ПЕРЕПИСКА С ЧИТАЛЕЛЕМ К 65-летию Великой победы |
“У каждого была своя война”
Химическое интеллектуальное казино
Трудам советских химиков посвящается.
Мероприятие проводится в форме презентации.
Цель и задачи. Выявить: лучшего “интеллектуала” в области химии и основных событий военных лет.
Способствовать: развитию познавательного интереса учащихся; умению сравнивать свой интеллектуальный потенциал с другими; воспитанию чувства гордости за соотечественников.
Оборудование. Компьютер, проектор, фишки;
н а с т о л а х у ч а щ и х с я: карандаши, бумага, карточки с буквами от а до г.
ХОД ИГРЫ
На экране – портреты ученых-химиков, звучит тихая музыка, ученик читает стихи.
Ученик.
Кто про химика сказал: “Мало воевал”,
Кто сказал: “Он маловато крови проливал”?
Я в свидетели зову химиков-друзей –
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.
Вступительное слово учителя о теме игры, правилах, о том, что ждет каждого из игроков в случае победы.
Учитель. У каждого была своя война, каждый советский человек стремился в грозные тяжелые годы внести свой вклад в победу, оказать посильную помощь солдатам фронта. Большинству ученых-химиков довелось проявлять мужество и героизм в тылу, защищать население от химических атак, разрабатывать наиболее эффективные взрывчатые смеси, лекарственные препараты, бальзамы для раненых, резину и горючее для боевых машин. Они внесли неоценимый вклад в победу над врагом в Великой Отечественной войне. Именно они:
… Трудились в лабораториях ночи и дни,
Без отдыха, сна и хлеба.
Стремились приблизить победные дни,
Чтобы чистым увидеть небо.
Химоборона больших городов
На протяжении всей войны
Легла на плечи тыловиков –
Химиков нашей страны…
Итак, вы, вероятно, догадались, что вам предстоит отвечать на вопросы, связанные с учеными-химиками и химическими веществами, которые использовались в годы Великой Отечественной войны.
За ходом игры будет следить жюри, которое должно вести подсчет набранных вами баллов – фишек – и выявить победителя.
Председатель жюри уточняет правила игры, которые должны соблюдать участники.
Учитель. Приступаем к игре. Она проводится в виде тестов. На экране будут появляться вопросы и ответы. Вы должны поднять соответствующую карточку. За правильный ответ получаете фишку.
Вопросы
1. Кто из указанных ученых-химиков служил в действующей Красной Армии в годы Великой Отечественной войны?
а) А.М.Бутлеров; б) И.В.Мартынов;
в) Д.Н.Прянишников; г) С.В.Лебедев.
(Ответ. б.)
2. Какое вещество входит в состав бездымного пороха, наиболее часто использовавшегося в годы войны?
а) Глюкоза; б) крахмал;
в) тринитроцеллюлоза; г) сахароза.
(Ответ. в.)
3. Детонатором зажигательных бомб служит гремучая ртуть Нg(CNO)2. Смесь каких веществ является начинкой для них?
а) Алюминия, железа и меди;
б) магния, цинка и оксида меди;
в) алюминия, магния и оксида железа.
(Ответ. в.)
4. Какой неметалл входит в состав дымовых завес?
а) Бор; б) кремний;
в) углерод; г) фосфор белый.
(Ответ. г.)
5. Кто изобрел первый противогаз (еще в Первую мировую войну)?
а) В.В.Марковников; б) Д.И.Менделеев;
в) Н.Д.Зелинский; г) С.В.Лебедев.
(Ответ. в.)
6. Какой сплав использовали для изготовления артиллерийских снарядов и патронов?
а) Сталь; б) латунь;
в) чугун; г) дюралюминий.
(Ответ. б.)
7. Ученый-химик, работавший в период Великой Отечественной войны в области агрохимии над проблемами повышения урожайности зерновых и овощных культур и являющийся автором одной из теорий происхождения жизни на Земле.
а) А.Н.Несмеянов; б) Н.М.Жаворонков;
в) А.И.Опарин; г) Д.И.Менделеев.
(Ответ. в.)
8. О каком танке маршал И.С.Конев писал: “Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца он оставался непревзойденным”?
а) “Т-34”; б) “Тигр”; в) “Пантера”; г) “ИС-3”.
(Ответ. а.)
9. Какой неметалл является обязательным компонентом всех взрывчатых веществ?
а) Углерод; б) кремний; в) кислород; г) азот.
(Ответ. г.)
10. В 1943 г. Гитлер запретил экипажам своих танков вступать в бой с советскими танками “ИС-2” на расстоянии более 1 км, т.к. фашистские снаряды не могли пробить лобовую танковую броню. Какой металл использовался для изготовления мощной брони танков “ИС-2”?
а) Алюминий; б) медь; в) титан; г) цинк.
(Ответ. в.)
Танк ИС-3 |
11. Кто из ученых-химиков разработал специальные материалы для одежды, защищающие от действия отравляющих веществ, и специальные типы резин для боевых машин?
а) В.А.Каргин; б) Д.И.Менделеев;
в) В.В.Марковников; г) Н.Н.Семенов.
(Ответ. а.)
12. Наши солдаты в 1941 г. буквально грудью сдерживали немецкие танки, рвавшиеся к Москве. Не хватало продовольствия, обмундирования, боеприпасов. В этот критический период за 2 дня на одном из заводов наладили выпуск бутылок с горючей смесью КС (Кучугина–Солодовника). Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкие танки не только под Москвой в 1941 г., но и в 1945 г. в Берлине. Что представлял собой запал для горючей смеси?
а) Серная кислота, поваренная соль, сахар;
б) серная кислота, бертолетова соль, сахарная пудра;
в) серная кислота, поваренная соль, питьевая сода.
(Ответ. б.)
В процессе игры ведущий следит за ее ходом, отмечает тех игроков, которые могут скоро покинуть игровой стол, не набрав фишек, и т.д.
В заключение подводятся итоги, называется имя победителя – “интеллектуала”. Он принимает поздравления от жюри и болельщиков, получает приз. Ведущий благодарит всех присутствующих за участие в мероприятии и объявляет об окончании игры.