Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2010
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

“… заставить ученика поверить в себя и в свои силы”

Продолжение. См. № 21, 22/2009

Организация самостоятельной работы

Помимо классных самостоятельных работ, особое внимание уделяю домашней работе.

Выполнение домашнего задания зависит от работы, предварительно проведенной в классе. Кроме того, домашнее задание – часть учебного труда, и выполнение его должно проверяться, учитываться и оцениваться учителем постоянно у каждого учащегося. При получении учащимися домашних заданий провожу дифференцированный инструктаж, указываю цель домашней работы и значимость ее результатов, даю рекомендации по выполнению заданий, предупреждаю о возможных трудностях при их выполнении.

Для проверки домашних заданий учащихся 8-х, 10-х и 11-х классов я сделала карточки “Генетическая связь неорганических соединений” и “Генетическая связь органических соединений” (задания собраны из учебников по химии для 8-го и 10-го классов, авторы – Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман, и составлены мною). Для способных детей составила раздаточный материал (карточка) “Генетическая связь органических и неорганических соединений”. Они позволяют проверить усвоение учащимися генетических связей (взаимопревращений веществ разных классов), а также общее знание химии.

Карточки 1–3

Почему я пришла к выводу о необходимости собрать как можно больше цепочек превращений в одной карточке? (Эти карточки имеются на каждом столе.)

• В химии особое место занимают уравнения реакций.

• При решении цепочки превращений ребята замечают, что некоторые уравнения реакций повторяются. Это их вдохновляет.

• Заостряется внимание детей на получении тех или иных продуктов реакции в зависимости от условий. (Например, при каких условиях водород в бензоле замещается галогенами и при каких – происходит присоединение галогенов, когда из спирта получается этилен и когда – простой эфир и т.д.)

• Происходит многократная проработка изученных тем за минимальный промежуток времени.

Контроль усвоения каждой темы, устранение пробелов в знаниях

В начале урока провожу пятиминутки по вариантам на “цепочки превращений”. После истечения времени собираю листочки, тут же проверяю и выставляю оценки. Проверку осуществляю сразу с той целью, чтобы ученики увидели свои ошибки и смогли ликвидировать пробелы. Даю возможность исправить не удовлетворяющую их оценку, в противном случае они забудут и потеряют интерес к предмету.

Для индивидуальной работы имеется тетрадь пробелов знаний. В этой тетради записаны фамилии учеников и основные темы, по которым будут проверяться знания. После выполнения проверочных работ фиксирую в тетради пробелы (ставятся карандашом минусы). Эти минусы ребята должны устранить до следующего урока, иначе минусы заменятся соответствующими оценками, которые отрицательно повлияют на отметки за четверть или полугодие. Для исправления оценок имеется график индивидуальных занятий (таблица).

Таблица

График индивидуальных занятий

Класс Понедель-
ник
Вторник Среда Четверг Пятница
8   8.00      
9     8.00    
10       8.00  
11         8.00

После устранения пробела минус в тетради заменяется на плюс.

Я заметила, что основной массе ребят в первое время очень трудно осуществлять цепочки превращений. Они их записывают дома, делают шпаргалки, но списывать им не удается. Они вынуждены работать самостоятельно с учебником. Для меня важно – понял ученик или нет. При необходимости я назначаю консультанта из учеников или же объясняю сама. Главное, понять, в каком вопросе у ребят сложность по теме, как они рассуждают и как лучше строить дальнейшее объяснение материала.

Что мне дает такая организация работы?

Во-первых, ребята работают с учебником. Это одно из условий для успешной учебы, а также для сдачи ЕГЭ. Научится ученик работать с учебником, добывать самостоятельно знания – будет дальше работать с дополнительной литературой, со справочными материалами.

Во-вторых, это многократное повторение и устранение пробелов в знаниях.

В-третьих, это индивидуальная работа с учениками, которые тему не поняли.

Результат – хорошие знания и оценки. А не это ли награда за труд? Вместе с этим приходит и интерес к химии.

Продолжение следует

Л.В.ГЛУХАРЕВА,
учитель химии
(д. Ст. Ильдеряково, Аксубаевский р-н,
Республика Татарстан)

Рейтинг@Mail.ru