознанно повысить уровень знаний. Основные принципы при составлении урока – вовлечение учащихся в разноуровневую познавательную деятельность, создание условий для активного общения, сотрудничества, сотворчества учащихся. Данная методика используется как эффективный метод обучения в классах, где учатся дети с разным уровнем подготовки. Она позволяет дифференцированно строить процесс обучения.

Урок состоит из трех этапов.

1. Ориентировочно-мотивационый этап. Этап постановки учебной задачи. Совместно с учителем учащиеся формулируют цель урока и планируют действия по реализации этой цели. На этом этапе предлагаются ключевые вопросы для организации групповой и индивидуальной деятельности. Одна из главных задач: вызвать встречные усилия учеников, направленные к сотрудничеству друг с другом и учителем. С целью создания проблемной ситуации учитель описывает значение солей для потребителей и в первую очередь для детей. Именно эти знания должны подвести к изучению материала.

2. Операционально-исполнительский этап. На этом этапе учащиеся в ходе теоретических и практических занятий изучают свойства солей, совместно реализуя план урока. Завершается этап моделированием способа изучения химических свойств солей. Составляя модели, учащиеся самостоятельно думают, анализируют, проверяют себя. Когда учащиеся чертят модели, они легко усваивают тему, запоминают правила, свойства. Действия учителя на уроке направлены не на изложение, а на организацию учебной деятельности учащихся.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Учащиеся под руководством учителя выполняют различные виды заданий, контролируют, оценивают собственные результаты учебной деятельности. Урок завершается общей самооценкой. Получение самим учеником оценки на каждом этапе урока является обязательным требованием технологии деятельностного подхода. Учителю не так важна полученная учеником оценка, как его самооценка. Разумно организованная система самооценок работ учащихся позволяет научить их выделять главное в содержании изучаемой темы в ходе умственной деятельности. Число набранных за урок баллов переводится на пятибалльную систему оценки знаний. В результате выясняется уровень знаний учащихся по данной теме. В зависимости от полученной оценки каждый из них выбирает домашнее задание. Предлагаются три уровня заданий: а) на уровне представлений; б) на предметном уровне; в) на творческом уровне.

Важным является осмысление учащимися проблемы, которую они будут изучать и раскрывать. Через осуществление своей собственной практики считаю, что будущее – за развивающим обучением, согласно деятельностной парадигме образования.

Р.Х.МУХУБУЛЛИНА,
учитель химии,
с. Большеустьикинское,
Республика Башкортостан

Рейтинг@Mail.ru