ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ |
Оксиды углерода
Последние годы в педагогической науке отдается предпочтение личностно ориентированному обучению. Формирование индивидуальных качеств личности происходит в процессе деятельности: учебы, игры, труда. Поэтому важным фактором обучения является организация процесса обучения, характер взаимоотношений учителя с учащимися и учащихся между собой. Исходя из этих представлений, я пытаюсь особым образом построить учебно-воспитательный процесс. При этом каждый ученик выбирает свой темп изучения материала, имеет возможность работать на доступном ему уровне, в ситуации успеха. На уроке удается осваивать и совершенствовать не только предметные, но и такие общеучебные умения и навыки, как постановка учебной цели, выбор средств и путей ее достижения, осуществление контроля за своими достижениями, коррекция ошибок. Учащиеся учатся работать с литературой, составлять конспекты, схемы, рисунки, работать в группе, в паре, индивидуально, вести конструктивный обмен мнениями, логически рассуждать и делать выводы.
Проводить такие уроки непросто, но при удаче чувствуешь удовлетворение. Предлагаю сценарий одного из своих уроков. На нем присутствовали коллеги, администрация и психолог.
Тип урока. Изучение нового материала.
Цели. На основе мотивации и актуализации опорных знаний и навыков учащихся рассмотреть строение, физические и химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.
Статья подготовлена при поддержке сайта www.Artifex.Ru. Если вы решили расширить свои знания в области современного искусства, то оптимальным решением станет посетить сайт www.Artifex.Ru. Творческий альманах ARTIFEX позволит вам, не выходя из дома, ознакомиться с работами современного искусства. Более подробную информацию вы сможете найти на сайте www.Artifex.Ru. Никогда не поздно начинать расширять свой кругозор и чувство прекрасного.
Оборудование и реактивы. Карточки «Программированный опрос», плакат-схема, приборы для получения газов, стаканы, пробирки, огнетушитель, спички; известковая вода, оксид натрия, мел, соляная кислота, растворы индикаторов, H2SO4 (конц.), HCOOH, Fe2O3.
Плакат-схема
«Строение молекулы угарного газа (оксида
углерода(II)) СО»
ХОД УРОКА
Столы для учащихся в кабинете расставлены по кругу. Учитель и учащиеся имеют возможность свободно пересесть за лабораторные столы (1, 2, 3). На урок дети садятся за учебные столы (4, 5, 6, 7, …) друг с другом по желанию (свободные группы по 4 человека).
Учитель. Мудрая китайская пословица (записана красиво на доске) гласит:
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю».
Вы согласны с выводами китайских мудрецов?
А какие русские пословицы отражают китайскую мудрость?
Дети приводят примеры.
Учитель. Действительно, только творя, созидая можно получить ценный продукт: новые вещества, приборы, машины, а также нематериальные ценности – выводы, обобщения, умозаключения. Предлагаю вам сегодня принять участие в исследовании свойств двух веществ. Известно, что при прохождении технического осмотра автомобиля водитель предоставляет справку о состоянии выхлопных газов автомобиля. Концентрация какого газа указывается в справке?
(О т в е т. СО.)
Ученик. Этот газ ядовит. Попадая в кровь, он вызывает отравление организма («угорание», отсюда и название оксида – угарный газ). В количествах, опасных для жизни, он содержится в выхлопных газах автомобиля (зачитывает сообщение из газеты о том, что угорел насмерть заснувший при работающем двигателе в гараже водитель). Противоядием при отравлении угарным газом служит вдыхание свежего воздуха и чистого кислорода. Другим оксидом углерода является углекислый газ.
Учитель. На ваших столах лежит карточка «Программированный опрос». Ознакомьтесь с ее содержанием и на чистом листочке отметьте номера тех заданий, ответы на которые вам известны на основании вашего жизненного опыта. Напротив номера задания–утверждения напишите формулу оксида углерода, к которому относится это утверждение.
Ученики-консультанты (2 человека) собирают листы с ответами и на основе результатов ответов формируют новые группы для последующей работы.
Программированный опрос «Оксиды углерода»
1. Молекула этого оксида состоит из одного атома углерода и одного атома кислорода.
2. Связь между атомами в молекуле – ковалентная полярная.
3. Газ, практически нерастворимый в воде.
4. В молекуле этого оксида один атом углерода и два атома кислорода.
5. Запаха и цвета не имеет.
6. Газ, растворимый в воде.
7. Не сжижается даже при –190 °С (tкип = –191,5 °С).
8. Кислотный оксид.
9. Легко сжимается, при 20 °C под давлением 58,5 атм становится жидким, затвердевает в «сухой лед».
10. Не ядовит.
11. Несолеобразующий.
12. Горюч.
13. Взаимодействует с водой.
14. Взаимодействует с основными оксидами.
15. Реагирует с оксидами металлов, восстанавливая из них свободные металлы.
16. Получают взаимодействием кислот с солями угольной кислоты.
17. Яд.
18. Взаимодействует со щелочами.
19. Источник углерода, усваиваемого растениями, в парниках и теплицах приводит к повышению урожая.
20. Используется при газировании воды и напитков.
Ответы на задания программированного опроса: 1 – СО; 2 – СО и СО2; 3 – СО; 4 – СО2; 5 – СО (у газа СО2 слегка кисловатые запах и вкус); 6 – СО2 (при 20 °С в одном объеме воды растворяется 0,88 объема СО2); 7 – СО; 8 – СО2; 9 – СО2; 10 – СО2; 11 – СО; 12 – СО; 13 – СО2; 14 – СО2; 15 – СО; 16 – СО2; 17 – СО; 18 – СО2; 19 – СО2; 20 – СО2. |
Учитель. Ознакомьтесь еще раз с содержанием карточки. Сгруппируйте информацию в 4 блока:
• строение,
• физические свойства,
• химические свойства,
• получение.
Учитель предоставляет возможность выступить каждой группе учащихся, обобщает выступления. Затем учащиеся разных групп выбирают свой план работы – порядок изучения оксидов. С этой целью они нумеруют блоки информации и обосновывают свой выбор. Очередность изучения может быть такой, как записана выше, или с любой другой комбинацией отмеченных четырех блоков.
Учитель обращает внимание учащихся на ключевые моменты темы. Поскольку оксиды углерода газообразные вещества, с ними нужно обращаться осторожно (правила техники безопасности). Учитель утверждает план каждой группы и распределяет консультантов (заранее подготовленных учеников).
Демонстрационные опыты
1. Переливание углекислого газа из стакана в стакан.
2. Тушение свечей в стакане по мере накопления СО2.
3. В стакан с водой опустить несколько небольших кусочков «сухого льда». Вода забурлит, и из нее повалит густой белый дым.
Газ СО2 сжижается уже при комнатной температуре под давлением 6 МПа. В жидком состоянии он хранится и транспортируется в стальных баллонах. Если открыть вентиль такого баллона, то жидкий СО2 начнет испаряться, в силу чего происходит сильное охлаждение и часть газа превращается в снегообразную массу – «сухой лед», который прессуют и используют для хранения мороженого.
4. Демонстрация огнетушителя химического пенного (ОХП) и объяснение принципа его работы с использованием модели – пробирки с пробкой и газоотводной трубкой.
Далее учитель предлагает каждой группе осуществить свой план. Дает инструкции о том, где (за каким столом) дети могут получить информацию по каждому блоку вопросов.
Информация по строению за столом № 1 (инструкционные карточки 1 и 2, строение молекул СО и СО2).
Инструкционная карточка 1. Связь в молекуле СО – ковалентная полярная. Число смещенных от углерода к кислороду электронов – два, значит степень окисления атома углерода +2. У атома углерода в молекуле СО имеется два свободных электрона, значит СО может участвовать в реакциях, проявляя восстановительные свойства. |
Инструкционная карточка 2. Все четыре связи – ковалентные полярные. Однако из-за линейного строения молекула CO2 в целом неполярна. Проявляет окислительные свойства. |
Сведения о физических свойствах – за столом № 2 (работа с учебником – Габриелян О.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2002, с. 134–135).
Данные о получении и химических свойствах – на столах № 3 и 4 (инструкционные карточки 3 и 4, инструкция по проведению практической работы, с. 149–150 учебника).
Инструкционная карточка 3. 2CО + О2 = 2CO2, Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2, |
Инструкционная карточка 4. СO2 + Сa(OH)2 —> ………. , СO2 + Н2O —> ……....…. , СO2 + Na2O —> …...……. . |
Практическая работа В пробирку внесите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2–3 мл известковой воды. Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа. Затем выньте конец газоотводной трубки из раствора и сполосните его в дистиллированной воде. Опустите трубку в другую пробирку с 2–3 мл дистиллированной воды и пропустите через нее газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, добавьте к полученному раствору несколько капель синего лакмуса. В пробирку налейте 2–3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустите газ. Ответьте на вопросы. Вопросы 1. Что происходит, если на мел или мрамор действуют соляной кислотой? 2. Почему при пропускании углекислого газа через известковую воду сначала происходит помутнение раствора, а затем растворение извести? 3. Что происходит при пропускании оксида углерода(IV) через дистиллированную воду? Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионом видах. Распознавание карбонатов В четырех пробирках, выданных вам, находятся кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах. |
Домашнее задание
Учитель предлагает взять карточку «Программированный опрос» домой и при подготовке к следующему уроку продумать способы получения информации. (Как ты узнал, что изучаемый газ сжижается, взаимодействует с кислотой, ядовит и т.д.?)
Самостоятельная работа учащихся
Практическую работу группы детей выполняют с разной скоростью. Поэтому тем, кто завершит работу быстрее, предлагаются игры.
Пятый лишний
У четырех веществ можно найти что-то общее, а пятое вещество выбивается из ряда, лишнее.
1. Углерод, алмаз, графит, карбид, карбин. (Карбид.)
2. Антрацит, торф, кокс, нефть, стекло. (Стекло.)
3. Известняк, мел, мрамор, малахит, кальцит. (Малахит.)
4. Кристаллическая сода, мрамор, поташ, каустик, малахит. (Каустик.)
5. Фосген, фосфин, синильная кислота, цианид калия, сероуглерод. (Фосфин.)
6. Морская вода, минеральная вода, дистиллированная вода, грунтовая вода, жесткая вода. (Дистиллированная вода.)
7. Известковое молоко, пушонка, гашеная известь, известняк, известковая вода. (Известняк.)
8. Li2СО3; (NH4)2CO3; СаСО3; K2CO3, Na2CO3. (CaCO3.)
Синонимы
Напишите химические формулы веществ или их названия.
1. Галоген – … (Хлор или бром.)
2. Магнезит – … (MgCO3.)
3. Мочевина – … (Карбамид H2NC(O)NH2.)
4. Поташ – … (K2CO3.)
5. Сухой лед – … (CO2.)
6. Оксид водорода – … (Вода.)
7. Нашатырный спирт – … (10%-й водный раствор аммиака.)
8. Соли азотной кислоты – … (Нитраты – KNO3, Ca(NO3)2, NaNO3.)
9. Природный газ – … (Метан CН4.)
Антонимы
Напишите химические термины, противоположные по значению предложенным.
1. Окислитель – … (Восстановитель.)
2. Донор электронов – … (Акцептор электронов.)
3. Кислотные свойства – … (Осно'вные свойства.)
4. Диссоциация – … (Ассоциация.)
5. Адсорбция – … (Десорбция.)
6. Анод – … (Катод.)
7. Анион – … (Катион.)
8. Металл – … (Неметалл.)
9. Исходные вещества – … (Продукты реакции.)
Поиск закономерностей
Установите признак, объединяющий указанные вещества и явления.
1. Алмаз, карбин, графит – … (Аллотропные модификации углерода.)
2. Стекло, цемент, кирпич – … (Строительные материалы.)
3. Дыхание, гниение, извержение вулкана – … (Процессы, сопровождающиеся выделением углекислого газа.)
4. СО, СО2, СН4, SiH4 – … (Cоединения элементов IV группы.)
5. NaHCO3, CaCO3, CO2, H2CO3 – … (Кислородные соединения углерода.)