ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Ко дню рождения |
«Менделеевская гостиная»
Городская интеллектуальная игра по химии
Цели. Общеобразовательные: обобщение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» с использованием элементов игры; знакомcтво с основными вехами жизни Д.И.Менделеева, периодическим законом и его следствиями.
Развивающие: развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией; развитие чувства патриотизма и гражданского долга перед отечеством, активизация интереса учащихся к истории России.
Воспитательные: воспитание толерантности к чужому мнению, способности работать в коллективе; формирование адекватной самооценки учащихся; воспитание потребности в знаниях, познавательных интересов, привитие интереса к химии.
Форма. Интеллектуальная игра.
Оборудование и реактивы. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы растворимости, периодические таблицы; NaOH, HCl, KCl, BaCl2, CaCl2, KNO3, AgNO3, Ba(NO3)2, Na2SO4, K2SO4, CuSO4, CuO, CaCO3.
Оформление. Портрет Д.И.Менделеева (даты жизни), шесть воздушных шаров, высказывания Менделеева о периодическом законе: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает», «Посев научный взойдет для жатвы народной», высказывание Л.Чугаева о Менделееве:
«Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все трудные задачи…»
Игра состоит из двух частей: интеллектуальной (командная игра и индивидуальная) и торжественно-поздравительной («Театр-мим»).
И н т е л л е к т у а л ь н а я ч а с т ь
Вступительное слово ведущего
Д.И. Менделеев (1834–1907).
|
Мы живем в такую замечательную эпоху, когда превратились в действительность фантастические мечты людей: летают искусственные спутники Земли, космические корабли устремляются к далеким планетам, синтезируются многие вещества, создаются лекарства, удобрения, пластмассы, стимуляторы роста, биодобавки и др.
Многие из этих достижений стали возможны благодаря труду русских ученых, среди которых назовем корифея науки Д.И.Менделеева, юбилей которого – 175 лет со дня рождения – мы отмечаем в 2009 году. Этому великому человеку, его научному подвигу мы и посвящаем нашу встречу.
«Не говорите, что “он умер”. Он живет!
Пусть жертвенник разбит – огонь еще пылает,
Пусть роза сорвана – она еще цветет,
Пусть арфа сломана – аккорд еще рыдает».
(С.Я.Надсон.)
Представление команды
Проводится без жеребьевки, по номерам школ. На представление команды дается 3 мин. Максимальная оценка – 5 баллов.
Компьютерная презентация газеты
(время до 3 мин., максимальная оценка – 10 баллов)
Тематика газет:
• «Утро жизни Д.И.Менделеева»;
• «Периодический закон – научное наследие великого русского ученого Д.И.Менделеева»;
• «Менделеев – великий химик»;
• «Менделеев – мыслитель и организатор науки»;
• «Вклад Д.И.Менделеева в развитие отечественной промышленности»;
• «Д.И.Менделеев – гордость Российского государства».
Командная игра «Путешествие по периодической системе»
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Учите наизусть.
Разминка «Скоростные дорожки»
Конкурс не оценивается. Выделяется по одному участнику от каждой команды. Под шаг произносятся названия химических элементов. Кто назовет больше элементов, тот и побеждает.
Конкурс «Портретная галерея»
(время 5 мин., максимальная оценка – 13 баллов)
Ведущий.
«Другого ничего на свете нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых».
Дайте характеристику химического элемента Са.
План характеристики
химического 1. Название химического элемента, его символ. 2. Относительная атомная масса. 3. Порядковый номер. 4. Заряд ядра. 5. Число протонов и нейтронов в ядре атома. 6. Общее число электронов. 7. Номер периода, в котором расположен элемент. 8. Схема строения атома (распределение электронов по электронным слоям). 9. Химические свойства простого вещества (металл или неметалл), сравнение его свойств со свойствами соседей по подгруппе и периоду. 10. Максимальная степень окисления. 11. Формула высшего оксида и его характер (кислотный, амфотерный, осно'вный), характерные реакции. 12. Формула высшего гидроксида и его характер (кислотный, амфотерный, осно'вный), характерные реакции. 13. Формула летучего водородного соединения (если есть). |
Конкурс «Юные лаборанты»
Экспериментальная работа по распознаванию веществ с помощью характерных реакций, на работу отводится до 5 мин., максимальная оценка – 3 балла.
Ведущий. Уильям Шекспир написал такие строки:
«Пора чудес пришла и к нам.
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете».
Каждый, кто имеет представление о науке химии, знает, что ее неотъемлемой частью является химический эксперимент, который развивает химическое мышление и способствует усвоению химии.
Вам предстоит распознать вещества с помощью характерных химических реакций (качественных) и записать уравнения реакций в свете теории электролитической диссоциации.
П р и м е р ы з а д а н и й и о т в е т о в.
(Реактивы, необходимые для проведения качественных реакций, в уравнениях выделены полужирным шрифтом.)
1. Na2SO4, H2O, KCl.
2. H2O, KNO3, KCl.
Cl– + Ag+ = AgCl.
3. CuSO4, H2O, KCl.
Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2.
4. CaCO3, KCl, H2O.
CaCO3 + 2H+ = Сa2+ + H2O + CO2.
5. K2SO4, CuO, H2O.
6. CaCl2, H2O, CuO.
Cl– + Ag+ = AgCl.
Конкурс капитанов «Перевертыши»
(время – 3 мин., максимальная оценка – 6 баллов)
Используя таблицу Д.И.Менделеева, составьте из букв слова «ПРОТАКТИНИЙ» названия химических элементов, укажите их порядковый номер.
(Натрий, 11; титан, 22; криптон, 36; иттрий,
39;
актиний, 89; торий, 90; протактиний 91.)
Конкурс загадок «Узнаете ли вы меня?»
(ответ – 1 балл)
«Главный секрет жизни вот какой:
один человек – нуль, вместе только люди!»
(Д.И.Менделеев.)
• Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
(Водород.)
• Я иду за первым вслед,
Я – из космоса привет.
Ведь меня нашли на Солнце,
Хоть я есть и за оконцем.
(Гелий.)
• Если я свечу во тьме –
То я белый.
Если в школе в порошке –
То я красный.
(Фосфор.)
• Он повсюду и везде:
В камне, в воздухе, в воде –
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.
(Кислород.)
• Он в белом песке и в кварце,
В составе стекла и в сплавах.
А если в резину войдет,
Стойкость к жаре и морозу ей придает.
(Кремний.)
• Большую роль играю в жизни,
В атмосфере содержусь,
В воде почти не растворяюсь,
Своей инертностью горжусь.
(Азот.)
• Когда меня сгибают,
Я издаю несильный треск.
Когда же в холод помещают,
То я теряю цвет и блеск.
(Олово.)
• Из названий двух животных
Мое имя состоит.
На таре, где меня хранят,
Знак токсичности стоит.
(Мышьяк.)
• Меня пленка ограждает
От окружающей среды.
Мною названо устройство
Для кипячения воды.
(Титан.)
• К цветным металлам отношусь,
Пусть не благородным.
Электропроводностью горжусь
И в купоросе брат я сводный.
(Медь.)
• Чаще черный я по цвету,
Быть могу прозрачным.
Мною пишут и рисуют.
Бываю я и мрачным.
(Углерод.)
• В минеральной воде я бурлю.
В топочном газе летаю.
Растениям пользу несу,
Огонь затухать заставляю.
(Углекислый газ.)
• Можно алкоголь не пить,
Но веселым все же быть.
Если вхож я в кислоту,
Окислителем служу.
И селитра без меня
Не годится никуда.
(Азот.)
• Я почти что осьминог,
Только в море не живу.
В периодической системе
В группу с платиной вхожу.
(Осмий.)
• На букву «И» мое названье,
Я с платиной дружу.
И в корону для красавиц
Вместе с золотом вхожу.
(Иридий.)
• Хлорид его зеленый
И синий купорос.
Какой металл дает те соли?
Ответьте на вопрос.
(Медь.)
• От греческого слова «камень» этот элемент,
С водой он реагирует, но только не в момент.
Среди металлов – легкий, известен теплоемкостью.
Бомбу водородную сделал он возможностью.
Стекло с его добавками в технику идет,
Оптическим приборам прозрачность придает.
(Литий.)
Конкурс «Третий лишний»
Найдите в каждой строке лишнее (соединение или элемент) и объясните, почему так считаете (время 3 мин., максимальная оценка – 8 баллов).
1. H2O, CuO, HCl.
(Ответ. HCl.)
2. HNO3, Cu(OH)2, KOH.
(Ответ. HNO3.)
3. MgO, Na3PO3, KCl.
(Ответ. MgO.)
4. S, F, K.
(Ответ. K.)
5. Li, Na, Mg.
(Ответ. Mg.)
6. Al, Mg, Rb.
(Ответ. Rb.)
Индивидуальное задание
«Знание тезауруса» (словарь терминов)
(время 5 мин., максимальная оценка – 7 баллов)
1. Период – это:
а) ряд элементов, расположенных в порядке уменьшения атомных масс, начинающийся инертным газом и заканчивающийся металлом;
б) ряд элементов, расположенных в порядке возрастания относительных атомных масс, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.
2. Группа – это:
а) ряд элементов, объединенных в одном и том же вертикальном столбце;
б) ряд элементов, обладающих общими свойствами.
3. По номеру периода можно определить:
а) число электронных оболочек;
б) общее число электронов.
4. По группе можно определить:
а) число электронов на внешнем слое;
б) число электронов на внешнем слое и высшую валентность элемента в оксиде.
5. По порядковому номеру можно определить:
а) заряд ядра атома;
б) заряд ядра атома, общее число электронов и число протонов.
6. По формуле N = A – Z можно определить:
а) число нейтронов;
б) заряд ядра атомов и число протонов.
7. Периодический закон читается так:
а) свойства химических элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от свойств элементов;
б) свойства химических элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от зарядов атомных ядер.
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
б | а | а | б | б | а | б |
Т о р ж е с т
в е н н о - п о з д р а в и т е л ь н а я ч а с т ь
(«Т е а т р - м и м»)
Жюри подводит итоги командного и индивидуального заданий.
Участники игры переходят в соседний кабинет, где накрыты столы для чайной паузы.
Каждая команда готовится к поздравлению и выступлению.
1) Изготавливают открытку ко дню рождения периодической таблицы на листе формата А4.
2) На доске висят разноцветные воздушные шары, в каждом находится по одному заданию. Капитан выбирает свой шар (задание).
С помощью пантомимы изобразите химические и физические явления:
• выпадение осадка (1-й шар);
• выделение газа (2-й шар);
• кипение (3-й шар);
• изменение агрегатного состояния (4-й шар);
• изменение окраски (5-й шар);
• выделение тепла и света (6-й шар).