УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ |
О.С.ГАБРИЕЛЯН, Т.Н.ПОПКОВА,
Г.А.СИВКОВА, С.А.СЛАДКОВ
Вода в нашей жизни
Учебно-методическое пособие к
элективному курсу
для 9 класса основной школы или 10–11 классов
базового уровня средней школы
Продолжение. Начало см. в № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13/2009
§ 10. КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ?
Цель. Познакомить с ассортиментом и принципами работы бытовых фильтров для очистки воды, сравнить их технические характеристики. Выбрать оптимальную модель фильтра для своей семьи. Способствовать решению задач экономического и экологического воспитания учащихся.
Форма занятия. Беседа, рассказ, демонстрационный эксперимент, обсуждение домашних проектов.
Оборудование. Образцы бытовых фильтров для воды и сменные кассеты для них – новые и использованные. Желательно также иметь отработанные кассеты, которые можно разобрать, например от фильтра «Барьер-4»; три химических стакана на 200 мл, пробирки, соль, сахар, пакетированный чай и быстрорастворимый кофе.
План занятия
Доклады «теоретиков» о проблемах пресной воды.
Защита домашних проектов «практиками».
Демонстрационный эксперимент.
Подготовка к занятию. Следует предварительно разделить учащихся на группы «теоретиков» и «практиков». Последние выполняют домашний проект «Мой выбор фильтра для дополнительной очистки воды». Теоретики, знакомясь с научно-популярной литературой экологического плана, готовят сообщения: «Проблемы пресной воды на планете», «Основные потребители пресной воды».
В начале занятия учитель предоставляет слово «теоретикам».
Сообщения учащихся-«теоретиков»*.
Учитель. Бытовые фильтры для дополнительной очистки водопроводной воды стали неотъемлемым атрибутом жизни многих россиян. На рынке представлено множество различных моделей этих устройств. Какую из них выбрать? По каким показателям оценивать бытовые фильтры? Эти вопросы интересны для многих семей. Ответить на них поможет изучение и сравнение разных бытовых фильтров, применяемых вашими соседями или знакомыми, которые вы провели дома.
Задания и вопросы для выполнения
домашнего проекта
«Мой выбор фильтра для дополнительной очистки
воды»
(были выданы заранее)
1. Если ваша семья пользуется фильтром для очистки воды, поясните, какие преимущества или недостатки выявлены в процессе его эксплуатации.
2. Поинтересуйтесь, какие марки водяных очистителей предпочитают ваши родственники, соседи, друзья. Предложите своим товарищам, которые изучают химию, провести подобные опросы в своих семьях. Совместно обсудите результаты «народной экспертизы».
3. Постарайтесь найти в газетах, журналах, рекламных проспектах информацию о других моделях фильтров и изучите ее.
4. По каким показателям принято оценивать качество питьевой воды?
5. Что вы знаете о качестве воды, которой пользуются жители вашего населенного пункта, в том числе и ваша семья?
6. Из каких источников вы получили информацию о качестве воды в вашем населенном пункте?
7. Как вы оцениваете качество воды, которой пользуетесь? Оцените по пятибалльной шкале.
8. В какое время года особенно загрязнена вода природных источников?
9. Какие посторонние запахи присущи воде, которую вы используете (хлора, горюче-смазочных материалов, гнили, навоза, неизвестных химических соединений, затхлости и т.д.)?
10. Ученые выделяют мягкую, жесткую и очень жесткую воду. К какому классу жесткости вы отнесли бы вашу воду, и по каким признакам можно оценить этот показатель в домашних условиях?
11. Знаете ли вы нормы содержания примесей в питьевой воде и название документа, которым они регулируются?
12. Сформулируйте ответы на следующие вопросы.
1) Есть ли необходимость в дополнительной очистке воды, которой пользуется ваша семья для питья и приготовления пищи?
2) Если такая необходимость выявлена, то какие именно показатели воды нужно изменить (жесткость, неприятный запах и другие)?
Учитель. В любом населенном пункте, где есть станция водоочистки, регулярно проводятся химические анализы воды. Самые любознательные и деятельные ученики принесли информацию о результатах анализа воды, которая поступает в водопроводную сеть вашего населенного пункта. Этими данными обычно располагают санитарно-эпидемиологические службы (СЭС), службы водоканалов, лечебные и оздоровительные учреждения.
По этой информации предлагаю изготовить стенгазету «Какую воду мы пьем в нашем городе?». Это будет интересно ученикам, которые еще не изучали химию. Просветительскую работу можно провести и среди населения, например, развесив небольшие информационные плакаты.
Покупка бытового фильтра – дело ответственное. Прежде чем отправиться в магазин, следует очертить себе круг вопросов и ответить на них. В этом вам могут помочь консультанты в магазинах, не помешает и опрос соседей, которые уже имеют определенный опыт в использовании установок для очистки воды.
При выборе фильтра для дома учитель заранее рекомендовал учащимся получить ответы на нижеследующие вопросы и заполнить таблицу.
Что надо знать потребителю
о бытовых фильтрах для очистки воды
1. Каковы принципы действия бытовых фильтров для очистки воды?
2. Какие вещества чаще всего используют в качестве наполнителей фильтров для очистки воды?
3. Благодаря каким физико-химическим процессам происходит очистка воды?
4. Есть ли у ваших знакомых фильтры для очистки воды, и какой марки?
5. По каким характеристикам различаются фильтры?
Учитель. Вы познакомились с инструкциями по эксплуатации, в которые включены характеристики различных фильтров, и заполнили таблицу.
Таблица
Сравнительная характеристика |
Модели фильтров | ||
Название модели и ее стоимость | |||
Тип фильтра (кувшинный насадка на кран настенный) | |||
Срок службы кассеты | |||
Ресурс кассеты, л | |||
Наполнитель кассеты | |||
Эффективность очистки
воды: от активного хлора,% от фенола, % от хлорорганических соединений (хлороформ), % от токсичных металлов (медь, свинец), % от нефтепродуктов, % |
|||
Подходит ли для очистки воды повышенной жесткости | |||
Стоимость кассеты, руб. | |||
Стоимость 1 л очищенной воды | |||
Ежедневный расход питьевой воды семьей | |||
Срок службы одной кассеты | |||
Количество кассет, которое необходимо приобрести в течение года | |||
Общий расход средств на очистку воды для семьи в течение года |
Учитель. Если в вашей семье еще нет фильтра, соберите информацию о двух-трех моделях. Выполните экономические расчеты и посоветуйте родителям, какую модель лучше приобрести.
Составьте список тех источников информации, которые вы использовали при выполнении проекта.
Покажите классу презентацию той модели фильтра, которую вы считаете наиболее подходящей для дополнительной очистки питьевой воды в вашем населенном пункте.
При защите проекта «Мой выбор фильтра для дополнительной очистки воды» учитель с учениками обсуждают основные технические возможности нескольких моделей бытовых фильтров.
Демонстрационные эксперименты позволяют убедиться в адсорбционной способности кассет, используемых в фильтрах. Через них пропускают чай, кофе, растворы поваренной соли, сахара. Для сравнения следует использовать не только новую кассету, но и старую с исчерпанным ресурсом.
Ученики делают вывод, что старая кассета не только не очищает воду, но и загрязняет ее теми примесями, которые были поглощены сорбентом за период ее использования. Своевременная замена сорбента является залогом здоровья всей семьи.
Учитель. В завершение следует подчеркнуть, что не менее важен для многих семей и экономический аспект. Вооружившись калькулятором, несложно рассчитать стоимость одного литра и даже одного стакана воды, очищенной бытовым фильтром. Например, кассета для фильтра кувшинного типа «Барьер» (специально для жесткой воды) рассчитана на очистку 350 л воды. Стоимость ее составляет 105 рублей, следовательно, очистка одного литра воды обойдется в 30 копеек. В литре содержится пять стаканов по 200 мл. Получается, что один стакан очищенной воды стоит 6 копеек. Интересно сравнить ориентировочную цену очищенной воды для других типов фильтров. Сложнее подсчитать и оценить ущерб здоровью от употребления жесткой, а порою и недостаточно очищенной воды.
Л и т е р а т у р а
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2006; Алексеев Л.С. Контроль качества воды. М.: ИНФРА-М, 2004; Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. М.: Минздрав, 2002; Таубе П.В., Баранова А.Г. Химия и микробиология воды. М.: Высшая школа, 1983; Ввозная Н.Ф. Химия воды и микробиология. М.: Высшая школа, 1979.
* Тексты докладов «теоретиков» и домашний проект «практиков» в материале урока не приводятся.
Продолжение следует