ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ |
«… заставить ученика поверить в себя и в свои силы»
Продолжение. Начало см. в № 21/2009
Индивидуальная работа и использование дифференцированных заданий
Дифференцированные задания составляю для всех классов и по всем темам в нескольких вариантах, чтобы избежать списывания. В качестве примера привожу тестирование за первую четверть в 8-м классе (в четырех вариантах).
В а р и а н т I
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
а) приготовление порошка из куска мела;
б) возгорание спички;
в) выделение газа при взаимодействии питьевой соды с уксусной кислотой;
г) испарение воды из водоема.
2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?
а) Изменение агрегатного состояния;
б) образование осадка;
в) выделение газа;
г) измельчение вещества.
3. Среди перечисленных веществ сложными являются:
а) водород;
б) хлороводород;
в) хлорид натрия;
г) хлор.
4. Наибольшую атомную массу имеет:
а) углерод; б) сера; в) железо; г) алюминий.
5. Наибольшую относительную молекулярную массу имеет:
а) вода (Н2О);
б) углекислый газ (СО2);
в) хлороводород (НСl);
г) сероводород (Н2S).
6. Валентность алюминия в соединении Al2O3 равна:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу хлорида железа(II):
а) FeCl3; б) CuCl2; в) FeCl2; г) FeO.
8. Какое количество вещества составляют 2,4•1023 атомов меди?
а) 0,4 моль; б) 4 моль;
в) 0,4•1023 моль; г) 6 моль.
9. Найти массу 2 моль водорода:
а) 2 г; б) 4 г; в) 0,4 г; г) 12•1023 молекул.
В а р и а н т II
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
а) сгорание бензина в двигателе автомобиля;
б) скисание молока;
в) таяние снега;
г) образование инея на деревьях.
2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?
а) Образование осадка;
б) изменение агрегатного состояния;
в) выделение газа;
г) измельчение вещества.
3. Среди перечисленных веществ сложными являются:
а) золото;
б) сера;
в) сероводород (H2S);
г) сульфид железа (FeS).
4. Наибольшую атомную массу имеет:
а) углерод; б) азот; в) литий; г) водород.
5. Наибольшую относительную молекулярную массу имеет:
а) сероводород (Н2S);
б) бромоводород (НBr);
в) хлороводород (НCl);
г) фтороводород (HF).
6. Валентность лития в соединении Li2О:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу оксида железа(II):
а) FeCl2; б) СuO; в) Fе2О3; г) FeO.
8. Сколько молекул содержится в 2,24 л кислорода (при нормальных условиях)?
а) 0,6•1023 молекул;
б) 0,6•1023 атомов;
в) 6•1023молекул;
г) 1,2•1023 молекул.
9. Какую массу будет иметь 11,2 л водорода (при нормальных условиях)?
а) 2 г; б) 1 г; в) 0,1 г; г) 1,2•1023 молекул.
В а р и а н т III
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
а) гниение навоза;
б) таяние льда;
в) скисание молока;
г) плавление стекла.
2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?
а) Изменение окраски;
б) изменение агрегатного состояния;
в) выделение газа:
г) измельчение вещества.
3. Среди перечисленных веществ простыми являются:
а) сероводород (Н2S);
б) сульфид железа (FеS);
в) золото;
г) сера.
4. Наименьшую атомную массу имеет:
а) углерод; б) азот;
в) литий; г) водород.
5. Наименьшую относительную молекулярную массу имеет:
а) сероводород (Н2S);
б) бромоводород (НBr);
в) хлороводород (НCl);
г) фтороводород (НF).
6. Валентность углерода в соединении СО2:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу оксида меди(II):
а) CuCl2; б) CuO; в) Cu2О; г) FeO.
8. Сколько атомов водорода содержится в 11,2 л метана (СН4, нормальные условия)?
а) 0,6•1023 молекул;
б) 0,6•1023 атомов;
в) 12•1023 атомов;
г) 1,2•1023 атомов.
9. Какую массу будут иметь 3,6•1023 молекул воды?
а) 10,8 г; б) 108 г; в) 0,6 моль; г) 13,44 л.
В а р и а н т IV
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
а) плавление стекла;
б) возгорание спички;
в) ржавление железа;
г) испарение воды из водоема.
2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?
а) измельчение вещества;
б) образование осадка;
в) изменение окраски;
г) изменение агрегатного состояния.
3. Среди перечисленных веществ простыми являются:
а) хлороводород;
б) водород;
в) хлорид натрия;
г) хлор.
4. Наименьшую атомную массу имеет:
а) железо;
б) сера;
в) углерод;
г) алюминий.
5. Наименьшую относительную молекулярную массу имеет:
а) углекислый газ (СО2);
б) вода (Н2О);
в) хлороводород (НCl);
г) сероводород (Н2S).
6. Валентность азота к соединении NН3:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу хлорида железа(III):
а) FeCl3; б) CuCl2; в) FeCl2; г) Fe2O3.
8. 4,48 л смеси кислорода и водорода имеют массу 3,4 г. Определите объем каждого газа (н.у.).
а) 4,48 л кислорода и 0 л водорода;
б) 3,36 л кислорода 1,12 л водорода;
в) 1,12 л кислорода и 3,36 л водорода;
г) 2,24 л кислорода и 2,24 л водорода.
9. Какую массу будет иметь 0,3 м3 водорода?
а) 27 г; б) 2,7 г; в) 13,4 г; г) 12•1023 молекул.
О т в е т ы. В а р и а н т I: 1 – б, в; 2 – б, в; 3 – б, в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – а; 9 – б. В а р и а н т II: 1 – а, б; 2 – а, в; 3 – в, г; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 – г; 8 – а; 9 – б. В а р и а н т III: 1 – а, в; 2 – а, в; 3 – в, г; 4 – г; 5 – г; 6 – г; 7 – б; 8 – в; 9 – а. В а р и а н т IV: 1 – б, в; 2 – б, в; 3 – б, г; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – а; 8 – г; 9 – а. |
Особое внимание уделяю способным детям. Как правило, они быстро усваивают тему, и решать простейшие задачи им неинтересно. Таким детям вполне по силам освоить ряд теоретических вопросов, выводящих далеко за рамки обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, а также получить прочные навыки решения нестандартных задач повышенного уровня сложности. С учетом этого мною разработана авторская программа «Одаренные дети» (таблица), ориентированная на их познавательные потребности, в том числе на успешную сдачу вступительного экзамена по химии в профильные вузы, а также на формирование базы для продолжения химического образования в высшей школе. По этой программе я работаю шестой год.
Таблица
Основные этапы программы
№ п/п | Форма работы | Сроки |
1 | Индивидуальная работа на уроке | На каждом уроке |
2 | Дифференциация обучения на уроке | Почти на каждом уроке |
3 | Факультатив в 11-м классе «Избранные вопросы химии» | Еженедельно |
4 | Школьная олимпиада (9–11-й классы) | Ноябрь |
5 | Подготовка и участие в районной олимпиаде | Ноябрь–декабрь |
6 | Конкурс «Лучший химик» | В течение года |
7 | Традиционное внеклассное мероприятие «Посвящение в химики» | Декабрь |
8 | Школьная олимпиада (8-й класс) | Март |
9 | Неделя химии | Февраль |
10 | Подведение итогов конкурса «Лучший химик» | В конце года |
Эта программа хранится в папке «Одаренные дети». Кроме программы в папке содержатся:
1) список дидактической литературы;
2) список литературы, имеющейся в кабинете химии;
3) список литературы, имеющейся в кабинете химии, которую можно и нужно давать почитать детям;
4) тексты выступлений на районных семинарах по теме «Одаренные дети»;
5) карточки с задачами олимпиад для домашней работы (домашняя олимпиада);
6) тетрадь с решениями этих задач (задачи решены учителем);
7) тетрадь с баллами – оценками решений этих задач;
8) отчеты по проведенным школьным олимпиадам;
9) отчеты по проведенным неделям химии;
10) графики индивидуальных занятий;
11) график факультатива;
12)?календарно-тематическое планирование факультатива в 11-м классе;
13) тематическое планирование работы со способными детьми (8–10-х классов).
Для способных и сообразительных ребят по каждой теме составила задания повышенной сложности. Задания собраны из разных сборников (большинство из книги: Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999), из районных олимпиадных заданий и т.д. К задачам дается ответ. Для проверки использую свои решебники (задачи решены мною) или же указываю литературу, где имеется решение. Вся литература и все разработки разложены по тематическим разделам в специальном ящике, наподобие картотечного, что очень удобно при поиске и нахождении нужного материала.
Ученики выполняют задания, если что-либо не получается, то я стараюсь задавать наводящие вопросы. Если время ограничено, то даю готовые решения с той целью, чтобы ученик понял ход решения. Каждая работа ученика оценивается, за такую дополнительную работу он получает высокую оценку.
Также среди способных детей провожу конкурс. Этот конкурс проводится в течение года. На самом первом уроке я объявляю ученикам 9–11-х классов, что в течение всего года будет проходить конкурс «Лучший химик», знакомлю с условиями. При подведении итогов конкурса учитываются:
а) ведение тетрадей;
б) результат районной олимпиады;
в) участие в неделе химии;
г) результаты «домашних олимпиадных работ» (для девятиклассников).
Как же я провожу «домашние олимпиады» и почему именно в 9-м классе?
«Домашних олимпиадных работ» всего четыре (одна из них в форме теста). В сентябре я раздаю способным детям по карточке. В каждой карточке по 10–15 заданий. Задания разной сложности, чтобы не отпугнуть ребят, не отбить желания изучать химию, но в то же время настроить на серьезную подготовку. Баллы за каждое задание указаны. Эти задания ученики выполняют в течение месяца. Если задачи не получаются, то они могут обращаться к старшеклассникам, к взрослым, поискать ответ в литературе. Некоторые моменты я разъясняю, показываю подходы, направляю, но додуматься ребята должны сами.
По истечении времени они мне сдают решения. Работы проверяются, и баллы за каждую работу выставляются в специальную тетрадь. В этой тетради каждый год к фамилиям прошлогодних девятиклассников дописываются фамилии наиболее способных девятиклассников нынешнего года. Выставляются все баллы и сумма баллов по каждой карточке. В конце года все баллы суммируются и выявляются лучшие химики.
Домашние олимпиады провожу только среди девятиклассников. Считаю, что нужно тщательно работать именно с ними, т.к. в 9-м классе изучается, в основном, вся неорганическая химия. Именно в 9-м классе необходимо заложить тот фундамент, без которого изучать химию в 11-м классе очень трудно. Да и проводить домашние олимпиады во всех классах – очень трудоемкая работа.
Пример карточки для «домашней олимпиады»
К а р т о ч к а № 2
№ п/п | Текст задачи | Баллы |
1 | Какова масса смеси газов объемом 2 м3 (н.у.), состоящей из азота и оксида углерода(IV) равных объемов | 2 |
2 | Масса 10 л воздуха равна 12,8 г. Вычислите: а) массу воздуха в классе размером 10x6x4 м;б) объем кислорода, приходящегося на одного ученика | 3 |
3 | Какой объем кислорода (в м3) будет израсходован на сжигание 2 м3 газовой смеси, содержащей объемные доли: метана (СН4) – 60 %, этана (С2Н6) – 10 %, водорода (Н2) – 3 %? | 3 |
4 | 3 л раствора серной кислоты (плотность – 1,8 г/мл), содержащего 80 % H2SO4, добавили к 800 мл воды. Какова массовая доля кислоты в полученном растворе? | 3 |
5 | Сколько граммов медного купороса (СuSO4•5Н2О) нужно добавить к 540 г воды, чтобы получить 20%-й раствор сульфата меди? | 5 |
6 | В результате сильного нагревания 23,6 г двухосновной кислоты, образованной шестивалентным элементом, выделилось 20 г ангидрида этой кислоты. Определите формулу этой кислоты | 4 |
7 | При разложении 23,4 г карбоната трехвалентного металла выделилось 6,72 л оксида углерода(IV) (при н.у.). Установите формулу соли | 3 |
8 | Определите элемент, если известно, что в одном из образованных им оксидов его массовая доля составляет 42,8 %, а в другом – 27,7 % | 5 |
9 | В результате взаимодействия сероводорода с оксидом серы(IV) образовалось 200 г серы. Какой объем сероводорода (н.у.) вступил в реакцию? | 2 |
10 | Через раствор, содержащий 15 г едкого натра, пропустили 3,5 л сероводорода (н.у.). Какая образовалась соль, и какова ее масса? | 4 |
11 | Некоторый элемент образует несколько оксидов. Для получения первого из них затрачено 2,24 л кислорода и 5,5 г элемента, содержание элемента во втором (по массе) составляет 49,5 %. Определите формулы этих оксидов | 8 |
Такая система помогает развивать способных учеников, выявить ученика для участия в районной олимпиаде, сравнивать результаты с результатами учеников не только этого года, но и прошлых лет. Неописуема радость учеников, набравших больше всех баллов. Они, как правило, побеждают на районных олимпиадах. И эти же ученики в дальнейшем связывают свою жизнь с химией. Это химики-технологи, учителя химии, медсестры и т.д.