Я ИДУ НА УРОК |
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА
11 класс
Цель. Оказать помощь учащимся в приобретении знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов».
Задачи.
• Создать условия для осуществления познавательной деятельности учащихся, способствовать развитию их коммуникативных навыков, умения слушать, формулировать и высказывать свои мысли, сравнивать полученные результаты с результатами товарищей.
• Углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
• Способствовать формированию нравственных и патриотических качеств школьников, воспитанию в них чувства гордости за соотечественников.
Тип урока. Изучение нового материала с последующим его закреплением.
Форма урока. Коллективная, индивидуальная.
Методы обучения. Поисковые, вариативные, наглядные; метод сотрудничества.
Средства обучения.
1) Портрет Д.И.Менделеева;
2) стенд «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»;
3) дополнительная литература, журналы, вырезки из газет, опорные конспекты;
4) стенд «Сегодня на уроке», на котором указано, что ученик должен знать и что он должен уметь.
Предварительные индивидуальные творческие задания.
1) Составить кроссворд по данной теме;
2) приготовить доклад о научной деятельности Д.И.Менделеева;
3) изучить биографию великого химика (можно использовать стенд «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»).
Организация рабочего пространства.
На стене – портрет Д.И.Менделеева, стенды. На доске написана дата, тема урока и высказывание Д.И.Менделеева: «Сам удивляюсь, чего я только не делывал в своей научной жизни».
На столах учащихся – карандаши, ручки, ксерокопии вырезок из газет с информацией о великом ученом, тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание положительной мотивации на восприятие новых знаний.
2. Изучение нового материала
Ученики сами формулируют цель урока, исходя из названия темы. Учитель соглашается и дополняет их ответ, пользуясь стендом «Сегодня на уроке».
Учитель. Ребята, предлагаю вам следующие этапы изучения новой темы:
1) жизнь и деятельность Д.И.Менделеева;
2) предпосылки открытия периодического закона;
3) периодический закон химических элементов;
4) периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
5) значение периодического закона химических элементов.
Итак, нам предстоит сейчас изучить жизнь и деятельность великого химика Д.И.Менделеева. Давайте внимательно прослушаем доклад и дополним его своими знаниями.
После выступления докладчика учащиеся получают возможность поделиться своими знаниями. Учитель отмечает еще раз разносторонний характер его научной деятельности и зачитывает высказывание А.А.Блока: «Д.И.Менделеев – это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности… Он давно все знает, что бывает на свете… Во все проник… Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает… При нем вовсе не страшно, но всегда – неспокойно. Это от того, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша».
Учитель. Переходим к изучению предпосылок открытия периодического закона. В процессе изучения вам предстоит составить кластер. Для этого сначала определим перечень вопросов, ответы на которые вам нужно будет в него занести:
а) предпосылки открытия периодического закона;
б) формулировки периодического закона химических элементов;
в) значение периодического закона химических элементов Д.И.Менделеева.
Учитель напоминает ребятам, как составляется кластер (рисунок). Ученики работают самостоятельно с учебником и заносят все предпосылки в кластер. Затем ребята заслушивают ответ одного учащегося, сравнивают его работу со своей, вносят дополнения и изменения. Учитель акцентирует внимание ребят еще на двух предпосылках:
а) съезд химиков в Карлсруэ;
б) личностные качества великого ученого.
Рис. Кластер «Периодический закон» |
По предложению учителя ученики находят эту информацию в учебнике, кто-то один зачитывает вслух текст последнего абзаца.
Учитель еще раз подчеркивает научную интуицию, энциклопедичность знаний, дар научного предвидения, умение обобщать, стремление к познанию неведомого и гениальность нашего соотечественника.
Учитель. А теперь переходим к раскрытию сущности периодического закона. (Фронтальная беседа с использованием периодической системы химических элементов.)
• Какую основную характеристику химических элементов Д.И.Менделеев положил в основу расположения их в периодической системе?
(Относительную атомную массу
химических элементов.)
• Влияет ли относительная атомная масса химических элементов на их свойства?
(Ученики в процессе рассуждений
приходят к выводу,
что относительная атомная масса
влияет на свойства элементов.)
Следовательно, свойства химических элементов, а также образованных ими соединений находятся в периодической зависимости от атомных весов этих элементов.
Учитель предлагает рассмотреть схемы электронного строения и свойства химических элементов 2-го периода, выясняет вместе с учениками, что свойства зависят и от строения внешних энергетических уровней. Аналогично выясняют и зависимость свойств от зарядов атомных ядер. Подводят итоги, уточняют дату открытия периодического закона. Ученики вспоминают или находят ответы в учебнике и записывают в кластер (см. рисунок) три формулировки периодического закона химических элементов.
Учитель. Следующий этап изучения новой темы – периодическая система химических элементов.
В ходе фронтальной беседы ученики вспоминают, что периодическая система химических элементов – это графическое отображение периодического закона, повторяют изменение свойств химических элементов в периодах, группах, главных и побочных подгруппах, изучают таблицу № 6 на с. 39 учебника (Габриелян О.С., Лысова Г.Г.Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002) и делают вывод о периодичности изменения свойств химических элементов.
Учитель (зачитывает слова Н.Бора). «Система Д.И.Менделеева является путеводной нитью в разработке теории электронного строения атомов». Ребята, сейчас нам предстоит ответить на последний вопрос: каково же значение периодического закона химических элементов для науки?
Учащиеся должны самостоятельно найти ответы на вопрос в тексте учебника и закончить составление кластера. Затем происходит проверка работы учащихся, обсуждение и подведение итогов, сравнение результатов работы по составлению кластера с кластером учителя.
Учитель. В заключение хочу процитировать Д.И.Менделеева: «… периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».
Подведение общего итога – беседа с использованием стенда «Сегодня на уроке» о том, что узнали и чему научились. Изучение темы заканчивается стихотворением Н.Глазкова «Таблицу Менделеева я знаю наизусть» (декламирует ученица):
«Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть».
3. Закрепление материала
а) Решение кроссворда – работа одного учащегося у доски.
По горизонтали: 1. Фамилия учредителя высокой международной научной премии. 2. Газообразное вещество, распространенное в космическом пространстве. 3. Композитор – друг Д.И.Менделеева. 4. Щелочной металл, образующий при взаимодействии с кислородом оксид. 5. Поэт – муж дочери Д.И.Менделеева. 6. Химический элемент, названный в честь автора периодического закона. 7. Химический элемент, название которого в переводе на русский язык означает «зловонный».
По вертикали: 8. Село, в котором находилось поместье Д.И.Менделеева, а в настоящее время – музей выдающегося ученого.
б) Задача (ученики решают в тетрадях).
Некий жилец II подъезда пришел в гости в квартиру № 8. Через некоторое время он крупно поскандалил с хозяином квартиры, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г осадка. Определите, как звали пропавшего жильца, любившего ходить в гости? Составьте схему электронного строения его атома, укажите, чем объясняются его свойства.
(Ответ. Са.)
Один ученик решает задачу на доске, после решения записывает схему строения атома кальция и объясняет причину его металлических свойств.
4. Домашнее задание. § 5, два упражнения (с. 42–43) по выбору.
* * *
После проведения данного урока учащиеся поняли, что они самостоятельно могут находить ответы на поставленные вопросы, объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Они обладают желанием высказывать собственные мысли и испытывают чувство гордости за своих соотечественников.
Л и т е р а т у р а
Габриелян О.С., Лысова Г.Г.Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002; Биографии великих химиков. М.: Мир, 1981; Большая Советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969–1978.