Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2009
Я ИДУ НА УРОК

 

Изучение верхней границы периодической системы Д.И.Менделеева

Проблемно-интегрированный урок • 11 класс

 

«…Изложенное содержит
далеко не все то, что увидели до сих пор
через телескоп периодического
закона в безграничной области
химических эволюций, и тем паче
не все то, что можно еще увидеть…»
Д.И.Менделеев

 

Этот урок я провожу в конце изучения темы «Строение атома» в 11-м классе. Учащиеся уже умеют самостоятельно работать с информацией. Им знакома методика веб-квестов: поиск информации в Интернете по рекомендованным учителем сайтам. Я дополняю задания веб-квестов адресами цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), а также списком литературы на бумажных носителях. При оформлении результатов деятельности в виде слайд-шоу (Power Point) происходит осмысление проведенного исследования. Я предлагаю при оформлении работы придерживаться таких правил: минимальный текст на слайдах, 2–3 фотографии или рисунка, задания для проверки усвоения материала, выводы. Общее количество слайдов – не более 7–10. Основной текст учащиеся оформляют в таблицах (Word). На уроке выступление учащихся сопровождается показом презентации, а для комментариев к слайдам используется основной текст.

Учащиеся работают группами, учатся решать проблему комплексно, не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности, а также отрабатывают навыки публичного выступления.

Цель урока. Развитие информационной и коммуникационной компетенций учащихся.

Задачи урока. Углубление знаний учащихся по периодическому закону и периодической системе Д.И.Менделеева; обучение поиску информации; раскрытие межпредметных связей (химия, физика, экономика); показ методов научного познания; формирование навыков публичного выступления, диалога, группового обсуждения.

Оборудование. Таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, проектор, экран, таблички с надписями «Информационно-аналитический отдел», «Лаборатория ядерных реакций», «Планово-финансовый отдел», «Центр прикладных исследований», памятка «Правила публичного выступления».

Подготовительный этап. За месяц до проведения урока учащимся предлагается разделиться на группы по пять-шесть человек. Каждая группа представляет собой одну из структур «Научно-исследовательского института ядерной физики»: «Лаборатория ядерных реакций», «Центр прикладных исследований», «Информационно-аналитический отдел», «Планово-финансовый отдел». Выбирается ученый секретарь. Каждой «лаборатории» учитель дает задание по поиску информации: это может быть проведено по методике веб-квестов, а также в результате самостоятельного поиска информации в Интернете, научно-популярной литературе. Найденная информация представляется в виде презентаций в программе Power Point и основного текста. Учитель помогает в анализе полученной информации, ее представлении в электронном варианте. У каждого учащегося есть памятка публичного выступления, помогающая подготовиться к защите докладов. Урок рассчитан на 45 мин.

Форма урока. Ролевая игра.

Задание для информационно-аналитического отдела.

1. Изучите историю вопроса о верхней границе периодической системы.

2. Найдите и проанализируйте информацию о гипотезе «островков относительной стабильности», открытии сверхтяжелых химических элементов, названиях новых элементов.

Задание для лаборатории ядерных реакций.

1. Изучите процесс синтеза новых химических элементов.

2. Найдите и проанализируйте информацию об ускорителях элементарных частиц: строение, принцип работы.

Задание для центра прикладных исследований.

1. Изучите вопрос о применении сверхтяжелых химических элементов.

2. Сделайте вывод о целесообразности научных исследований по открытию новых химических элементов.

Задание для планово-финансового отдела.

1. Рассмотрите экономические аспекты исследований границ периодической системы Д.И.Менделеева.

2. Обратите внимание на стоимость, проблемы производства сверхтяжелых элементов, взаимодействие политики и науки.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Основная часть урока

Учитель. Заканчивая изучение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, давайте более подробно рассмотрим вопрос о верхней границе периодической системы. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть следующие вопросы:

– где предел числа элементов;

– какое практическое значение имеет открытие новых химических элементов;

– каковы экономические проблемы изучения границ периодической системы.

Но сначала я предлагаю вам выполнить тест ранжирования (тест и итоги приведены в таблице на с. 40). На эту работу вам предоставляется 2 мин.

Сегодня на уроке будет работать проблемный ученый совет Научно-исследовательского института ядерной физики в лице учащихся 11-го класса нашей школы. Вести ученый совет будет ученый секретарь – учитель.

Ученый секретарь. Коллеги! Мы собрались на заседание проблемного ученого совета. В его работе принимают участие лаборатория ядерных реакций, центр прикладных исследований, информационно-аналитический отдел, планово-финансовый отдел. Вопрос о верхней границе периодической системы Д.И.Менделеева – один из наиболее запутанных и интригующих в учении о периодичности. Конечно или бесконечно количество химических элементов в природе? Если конечно, то какой порядковый номер имеет последний элемент? И является ли этот элемент верхней границей периодической системы, т.е. последним членом упорядоченного по свойствам множества химических элементов? Или, быть может, в области больших значений порядковых номеров имеется прерывистый ряд элементов, свойства которых изменяются непериодическим образом и, как следствие, эти элементы находятся за гранью периодической системы и могут называться внесистемными элементами?

Мы заслушаем выступления представителей различных подразделений нашего института об их деятельности и решим: стоит ли открытие новых химических элементов действительно таких огромных затрат для их исследования и производства? Слово предоставляется сотрудникам информационно-аналитического отдела, которые расскажут об истории данного вопроса.

Представитель информационно-аналитического отдела (рассказ сопровождается показом слайдов). Вопрос о границах периодической системы наиболее сложен. Сколько элементов существует в природе? Сколько их может быть создано человеком? В пределах от водорода до урана их ровно 92. Они существуют в природе, это естественные элементы. До водорода нет ни одного: не может быть атома с зарядом меньше 1. На Земле практически нет элементов с зарядом ядра больше +92. Ученые искусственно с помощью ядерных реакций синтезировали элементы с порядковыми номерами от 93 до 108, причем в количестве, достаточном для изучения их свойств (трансурановые элементы). Синтез элементов с зарядом ядра выше +108 долгое время оставался неразрешимой задачей для ученых-ядерщиков, но в последние годы проблема успешно решается.

Синтез элемента с большим порядковым номером может быть осуществлен из элемента с меньшим порядковым номером. Например, первым искусственно синтезированным элементом стал технеций (Z = 43). Для его синтеза берут в качестве исходного сырья молибден (Z = 42) и бомбардируют атом молибдена протоном (ядро атома водорода). В природе технеция очень мало, в больших количествах он образуется в ядерных реакторах и активно используется человеком.

Успешный синтез трансурановых элементов, изучение радиоактивных характеристик их изотопов приводили к четкому выводу: по мере роста порядкового номера продолжительность жизни атомов значительно уменьшается (рис. 1). Поэтому теоретики делали однозначный вывод: в области Z больше 108 синтезируемые ядра будут спонтанно делиться.

Рис. 1. Величины периодов полураспадов при спонтанном делении наиболее долгоживущих изотопов трансурановых элементов от нептуния до менделевия

Однако в середине 60-х годов прошлого столетия физики выдвинули гипотезу ООС – об островках относительной стабильности. Содержание гипотезы состоит в следующем: в области некоторых больших значений Z (порядковый номер) и Nn (число нейтронов) ядра могут иметь очень большие величины периодов полураспада при спонтанном делении. Вот какие это значения: 114, 126, 164 и даже 184 – для порядкового номера и 184, 196, 318 – для нейтронов (рис. 2).

Рис. 2. Протонно-нейтронная диаграмма ядер

Учащиеся делают записи в тетрадях: сущность гипотезы ООС, фамилии ученых, названия новых химических элементов.

Рефлексия. Тест сличения (на слайде)

Установите соответствие.

1) Гипотеза ООС; а) Большинство найдено в природе;
2) естественные элементы; б) Z > 118 – внесистемные элементы;
3) трансурановые элементы; в) стабильны сверхтяжелые элементы с магическим числом Z и N;
4) сверхтяжелые элементы. г) получены с помощью ядерных реакций.

Ученый секретарь. В нашем институте есть лаборатория ядерных реакций, которая достигла определенных успехов в синтезе сверхтяжелых элементов. Давайте выслушаем их видение проблемы.

Представитель лаборатории ядерных реакций (рассказ сопровождается показом слайдов). Ядерные реакции – это взаимодействие ядер с элементарными частицами (нейтронами n, протонами р, -фотонами) или с другими ядрами (alfa.gif (856 bytes)-частицами, дейтронами – ядрами дейтерия, одного из изотопов водорода, и др.). Чтобы произошла ядерная реакция, необходимо столкновение бомбардирующей частицы с ядром атома-мишени. Если частица обладает большой энергией, то она может настолько глубоко приблизиться к ядру, что сольется с ним. При этом увеличивается заряд ядра и, следовательно, образуется новый химический элемент (рис. 3). Например, атомы технеция получили, бомбардируя ядра атомов молибдена ядрами дейтерия:

Рис. 3. Атомы калифорния возникают при обстреле ядер атомов урана-238
ядрами углерода

Чтобы найти способ ускорять бомбардирующие частицы, придавать им большую энергию, изобрели и сконструировали специальный ускоритель частиц – синхротрон – устройство для получения заряженных частиц (элементарных частиц, ионов) высоких энергий. Современные ускорители подчас являются огромными дорогостоящими комплексами, которые не может позволить себе даже крупное государство (рис. 4). Например, возведенный Большой адронный коллайдер в Европейском центре ядерных исследований представляет собой кольцо периметром 27 км, потребляющее 12 000 МВт.

Рис. 4. Модель синхротрона

В основе работы ускорителя заложено взаимодействие заряженных частиц с электрическим и магнитным полями. Электрическое поле способно напрямую совершать работу над частицей, т.е. увеличивать ее энергию. Магнитное же поле, создавая силу Лоренца, лишь отклоняет частицу, не изменяя ее энергии, и задает орбиту, по которой движутся частицы.

В линейных ускорителях пучок частиц однократно проходит его ускоряющие участки (рис. 5, см. с. 36).

Рис. 5. Принцип работы линейного ускорителя

В циклических ускорителях (рис. 6, см. с. 36) пучки (заряженных частиц) движутся по замкнутым кривым (типа окружностей или спиралей), проходя ускоряющие участки много раз.

Рис. 6. Принцип работы циклического ускорителя

Синхротрон – кольцевой циклический ускоритель заряженных частиц, в котором последние двигаются по орбите неизменного радиуса за счет того, что темп нарастания их энергии на ускоряющих участках синхронизован со скоростью нарастания магнитного поля на орбите (рис. 7, см. с. 36). Он позволяет ускорять как легкие заряженные частицы (электроны, позитроны), так и тяжелые (протоны, антипротоны, ионы) до самых больших энергий.

Рис. 7. Принцип работы синхронного ускорителя

В Лаборатории ядерных реакций под руководством Г.Н.Флерова, Ю.Ц.Оганесяна, М.Г.Иткиса проводится синтез сверхтяжелых химических элементов, и практически достигнут так называемый «остров стабильности» – получены трансфермиевые элементы, ядра атомов которых обладают повышенной устойчивостью; исследуются их химические свойства. Фактически это новый раздел науки – химия сверхтяжелых элементов – лежащий на стыке химии и ядерной физики. Чтобы получить 115-й элемент, российским исследователям пришлось бомбардировать 95-й элемент (америций, в природе также не существующий и получаемый только в реакторах) редчайшим изотопом калия, ядро которого обогащено дополнительно восемью нейтронами.

Учащиеся делают записи в тетрадях: схемы синтеза искусственных химических элементов, недавно открытые элементы, принцип работы синхротрона.

Рефлексия. Тест дополнения с ответами (на слайде)

• Ядерные реакции – это ………………… ………………………………………………… .

• Синтез тяжелых элементов осуществляется в …………………………………………… .

• Ученому-ядерщику, в первую очередь, необходимы знания по ………………………….. .

Ученый секретарь. Лаборатория ядерных реакций просит дополнительные материальные вложения для дальнейших исследований. Каковы экономические аспекты данных исследований? Слово предоставляется планово-финансовому отделу.

Представитель планово-финансового отдела (рассказ сопровождается показом слайдов). В практике ценообразования используются различные методы определения соответствия между себестоимостью и ценами. Среди этих методов следует назвать следующие: затратные, параметрические и нормативно-параметрические. Рассмотрим затратный метод ценообразования. Стоимость товаров складывается из многих показателей: затраты на сырье, оборудование, электроэнергию, заработную плату; также учитываются налоги, аренда помещений.

Сырьем для получения искусственных элементов являются очень часто другие искусственные элементы или редкоземельные. Их получение, в свою очередь, также требует больших затрат. Кроме того, выход нового элемента очень невысокий. Например, из 1 кг плутония получают 0,5 г калифорния-252; из 77 г америция (20 000 тыс. дол.) – 7,5 г кюрия. Затраченное время – 4 мес. Получая калифорний-252 из плутония, ежемесячно меняют дорогостоящие стержни из урана.

Часто приходится учитывать дополнительные расходы: стоимость контейнеров для хранения и перевозки тяжелых элементов, т.к. они являются радиоактивными. Для перевозки 1 г калифорния-252 используют резервуар длиной 3 м, высотой – 4 м, массой – 50 т. Стенки «бронированного сейфа» сделаны из парафина, свинца, бетона, стали.

Синтезируют новые химические элементы в синхротронах. Проектная стоимость строительства одного синхротрона составляет 70–80 млн долларов. Лучевой синхротрон Diamond (Великобритания) стоит 550 млн долларов, а его размеры превосходят площадь пяти футбольных полей.

Вывод: учитывая огромные затраты на синтез новых химических элементов, надо учитывать их практическую значимость.

Учащиеся делают записи в тетрадях: цены на синхротроны, из чего складывается стоимость исследований.

Рефлексия: ответьте на вопросы (на слайде «Подумайте!»)

1. Какие затраты не были учтены при определении стоимости исследований?

2. Предложите свой план экономии средств. Осуществим ли он реально? Хватает ли вам знаний для выполнения этого задания?

Ученый секретарь. Действительно, решаемая нами проблема очень сложная. Наука должна служить практике? Или наука может существовать только ради научного интереса? Давайте обратимся за помощью к центру прикладных исследований.

Представитель центра прикладных исследований (рассказ сопровождается показом слайдов). Искусственно получаемые химические элементы, а также оборудование для проведения исследований нашли применение в медицине, геологии, криминалистике и многих других областях жизни. Это и ядерная энергетика, и радиохимические исследования, и метод нейтронной радиографии.

В 1970 г. французские врачи имплантировали двум людям сердечные регуляторы, которые весили всего по 40 г. Требуемую мощность в 200 мкВт обеспечивали 150 мг плутония-238. С тех пор эти регуляторы поддерживают сердечную деятельность обоих пациентов. Столь убедительный успех создал целое медицинское направление. Медики имплантируют сердечные регуляторы из плутония-238 или прометия-147.

Плутоний-238 используется и для других медицинских целей – служит источником энергии для «искусственного сердца» – насоса для крови, спасителя жизни при остановке кровообращения.

Большие возможности дают пучки частиц, получаемые на изохронных синхротронах и микротронах. С их помощью можно создать субъядерные фильтры, позволяющие достигнуть необычайно высокой степени очистки воздуха. А это, в свою очередь, может иметь широкий спектр практических применений, начиная с производства респираторов и медицинских приборов, заканчивая созданием «чистых комнат» для микроэлектроники. С их помощью могут быть созданы объекты наноэлектроники, решен ряд практических задач, связанных с материаловедением.

На базе синхроциклотрона Петербургского института ядерной физики разработан и внедрен в практику метод стереотаксической протонной терапии, предложенный Центральным рентген-радиологическим институтом в Санкт-Петербурге, основанный на использовании узкого пучка протонов с энергией 1000 МэВ в комбинации с ротационной техникой облучения. Резкие границы облучаемой зоны и высокое отношение (200–300) дозы в центре облучения к дозе в окружающих тканях позволили использовать этот метод для эффективной, бескровной хирургии различных заболеваний головного мозга.

Калифорний-252 в последнее время используют в медицине в качестве точечного источника нейтронов с большой плотностью потока для локальной обработки злокачественных опухолей. С его помощью можно определить также состав веществ. Исследуемые вещества подвергают облучению потоком нейтронов, в результате чего образуются искусственные радиоактивные изотопы. С помощью гамма-спектроскопии высокой точности измеряют интенсивность гамма-излучения, специфическую для каждого нуклида, а по интенсивности находят содержание определяемого элемента. В активационном анализе чувствительность чрезвычайно высока. Могут быть обнаружены ничтожные количества (10–10 –10–13  г) исследуемого вещества.

Нейтронно-активационный анализ помогает геологам при поисках месторождений золота и серебра. В Ташкентском институте ядерной физики разработаны методы гамма-спектроскопического определения содержания золота в скальных породах при помощи бурового зонда, снабженного 252Cf – источником нейтронов. Благородные металлы, заключенные в руде или в горных породах, активируются нейтронами. При этом образуются радиоактивные изотопы серебра или золота, которые можно легко различить, зная их период полураспада, а также расположение линий их гамма-спектров. Интенсивность полос дает сведения о содержании металла: в природных породах можно таким путем определить 10–9  % золота и серебра. Не остается незамеченной даже малейшая пылинка золота.

Наполеон I

В сознании многих историков укоренилась версия отравления Наполеона Бонапарта английскими и французскими заговорщиками во время его заточения на острове святой Елены. Наряду с анализом волос Наполеона, сохранившихся еще со времен пребывания его на острове св. Елены, итальянские ученые провели анализ волос его супруги Жозефины и их сына Наполеона II. В распоряжении ученых были пряди волос императора, состриженные в разные периоды его жизни, начиная с молодых лет. Полученные результаты сравнили с результатами анализов волос современных людей, выбор которых был совершенно произволен. Эксперимент ученых со всей очевидностью доказал, что в эпоху Наполеона содержание мышьяка в волосах людей в сто раз превышало его количество у ныне живущих французов и итальянцев. Повышенная концентрация мышьяка в те времена считалась нормой. Мышьяк сопровождал человека в течение всей его жизни, начиная от обоев в детской комнате и заканчивая многочисленными продуктами и товарами, широко распространенными в XIX в.

В Государственном научном центре (ГНЦ) был проведен нейтронно-активационный анализ волосков В.А.Моцарта, результаты которого опубликованы в августе 2007 г. в Бюллетене по атомной энергии. Ртуть, попадая в организм человека, оседает и в его волосах, а точность метода такова, что проведение исследования возможно даже на одном волоске. Известно, что волосы растут с постоянной скоростью, примерно 0,35 мм в день, т.е. за 6 мес. они вырастают до 9–10 см. Моцарт очень дорожил своими волосами и заботливо за ними ухаживал, так что волоски из сохранившейся пряди были от 9 до 15 см. Методика такова. Волосок, запаянный в кварцевую ампулу, бомбардировался в активной зоне реактора для активизации исследуемого вещества (Hg). Далее пронумерованные, начиная от корня, сегменты этого волоска длиной по 5 мм, вновь загруженные в кварцевые ампулы, помещались в ядерный реактор для облучения их нейтронами, после чего измерялась их вторичная эмиссия. Результаты показали, что в день смерти концентрация ртути у Моцарта составляла 75 г на тонну веса, в то время как среднее содержание ртути в живом организме – 5 мг на тонну веса (более чем тысячекратное превышение!). Кроме того, стало ясно, что в последние шесть месяцев Моцарта травили сулемой сериями, перемежаемыми относительным покоем.

Вольфганг Амадей Моцарт

С помощью нейтронной радиографии просвечиваются детали самолетов, части реакторов, изделия самого различного профиля. Повреждения, которые обычно невозможно обнаружить, теперь легко находят. Для этой цели в СССР и США разработана транспортабельная нейтронная камера с калифорнием-252 в качестве источника излучения. Она позволяет вести работу вне зависимости от стационарного атомного реактора. В борьбе с преступностью в США такая нейтронная камера показала свой превосходный «нюх». Таблетки ЛСД и марихуана, спрятанные в патронных гильзах, были сразу обнаружены. С помощью рентгеновских лучей контрабандные наркотики найти не удавалось.

«Не может быть никакой дискуссии о том, должны ли мы строить атомные электростанции или нет, – говорил в 1977 г. президент Академии наук СССР академик А.П.Александров. – У человечества нет иного выхода; только с помощью атомных электростанций оно сможет удовлетворить свои потребности в энергии на века».

В промышленности используются различные контрольно-измерительные и исследовательские приборы с америцием-241. В частности для непрерывного измерения толщины стальной (от 0,5 до 3 мм) и алюминиевой (до 50 мм) ленты, а также листового стекла. Аппаратуру с америцием-241 используют и для снятия электростатических зарядов с пластмасс, синтетических пленок и бумаги. Он находится и внутри некоторых детекторов дыма.

Академик РАН, научный руководитель лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова Объединенного института ядерных исследований Юрий Оганесян в одном из интервью сказал, что «фундаментальная наука у нас сегодня не в чести. То, чем мы занимаемся, не имеет сегодня прикладного значения. Предмет нашего изучения можно назвать чисто научным, познавательным. Я даже затрудняюсь сказать, будут ли и в будущем использованы результаты наших исследований на практике. А в связи с этим меня всегда немножко смущает, когда говорят: ну хорошо, вы провели вот такой эксперимент, а какой от полученных результатов прок тамбовскому крестьянину? Так вопрос ставить нельзя. К сожалению, даже наша власть не понимает, что на пути к открытиям в фундаментальной науке возникает масса локальных задач, решение каждой из которых имеет не только научное, но и практическое значение. Причем чаще всего это не просто применение технических новинок, а революционные прорывы на тех или иных направлениях технического прогресса. Ведь что такое технический прогресс? Это двоякий процесс. С одной стороны, он может идти эволюционным путем, с другой – иметь скачкообразный характер. И вот такие революционные перемены, приводящие к резкому ускорению процесса, чаще всего происходят в ходе фундаментальных научных исследований, на путях к достижению высоких, не имеющих явно прикладного смысла целей».

Учащиеся делают записи в тетрадях: области применения искусственных химических элементов.

Ученый секретарь. Мы рассмотрели проблему верхней границы периодической системы Д.И.Менделеева. Говоря словами Д.Н.Трифонова, «проблема верхней границы остается не менее загадочной, чем она была, скажем, в конце XIX столетия». Для ее изучения необходимы знания по химии, ядерной физике. Изучая любой вопрос научного исследования, надо рассматривать его целесообразность с точки зрения экономики, прикладного значения.

Рефлексия (разноуровневая)

Общий уровень – «4». Используя ключевые слова «химия», «ядерная физика», «экономика», «искусственные химические элементы», «прикладное значение науки», составьте пять-семь предложений о сути и целесообразности научных экспериментов по изучению верхней границы периодической системы.

Продвинутый уровень – «5». Определите свое отношение к проблеме изучения верхней границы периодической системы; в зависимости от отношения составьте рекламу данному научному проекту или обоснуйте свое негативное отношение.

Проходит обсуждение выводов нескольких учеников.

Ученый секретарь. Нам надо принять решение. Ставлю вопрос на голосование: продолжать ли поиск новых химических элементов в нашем институте? (Голосование учащихся.)

Принято решение о продолжении исследований.

III. Подведение итогов

Учитель. Коллеги! В тесте ранжирования распределите значимость различных проектов для вас. Поднимите руки, кто решил выделить на проект «Синтез новых химических элементов» больше средств, чем до совета.

Тест ранжирования

Вы – исправный налогоплательщик. Ваш голос может оказаться решающим в выборе проектов, которые будут финансироваться в первую очередь. Распределите проекты по их значимости для вас (1 —> 6 – уменьшение значимости) (таблица).

В таблице приведены данные по проведенному уроку, и мы видим возрастание рейтинга научного проекта. В ы в о д: для человека значимы те знания, которые знакомы.

Таблица

Значимость проектов

Проект

Начало урока

Конец урока

Разработка лекарств от СПИДа

1

1

Разработка высокотехнологического оборудования в сфере автомобилестроения

6

6

Строительство жилья

3

5

Научные разработки (синтез новых химических элементов) 5 3
Развитие образования 4 4
Развитие нанотехнологий 2 2

Учитель. Со дня рождения Д.И.Менделеева прошло 175 лет. Изучать химию невозможно иначе, как на основе периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Но не только одни химики склоняют голову перед величием этого закона. Сегодня мы убедились, что в трудном и увлекательном деле синтеза новых химических элементов невозможно обойтись без периодического закона.

Получая новые знания, человек применяет свои открытия в практической деятельности. Еще Менделеев писал: «Прямое применение знаний к сознательному обладанию природою составляет систему и залог дальнейшего развития наук. Оттого-то нашли место в моем сочинении практические применения химических знаний к общежитию, заводскому делу, сельскому хозяйству, к объяснению явлений жизни организмов и самой Земли и т.п. Везде, где было возможным, я старался связать теоретический интерес с чисто практическим». Кроме того, очень важно рассматривать любое исследование и с экономической точки зрения. Хочу сказать, что есть у рассматриваемого вопроса еще один важный аспект: экологические проблемы данных исследований (защита от радиации, безопасность применения сверхтяжелых элементов). Это будет темой нашего следующего разговора.

Л и т е р а т у р а

Агафошин Н.П. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1982; Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002; Диогенов Г.Г. История открытия химических элементов. М.: Просвещение, 1960; Детская энциклопедия. Т. 3. Вещество и энергия. Под ред. И.В.Петрянова. М.: Педагогика, 1973; Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс, 1996; Петрянов И.В., Трифонов Д.Н. Великий закон. М.: Педагогика, 1984; Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа, 2004.

Ссылки для веб-квестов

http.//vbvvbv.narod.ru/Mendeleev170/g4/;

http.//fio.novgorod.ru/projects691/zakon.htm;

http://www.alhimik.ru/read/hoffman71.html;

http://www.alhimik.ru/read/hoffman76.html;

http://www.alhimik.ru/read/hoffman77.html;

http://www.alhimik.ru/read/hoffman59.html;

http://www.alhimik.ru/read/hoffman78.html;

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/272166.

Е.А.КОМАРОВА
учитель химии средней школы № 2
(г. Кондрово, Калужская обл.)

Рейтинг@Mail.ru