ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ |
Коллективные способы обучения учащихся на уроках химии
Методические рекомендации • 8 класс
Коллективные формы обучения широко используются при изучении химии в школе. Коллективный способ обучения (КСО) включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную – и реализуется с применением ряда методик. Я предлагаю для проведения уроков методику взаимопередачи тем, использование которой рассмотрим на примере одного из уроков по химии в 8-м классе.
Решение расчетных задач по
нахождению
массовой доли химического элемента
Класс делится на группы по четыре человека. Каждый учащийся получает маршрутную карту, в которой выделены четыре цвета: синий, красный, зеленый, желтый. Эта карта определяет движение ученика по горизонтали.
Маршрутная карта ученика
Фамилия и имя учащегося | Последовательность маршрута | |||
Синий | Красный | Желтый | Зеленый | |
Красный | Синий | Зеленый | Желтый | |
Желтый | Зеленый | Синий | Красный | |
Зеленый | Желтый | Красный | Синий |
Учитель определяет каждому ученику свой цвет (первый в маршрутной карте). Карточки с заданиями раздаются с учетом дифференцированного подхода в обучении. Например, синий цвет выдается ученику, который испытывает большие затруднения в изучении предмета, для него предлагается карта-инструкция с примером решения задачи (см. приложение). Вторую подобную задачу он должен решить самостоятельно и, двигаясь по маршрутной карте, объяснить ее решение своему напарнику. Другие учащиеся получают карточки с задачами без примера решения подобной задачи. Ученик, двигаясь по маршруту, передает решение своей задачи другому ученику при работе в па'рах сменного состава. За урок каждый ученик получает четыре задачи: одну задачу решает самостоятельно и ее решение передает другим, двигаясь по своему маршруту, а три задачи с решениями получает от других учеников из четверки. На следующем уроке можно провести срез знаний по решению таких задач с учетом дифференцированного подхода. Примеры задач разного уровня даны в приложении.
А л г о р и т м р а б о т ы
1. Получите карточку и маршрутную карту у учителя.
2. Разберитесь в задании карточки и подробно запишите его решение себе в тетрадь.
3. Изложите содержание и доступно объясните решение задачи партнеру по четверке.
4. Обсудите задание с товарищем, ответьте на его вопросы и впишите решение в тетрадь напарника.
5. После того как информация по первому заданию получена, второй ученик передает информацию решения своей задачи первому с последующей записью в его тетрадь.
6. Обменявшись друг с другом информацией, каждый ученик продолжает свое движение по маршрутной карте, и в новой паре снова происходит взаимообмен заданиями.
7. Ученики выставляют оценки друг другу (практически каждый ученик получает за урок оценку своего уровня).
Если в классе бо'льшая часть учеников испытывает трудности в изучении предмета, то каждому ученику выдается карточка с двумя задачами, для одной из которых приводится решение.
Вторую задачу ученик решает самостоятельно, и при движении по маршрутной карте происходит обмен информацией согласно приведенному алгоритму.
Учитель, наблюдая за работой в классе, оказывает необходимую помощь, следит за правильностью маршрутов, в конце урока выставляет оценки.
Вот некоторые примеры карточек, используемых для решения задач по теме «Массовая доля вещества в растворе», в которых первые задания – для проработки понимания, вторые – для самостоятельного решения и передачи информации.
К а р т о ч к а 1 1. В воде массой 200 г растворили соль массой 10 г. Какова массовая доля соли в растворе? Ответ. 4,76%. 2. В воде массой 20 г растворили сахар массой 5 г. Какова массовая доля сахара в растворе? Ответ. 20%. |
К а р т о ч к а 2 1. Какова масса растворенного вещества, если его массовая доля в растворе составляет 20%? Масса раствора равна 150 г. Ответ. 30 г. 2. Имеется раствор массой 300 г с массовой долей сахара в нем 15%. Какова масса растворенного сахара? Ответ. 45 г. |
К а р т о ч к а 3 1. Массовая доля соли в растворе 5%. Какова масса соли в 300 г такого раствора? 2. Для подкормки растений нужно
приготовить Ответ. 12 г. |
К а р т о ч к а 4 1. В стакане, содержащем 200 г воды, растворили 40 г соли. Какова массовая доля соли в растворе? Ответ. 16,66%. 2. При засолке огурцов на 1 л воды берут 90 г соли. Какова массовая доля соли в этом растворе? Ответ. 8,26%. |
К а р т о ч к а 5 1. В 80 г воды растворили 20 г соли. Какова массовая доля соли в растворе? Ответ. 20%. 2. В воде массой 60 г растворили 5 г соли. Какова массовая доля соли в этом растворе? Ответ. 7,69%. |
К а р т о ч к а 6 1. Сколько соли (г) содержит ее 20%-й раствор массой 500 г? Ответ. 100 г. 2. Сколько соли (г) понадобится для приготовления 300 г ее 15%-го раствора? Ответ. 45 г. |
К а р т о ч к а 7 1. К 10%-му раствору соли массой 60 г добавили 40 г воды. Какова массовая доля соли в новом растворе? Ответ. 6%. 2. К 20%-му раствору сахара массой 40 г добавили еще 5 г сахара. Какова массовая доля сахара в новом растворе? Ответ. 28,9%. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры задач разного уровня сложности
Синий цвет
Карта-инструкция 1. Прочти внимательно условия задачи. 2. Запиши, что в задаче дано, а что следует найти. 3. Найди относительную молекулярную массу данного сложного вещества. 4. Вычисли массовую долю химического элемента в формуле. 5. Все вышеуказанные этапы задачи строго проверяй и следуй по образцу. |
Задача 1 (образец). Вычислите массовую долю фосфора в оксиде фосфора(V).
Дано: P2O5. |
Найти: (P). |
Решение
Ar(P) = 31, Ar(O) = 16.
Находим относительную молекулярную массу оксида фосфора(V):
Мr(P2О5) = 2Ar(P) + 5Ar(О) = 2•31 + 5•16 = 142.
Вычисляем массовую долю фосфора в данном оксиде:
(P) = 2Ar(P)/Мr(P2О5)•100(%) = 2•31/142•100(%) = 43,7%.
Ответ. (P) = 43,7%.
Задача 2 (для самостоятельного решения). Вычислите массовую долю серы в оксиде серы(VI).
Ответ. 40%.
Красный цвет
1. Вычислите массовую долю йода в оксиде йода(V).
Ответ. 76%.
2. Вычислите массовую долю хрома в оксиде хрома(III).
Ответ. 68,42%.
3. Вычислите массовую долю алюминия в оксиде алюминия.
Ответ. 52,9%.
Зеленый цвет
1. Назовите элемент, образующий с водородом соединение формулы ЭН3, в котором массовая доля водорода составляет 3,85%.
Ответ. Мышьяк.
2. Назовите элемент, образующий оксид формулы ЭО2 с массовой долей кислорода 13,38%.
Ответ. Свинец.
3. Определите массовую долю магния в смеси, состоящей из 12 г сульфата магния и 21 г карбоната магния.
Ответ. 25,45%.
Желтый цвет
1. В каком из оксидов массовая доля железа больше: в оксиде железа(III) или в оксиде железа(II)? Задачу подтвердите расчетами и запишите ответ.
Ответ. (Fe) в FeO – 77,8%, в Fe2O3 – 70%.
2. В каком оксиде массовая доля азота больше: в оксиде азота(IV) или в оксиде азота(III)? Задачу подтвердите расчетами и запишите ответ.
Ответ. (N) в N2O3 – 36,8%, в NO2 – 30,4%.
3. Определите массовую долю магния в сульфате магния массой 10 г.
Ответ. 20%.