Я ИДУ НА УРОК |
Кислород
Урок обобщения знаний • 8 класс
Этот урок – предпоследний в теме «Кислород» курса неорганической химии 8-го класса (по учебнику Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой «Химия. 8 класс» (М.: Дрофа, 2003)).
Дидактическая доминирующая цель. Усвоение знаний в системе.
Триединая дидактическая цель включает ряд аспектов.
Образовательный:
а) систематизировать знания о строении, свойствах, применении кислорода;
б) закрепить представления о связи между строением, свойствами и областями использования кислорода;
в) научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Развивающий:
а) прививать интерес к предмету;
б) развивать творческое мышление, коммуникативные умения, грамотный химический язык;
в) устанавливать причинно-следственные связи изучаемых веществ с пониманием жизни как явления.
Воспитывающий:
а) формировать эстетическое восприятие;
б) воспитывать чувства само- и взаимоуважения в условиях работы малых групп;
в) научить ощущать чувство благодарности за результат учебного труда.
Мотивационная цель. Обобщить и систематизировать знания о химических и физических свойствах кислорода, о его составе, строении и получении его в лаборатории и в промышленности, о составе воздуха, круговороте кислорода в природе и его применении.
Мотивационная цель включает в себя несколько уровней:
– первый уровень – ученик знает строение, физические и химические свойства, получение и применение кислорода;
– второй уровень – ученик понимает связь строения атома кислорода со свойствами, составляет формулы оксидов, пишет уравнения реакций, расставляет коэффициенты, делает выводы и обобщения изученных вопросов;
– третий уровень – ученик умеет применять знания в нестандартных ситуациях.
Формы работы. Групповая, с элементами работы микрогрупп, пар, индивидуальные задания.
Методы:
а) словесный, наглядно-экспериментальный (в аспекте передачи и восприятия информации);
б) логически-дедуктивный;
в) сочетание руководства учителя и самостоятельной работы учеников (в аспекте управления).
Приемы:
а) система цветных жетонов;
б) диалог;
в) использование познавательных, расчетных, проблемных, логических цепочек;
г) самостоятельная работа по карточкам.
Оборудование и реактивы. Опорный конспект по теме «Кислород», фонограмма (запись истории-сказки), листы самоконтроля (см.приложение); карточки с заданиями;
о п ы т 1: спиртовка, спички, кристаллизатор с водой, эфир.
о п ы т 2: спиртовка, штатив, кристаллизатор, спички, пробирка, лучинка, перманганат калия KMnO4 (тв.);
о п ы т 3: ложечки для сгорания веществ, спиртовка, спички, две колбы с кислородом O2; фосфор (P тв.), сера (S тв.);
о п ы т 4: лучинка, спиртовка, спички; три колбы, наполненные кислородом (О2), углекислым газом (CO2) и воздухом.
П л а н у р о к а
1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Проверка знаний учащихся, подведение итогов занятия.
6. Информация о домашнем задании.
Девиз урока. Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия.
(Й.Я.Берцелиус)
ХОД УРОКА
Организация начала занятия.
Учитель. Сегодняшнее занятие посвящено обобщению и систематизации знаний по теме «Кислород», следовательно, цели урока – систематизировать, обобщить полученные при изучении темы знания о составе, строении, физических, химических свойствах кислорода, его применении и получении.
Ниточкой, которая соединит прошлый урок с сегодняшним, будет опыт. Вам, ребята, в этот осенний ненастный день я посылаю теплый химический привет.
О п ы т 1 «Горящая рука».
Учитель. Подумайте и скажите, почему вы видите признаки реакции горения (свет), а рука моя цела, здорова, не сгорела?
Проверка выполнения домашнего задания.
Работа с понятиями, фронтальный опрос.
Учитель. Дайте определение понятиям: горение, окисление, оксид, катализатор, тепловой эффект реакции, эндотермическая реакция, экзотермическая реакция, термохимическое уравнение, топливо.
За ответы учащимся выдаются цветные жетоны.
Подготовка к основному этапу занятия.
Детективная история-сказка (включается фонограмма).
«Речь пойдет об одном городе, населенном необычными жителями. Необычными они были потому, что могли жить и поодиночке, и семьями. Жил в этом городе важный господин. Он был очень гордый, идет по улице, под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит.
Но, несмотря на свою гордость, когда ему нужно было, он всегда мог найти с жителями этого города контакт, и легче всего с одинокими. С ними он со всеми перезнакомился, с одними это не составило труда, с другими требовалась специальная подготовка. После каждого контакта с важным господином жители изменялись до такой степени, что их невозможно было узнать. Они жили в ожидании очередного прихода гостя.
Однажды, после посещения им одной знатной дамы, с ней произошло вот что: ее краснота исчезла, и она вся почернела. Вдобавок ее уволили с работы, т.к. она уже не справлялась со своими обязанностями. И только экстрасенс смог восстановить ее первоначальное состояние.
Жители были в панике. Последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей, было сообщение о том, что важный господин хочет встретиться с экстрасенсом. Он так и сказал: «Иду на гремучее дело». Жители всполошились, они поняли, что речь идет о покушении на экстрасенса и приняли единственно верное решение – идти в полицию.
На важного господина было заведено уголовное дело».
Учитель. Нам с вами, ребята, нужно провести расследование и установить личность важного господина, а также личности всех причастных к этому делу. Кто является важным господином?
Ученик. Кислород.
Учитель. Кто такие одинокие жители и их семьи?
Ученик. Простые вещества и сложные вещества.
Учитель. Что означает слово контакт?
Ученик. Химическая реакция.
Учитель. Какое строение характерно для молекулы кислорода?
Ученик. Молекула кислорода двухатомна.
После ответа на эти вопросы один из учеников приглашается к доске для записи уравнений химических реакций (получает карточку с заданием).
К а р т о ч к а № 1 Напишите уравнения реакций взаимодействия кислорода:
Дайте названия продуктам реакции и определение оксидам. |
Учитель. О какой знатной даме идет речь?
Ученик. О меди.
Учитель. Что с ней произошло?
Ученик. Изменение цвета свидетельствует об образовании оксида меди(II).
Учитель. Как называется реакция с участием кислорода?
Ученик. Взаимодействие веществ с кислородом называется реакцией окисления этих веществ.
Учитель. Что такое горение?
Ученик. Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света.
Учитель. Что такое окисление?
Ученик. Это взаимодействие веществ с кислородом. Оно может происходить и медленно, без выделения тепла и света – без горения.
Учитель. В чем сходство и различие между реакцией горения и медленным окислением? Лавуазье определил жизнь как медленное окисление. Как вы это понимаете? Приведите примеры реакций медленного окисления, приносящих вред.
Ученики отвечают.
Учитель. Кто выступил в роли экстрасенса?
Ученик. Водород.
Учитель. На какое «гремучее дело» собрался идти кислород?
Ученик. Смесь водорода с кислородом в соотношении 2:1 называется «гремучий газ», потому, что она взрывается.
Двое учеников приглашаются к доске для записи уравнений реакций, получают карточки с заданиями.
К а р т о ч к а № 2 Запишите на доске уравнение химического взаимодействия кислорода с водородом. Что такое гремучая смесь? |
К а р т о ч к а № 3 Запишите на доске уравнение химического взаимодействия оксида меди(II) с водородом. |
Учитель. Что произошло с оксидом меди?
Ученик. Водород восстановил медь из оксида.
Учитель. Если реакция с участием кислорода называется окислением, как можно назвать реакцию с участием водорода?
Ученик. Реакция восстановления.
Учитель. Какой закон лежит в основе составления химического уравнения?
Ученик. Закон сохранения массы в химических процессах.
В ходе фронтального опроса учащиеся получают за работу цветные жетоны, количество которых они укажут в листе контроля.
Учитель. Подводим итоги расследования. Благодаря вам, ребята, мы установили личности всех участников этой детективной истории. Разочаруем поклонников детективного жанра тем, что все обошлось благополучно и убийства не произошло. Дело закрыто.
Обобщение и систематизация знаний.
Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. На данную работу группам отводится 5 мин., затем учащиеся отвечают.
С о д е р ж а н и е к а р т о ч е к д л я г р у п п
Г р у п п а I 1. Составьте рассказ о строении атома и молекулы кислорода, используя опорный конспект по теме «Кислород». 2. Расскажите о нахождении кислорода в природе. |
Г р у п п а II 1. Расскажите о получении кислорода в лаборатории и в промышленности. 2. Соберите прибор для получения кислорода и получите его (опыт 2). |
Г р у п п а III 1. Расскажите о химических свойствах кислорода. 2. Напишите уравнения реакций взаимодействия кислорода с фосфором(V), железом(II), серой(VI), углеродом(IV). После названия простого вещества в скобках стоит валентность этого элемента в получившемся соединении. |
Г р у п п а IV 1. Расскажите о круговороте кислорода в природе. 2. Решите задачу. Какое количество теплоты выделится при сгорании 1 кг серы в кислороде, если термохимическое уравнение этой реакции: S + O2 = SO2 + 296 кДж? |
Г р у п п а V Расскажите о применении кислорода и об охране окружающей среды. |
Учитель делает вывод о результатах деятельности групп, демонстрирует опыты 3 и 4.
Проверка знаний учащихся, подведение итогов занятия.
Проверка знаний учащихся проводится в форме х и м и ч е с к о г о д и к т а н т а: если утверждение соответствует кислороду, ставят знак «+», если не соответствует – знак «–».
1) Хорошо растворяется в воде.
2) Плохо растворяется в воде.
3) Легче воздуха.
4) Тяжелее воздуха.
5) Горючий газ.
6) Газ, поддерживает горение.
7) Восстановитель.
8) Окислитель.
9) При смешении с О2 взрывается при обычных условиях.
10) Горит спокойно.
11) Взаимодействует с оксидом меди(II).
12) Собирают методом вытеснения воздуха.
13) Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд.
14) Собирают методом вытеснения воды.
15) Собирают в прямостоящий сосуд.
16) Получают перегонкой жидкого воздуха.
17) Получают электролизом воды.
О т в е т ы д л я с а м о п р о в е р к и
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
– | + | – | + | – | + | – | + | – | – | – | + | – | + | + | + | + |
Учитель подводит итоги урока, ученики заполняют листы контроля (см. приложение).
Информация о домашнем задании.
Повторить главу 4 учебника § 4.1 – 4.11.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист контроля Фамилия, имя учащегося …………………… ………………….……………………………… 1. Количество заработанных жетонов: черный – ……………………………………. , синий – ……………………………………… , красный – …………………………………… . 2. Оценка работы группы: ………………… . 3. Понимание темы (отметить галочкой): плохо ………………………………………. , хорошо …………………………………….. , отлично ……………………………………. . 4. Самооценка (по результатам химического диктанта, отметить галочкой): не допущено ни одной ошибки ……………. , допущено 1–2 ошибки ……………………… , допущено 3–4 ошибки ……………………… . |