Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2009
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Неметаллы

Конкурс «Умники и умницы»

Цель. Расширение кругозора учащихся, закрепление знаний по теме «Неметаллы», создание условий для формирования навыков самостоятельной и коллективной творческой работы.

Оформление зала. Плакат «Умники и умницы», на полу сцены разноцветными мелками нарисована красная дорожка в две ступени, желтая дорожка в три ступени и зеленая дорожка в четыре ступени, на сцене прикреплена магнитная доска, на которой помещают написанные заранее на листах бумаги уравнения химических реакций.

Правила проведения игры

1. В игре принимают участие три команды по 3–5 человек в каждой.

2. Правила проведения конкурса сходны с правилами одноименной телевизионной игры. В прологе проводится викторина. За каждый правильный ответ команда получает одну «медаль». Если ни одна из команд не дала правильного ответа, то ответить на вопрос могут зрители.

3. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, имеет право выбирать дорожку. На красной дорожке две ступени, но ошибаться на ней нельзя. На желтой дорожке три ступени, можно ошибиться один раз. На зеленой дорожке четыре ступени, зато ошибаться можно два раза.

4. Ведущий на каждом агоне объявляет три темы. Первой тему выбирает команда зеленой дорожки, затем желтой. Команда, стоящая на красной дорожке, отвечает на оставшийся вопрос. На вопросы выбывшей команды могут отвечать зрители.

5. В первом, втором и третьем агонах за каждый правильный ответ автор его получает «орден». Если команда правильно напишет уравнения реакций, то она дополнительно к ордену получает медаль. Время на обдумывание ответа – 30 с.

6. В конце игры «Высокий ареопаг» (жюри) подводит итоги. Самый лучший игрок и самый активный зритель получают призы. Для удобства можно каждый орден считать за два балла, а медаль – за один.

7. В перерывах между агонами проводятся веселые «рекламные паузы» или демонстрируются занимательные опыты.

 


Наши знания суть зерна наших творений.

Ж.Бюффон

П р о л о г. Викторина

1. Водород хорошо растворяется в металлах: палладии, платине, никеле, – при этом молекулы водорода распадаются на атомы. Как используются данные металлы?

(Как катализаторы в химических реакциях
с участием водорода.)

2. Теплоемкость данной жидкости от 0 °С до 37 °С снижается, а от 37 °С до 100 °С увеличивается. Назовите жидкость.

(Вода.)

3. Назовите формулу природного минерала антимонита, который использовался для подкрашивания бровей.

(Sb2S3.)

4. Какие соединения называются полисульфанами?

(Соединения серы с водородом общей формулы H2Sn.)

5. Какой элемент Vа группы, входящий в состав РНК, ДНК, АТФ, содержат мясо, молоко, хлеб?

(Фосфор.)

6. Ядовитые соединения этого элемента широко применяются в стоматологии.

(Мышьяк.)

7. Смесь этих кислот в промышленности называют «меланж».

(Смесь азотной и серной кислот.)

8. Это вещество используется и как азотное удобрение, и как пищевая добавка.

(Карбамид.)

9. Одним из чудес света считался шестиметровый кристалл минерала, найденного в 1669 г. в Исландии, это разновидность кальцита, используется в оптическом приборостроении.

(Исландский шпат.)

10. Эту драгоценность называют «живым бриллиантом».

(Жемчуг.)

11. Название этого вещества с арабского переводится как «твердейший».

(Алмаз.)

12. Накапливаясь в атмосфере, этот газ приводит к «парниковому эффекту».

(Углекислый газ.)

13. Первые сведения о получении этого карбоната упариванием воды из особых озер относятся еще к 64 г. до н. э.

(Сода.)

14. Марко Поло вывез из Китая в Италию образцы и секрет изготовления этого керамического материала.

(Фарфор.)

15. В Древнем Египте бусы из этого материала разрешалось носить только членам семьи фараона.

(Стекло.)

 

1-й а г о н

Водород

Естествоиспытатель Жан де Розье вдохнул водород и выдохнул его на пламя свечи. Что произошло?

(Произошел сильный взрыв. «Я думал, у меня вылетят все зубы вместе с корнями», –
вспоминал ученый.
2 + О2 = 2Н2O.)

 

Карбамид

Азот мочевины растения не усваивают. Почему же она используется в качестве удобрения?

(В почве под действием влаги мочевина
превращается в карбонат аммония:

CO(NH2)2 + 2H2O = (NH4)2CO3.)

 

Реставрация

Почему для реставрации поверхность старых картин обрабатывают пероксидом водорода?

(Почернение картин, написанных масляными красками,
связано с образованием черного сульфида свинца.
При взаимодействии с пероксидом водорода образуется белый сульфат свинца:

PbS + 4H2O2 = PbSO4 + 4H2O.)

 

2-й а г о н

«Средство от злых духов»

Еще Плиний Старший в I в. до н. э. писал, что запахи горения этого вещества «…могут предохранять от всяких чародейств и прогнать всякую нечистую силу». Назовите это вещество.

(Сера. S + O2 = SO2.)

«Привидения»

Соединения этого элемента, образующиеся при разложении органических веществ, воспламеняются с образованием светящегося пламени и капелек кислоты. Эти капельки порой создают контур «привидения». Назовите кислоту.

(Фосфорная кислота.

2PH3 + 4O2 = P2O5 + 3H2O,

P2O5 + 3H2O = 2Н3PO4.)

«Дух селитры»

Химик И.Р.Глаубер получил при взаимодействии нитрата натрия с некой кислотой вещество «спиритус нитри» – «дух селитры». В России в старину это вещество называли «селитряной дымистой водкой». Назовите это вещество.

(Азотная кислота.

NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3.)

 

3-й  а г о н

«Шаттл»

133 кг этого азотсодержащего соединения обеспечили работу в космосе двигателей телескопов «Шаттла» в течение девяти лет. Назовите это вещество.

(Гидразин: N2H4 + O2 = N2 + 2H2O.)

 

«Царская водка»

Почему смесь азотной и соляной кислот называют «царской водкой»?

(В смеси этих кислот растворяется «царь металлов» – золото:

Au + HNO3 + 3HCl = AuCl3 + NO + 2H2O.)

 

В глубине водоемов

В глубине водоемов существуют группы бактерий, способных переводить углекислый газ в этот органический газ.

(Метан. CO2 + 4H2 = СН4 + 2H2O.)

 

Л и т е р а т у р а

Врублевский А.И., Барковский Е.В. Химия элементов. Минск: Юнипресс, 2002, 544 с.; Химия: Экспериментальное учебное пособие для 11-го класса средней школы. Под ред. И.Е.Шимановича. Минск: Народная асвета, 2004, 437 с.; Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1982, 368 с.

Г.А.КАПЕЦКАЯ,
учитель химии гимназии
(г. Светлогорск, Беларусь)

Рейтинг@Mail.ru