КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
Методические основы подготовки
к олимпиадам по химии
Учебный план курса
№ газеты | Учебный материал |
17 | Лекция № 1. Основные цели и задачи олимпиадного движения в контексте современного образования в России. История химического олимпиадного движения в России. Система химических олимпиад и творческих конкурсов в России. Роль химических олимпиад в образовании и науке. (Тюльков И.А., Архангельская О.В.) |
18 | Лекция № 2. Методика подготовки и проведения олимпиад различного уровня. Организация химических олимпиад: от простого к сложному. Подготовительная, основная и заключительная стадии организации олимпиад. Система действующих лиц олимпиады, их роль. (Тюльков И.А., Архангельская О.В.) |
19 | Лекция № 3. Концептуальная
основа содержания олимпиадных задач. Примерная
программа содержания различных этапов
химических олимпиад: жесткие границы или
ориентиры для подготовки? Классификация
олимпиадных задач. Задачи химических олимпиад:
от этапа к этапу, от тура к туру. (Тюльков И.А.,
Архангельская О.В.) Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2008 г.) |
20 | Лекция № 4. Методика решения задач, включающих «цепочку» превращений. Классификация задач со схемами превращений. Тактика и стратегия решения олимпиадных задач с «цепочками». (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.) |
21 | Лекция № 5. Методика решения задач по физической химии (1). Задачи по термохимии. Задачи с использованием понятий «энтропия» и «энергия Гиббса». (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.) |
22 | Лекция № 6. Методика решения
задач по физической химии (2). Задачи на
химическое равновесие. Задачи по кинетике.
(Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.) Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 30 декабря 2008 г.) |
23 | Лекция № 7. Методические
подходы к выполнению экспериментальных задач. Классификация
задач экспериментального тура. Практические
навыки, необходимые для успешного выполнения
экспериментальных задач. (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.) |
24 | Лекция № 8. Методические принципы подготовки школьников к олимпиадам. Использование современных педагогических технологий при подготовке к олимпиадам различного уровня. Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах. Организационно-методическая работа учителя-наставника. Методические подходы к составлению олимпиадных задач. Олимпиады как средство повышения квалификации педагогов-наставников. Роль интернет-общения и средств массовой информации в обмене педагогическим опытом. (Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В.) |
Итоговая
работа. Краткий отчет о проведении итоговой работы, сопровождаемый справкой из учебного заведения, должен быть направлен в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г. (Подробнее об итоговой работе будет напечатано после лекции № 8.) |
И.А.ТЮЛЬКОВ,
О.В.АРХАНГЕЛЬСКАЯ,
М.В. ПАВЛОВА
ЛЕКЦИЯ № 8
Методические принципы подготовки школьников к
олимпиадам
Использование современных
педагогических технологий
при подготовке к олимпиадам различного уровня
В настоящее время педагогическую технологию (ПТ) понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на решение конкретных педагогических задач. ПТ предполагает разработку содержания и способов организации такой деятельности, которая заведомо приводит к необходимому учебному результату. Следует отметить, что в ходе реализации любой педагогической технологии всецело проявляется личность педагога.
Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Для педагога-наставника подготовка к олимпиадам является благодатным полем экспериментальной деятельности. Все творческие находки, методические наработки могут быть внедрены в педагогическую практику и принести весомые результаты.
В основе любой педагогической технологии, применяемой педагогом-наставником для подготовки школьников к олимпиадам, следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося (схема).
Схема
Формы подготовки школьников к олимпиадам
Роль индивидуального подхода и психологического тренинга
Обобщая опыт учителей-наставников России, ученики которых участвуют и побеждают в олимпиадах высокого уровня, можно выделить следующие два подхода:
• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, найти ученого-консультанта и т.д., наставник не может и не должен знать все по химии), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.
Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам? Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников. Навряд ли стоит говорить об успешности углубленного изучения химии школьником, тяготеющим к гуманитарным знаниям.
Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно больше заниматься химией и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели.
Только при наличии этих условий можно серьезно говорить о подготовке к олимпиадам.
Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Поэтому мы настоятельно рекомендуем привлекать школьных психологов к работе с участниками олимпиады. Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах. Ведь на выполнение определенного числа задач отводится максимум пять астрономических часов. Нельзя забывать о том, что надо тактично оказать помощь школьнику после окончания олимпиады, независимо от того, входит ли он в число победителей и призеров или так и не стал дипломантом.
Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах
«Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах…» кого? К настоящему времени сложился стереотип, что в олимпиадах участвуют школьники. А как же педагоги-наставники? Неужели они не участвуют в олимпиадном движении? Почему разрывается логичный тандем «учитель–ученик»?
Выше мы писали, что основной формой подготовки к олимпиадам является самостоятельная работа подростка. То же самое можно сказать и о наставнике: подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя. В чем она заключается? Для начала необходимо четко понять, что такое олимпиада: из каких этапов* и туров (теоретический и экспериментальный) состоит, какие типы заданий бывают, какие мероприятия кроме непосредственно самих туров входят в программу проведения олимпиады, каково содержание олимпиадных задач. Четкую систему олимпиадного движения необходимо довести до учеников, показав, к чему они могут стремиться, что их ожидает.
Согласно Закону об образовании победители и призеры заключительного (четвертого) этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют право быть зачисленными в профильные вузы без вступительных испытаний. Победители и призеры регионального (третьего) этапа при поступлении в вузы имеют право воспользоваться льготами, предусмотренными правилами приема в соответствующий вуз.
Победители и призеры заключительного этапа, достигшие 14 лет, номинируются на премию для поддержки талантливой молодежи. Каждый субъект РФ грантами и именными стипендиями поддерживает победителей и призеров регионального и муниципального этапов.
Необходимо разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Любой образовательный процесс обязательно включает в себя воспитательный аспект. Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением и низкой степенью социализации. Это надо помнить и стараться максимально корректировать негативные стороны характера своего ученика. Подростка, который хочет добиться положительных результатов, можно привлечь, например, к помощи отстающим в классе. Это только один из возможных путей помощи одаренному подростку – дать почувствовать, что его знания необходимы не только для того, чтобы получать дипломы олимпиад. Педагогический такт подскажет вам еще много путей. Главное – ни в коем случае нельзя давать одаренному школьнику замыкаться со своими проблемами (а их у него предостаточно).
Итак, стратегические цели понятны, необходимо разработать тактические шаги. Что делают на олимпиадах школьники? Решают теоретические задачи, выполняют эксперименты. Вот от этого и надо отталкиваться. На начальной стадии работы необходимо способствовать развитию у школьников интереса к химии – предлагать для чтения интересную научно-популярную литературу, разрешать проводить самим простые химические опыты.
Если школьники показывают, что хотели бы продолжать углублять свои знания по химии, а главное, желают участвовать в олимпиадах, необходимо начинать с ними активную внеурочную работу. Планировать аудиторные занятия стоит следующим образом: примерно 75% времени отводится на решение и разбор задач теоретических туров, 25% времени – на выполнение задач экспериментального тура.
Планируя самостоятельную деятельность школьника, необходимо нацеливать его на работу со следующими материалами:
• материалы олимпиад различного уровня;
• вузовские учебники;
• специализированная литература.
Мы обращаем внимание на подготовку школьников по физике и математике. Очень важно, чтобы у участника олимпиады был прочный фундамент не только химических, но и физических, и математических знаний. Успешное постижение химии невозможно без этих наук. Как показывает практика, школьники, принимающие участие в химических олимпиадах, сталкиваются с существенными трудностями по естественно-научным дисциплинам. «Специалист подобен флюсу…» – писал Козьма Прутков. В ваших силах способствовать развитию у ученика широкого кругозора.
Кроме естественно-научных знаний у школьников должен быть определенный набор методологических приемов – способов, помогающих добывать новые знания и творчески перерабатывать уже имеющиеся. Хорошо, если в школе есть предмет «Логика». Если нет, подарите школьнику учебник логики и старайтесь как можно чаще останавливать внимание вашего подопечного на том, как он получил ответ, с помощью каких умозаключений к нему пришел. Предлагайте ученику придумывать олимпиадные задачи. Кроме того, следует уделять особое внимание самопроверке полученных результатов при решении различных задач.
Сколько раз на показе работ на олимпиадах различного уровня мы слышали возглас участников: «Ой, я невнимательно прочитал(а) условие задачи!..» Подросткам не хватает собранности и внимания. Одно из объяснений подобной невнимательности заключается в том, что за ограниченное время (не более пяти часов) необходимо решить заданное число задач, и участник, торопясь все успеть, начинает читать условия задач «по диагонали». Следует напоминать школьникам, что при чтении условия задачи надо быть начеку, иначе в силу стереотипов, которые выработались в ходе изучения химии, можно увидеть не то, что действительно дано и следует рассчитать.
Например, в большинстве стандартных задач на выведение молекулярной формулы вещества задаются массовые доли элементов. А кто мешает задать количественный состав через мольные доли? Понятно, что, решая подобную задачу через массовые доли, правильный ответ не получится. Отметим, что подобные задачи полезны с точки зрения воспитания внимательности и четкости при выполнении работы.
Задача 1. (олимпиада «Ломоносов-2005».)
Химическое соединение состоит из 16,67% углерода, 41,67% водорода, 8,33% азота (по молям) и кислорода. Соединение является солью.
1. Определите молекулярную формулу соединения, если известно, что она совпадает с простейшей.
2. Дайте название соединению.
Р е ш е н и е
1. Вычислим мольный процент кислорода:
(O) = 100–16,67–41,67–8,33 = 33,33%.
Брутто-формулу соединения можно представить в общем виде: CxHyNzOk.
х: y: z: k = 16,67: 41,67: 8,33: 33,33 = 2: 5: 1: 4,
отсюда следует, что брутто-формула определяемого соединения – C2H5NO4.
Поскольку по условию задачи это соединение – соль, то в качестве катиона может быть только ион NH4+, следовательно, на кислотный остаток приходится один атом водорода, два атома углерода и четыре атома кислорода. Молекулярная формула соединения – NH4HC2O4.
2. Гидрооксалат аммония.
В задачах на газовые смеси в большинстве случаев количественный состав компонентов задается в объемных долях. Но можно задать его и в массовых долях!
Задача 2. (олимпиада «Ломоносов-2005».)
Массовые доли азота и оксида углерода(II) в трехкомпонентной газовой смеси равны соответственно 10,00 % и 15,00 %. Объемная доля третьего компонента равна 72,41%. Определите третий компонент газовой смеси и среднюю молярную массу смеси (Mср).
Р е ш е н и е
Примем, что масса смеси 100 г. Тогда в ней содержится:
10/28 + 15/28 = (10+15)/28 = 0,893 моль N2 и CO,
(100–25)/Мх = 75/Мх моль третьего компонента.
Согласно закону Авогадро нетрудно доказать, что объемные доли компонентов газовой смеси () равны мольным долям ().
Внесем дополнительные обозначения: х – объемная доля третьего компонента, х – мольная доля третьего компонента, см – число моль газов в смеси, х – число моль третьего компонента в 100 г смеси.
Решая это уравнение, получаем:
Мх = 32 (г/моль).
Следовательно, третий компонент газовой смеси – кислород.
Ответ. Третий компонент газовой
смеси – кислород (О2),
Mср = 30,89 г/моль.
Другим возможным вариантом ответа является СН3ОН, т.к. не указаны условия (температура и давление). Подумайте, какие еще газообразные вещества имеют молярную массу 32 г/моль.
Рассмотрим пример еще одной олимпиадной задачи, в которой сочетаются массовые и объемные доли.
Задача 3. (региональный (III) этап 2006 г., 9-й класс.)
В газовой смеси содержится метан (CH4) ( = 40%, = 48,5%), оксид азота(II) ( = 20%) и некий третий компонент.
Предложите название третьего компонента газовой смеси.
Р е ш е н и е
Для удобства расчетов составим таблицу.
Газ | М, г/моль | V, л (на 100 л смеси) |
m, г | |
СН4 | 16 | 0,40 | 40 | 40/22,4•16 = 28,57 |
NO | 30 | 0,20 | 20 | 20/22,4•30 = 26,78 |
Х | х | 0,40 | 40 | 40/22,4•х = 1,79х |
Поскольку известна массовая доля метана в смеси, то можно составить следующее уравнение:
откуда х = 2.
Молярная масса 2 г/моль может быть только у водорода (Н2).
Ответ. Название третьего компонента газовой смеси – водород.
Мы привели несколько наиболее ярких примеров задач, при чтении условий которых возможны ошибки, связанные со стереотипным восприятием текста.
Другой тип невнимательности – некоторые участники олимпиад не анализируют собственное решение! Ведь получение ответа – это всего лишь часть решения. Необходимо проверить, насколько полученный ответ соответствует условию задачи и здравому смыслу.
Например, в ответе школьника указано, что в стакане воды содержится 8,3•10–24 (показатель степени минус 24!) молекул воды. Возможно, в ходе решения он ошибся в написании? Хотя, проанализировав полученный ответ, участник олимпиады должен был бы тут же исправить оплошность.
Приведем еще пример олимпиадной задачи (фрагмент), иллюстрирующий еще один тип невнимательности участников олимпиады.
Задача 4. (региональный (III) этап 2004 г., 10-й класс.)
При полном сгорании 12,84 г вещества В образовалось 8,1 л СО2 (измеренного при температуре 25 °С и давлении 110 кПа), 2,16 г воды и 8,28 г карбоната калия.
Определите брутто-формулу вещества В.
Р е ш е н и е
Вспомним уравнение Менделеева–Клапейрона:
pV = RT.
В молекуле СО2 содержится один атом углерода, следовательно, 1 (С) = 0,36 моль.
(H2O) = 2,16/18 = 0,12 моль; (H) = 0,24 моль.
(K2CO3) = 8,28/138 = 0,06 моль.
В 0,06 моль карбоната калия содержится 0,12 моль калия и 0,06 моль углерода (2(C) = 0,06 моль).
(C) = 1(C) + 2(C) = 0,36 + 0,06 = 0,42 моль.
Проверим элементный состав:
0,42•12 + 0,24•1 + 0,12•39 = 9,96 г.
Поскольку по условию задачи полностью сгорело 12,84 г, можно сделать вывод, что в навеске вещества содержался еще и кислород в количестве:
12,84 – 9,96 = 2,88?г.
(О) = 2,88/16 = 0,18 моль.
Брутто-формула вещества В: CxHyKzOi.
x: y: z: i = 0,42: 0,24: 0,12: 0,18 = 7: 4: 2: 3.
Брутто-формула: С7Н4K2O3 – калийная соль полностью замещенной салициловой (2-гидроксибензойной) кислоты K2CO3.
.
Часть участников олимпиады, решающих эту задачу, допустили, казалось, небольшую ошибку: они «забыли», что углерод есть не только в CO2, но и в K2CO3. Из-за этого «пустячка» задача не была решена полностью.
Задача 5. (региональный (III) этап 2004 г., 11-й класс, фрагмент.)
Ниже приведены данные о процессах:
Процесс | Энергетический эффект |
Образование 36 г H2O (г.) из простых веществ | Выделяется 484 кДж |
Полное сгорание 18 г CH3COOH (ж.) до CO2 (г.) и H2O (ж.) | Выделяется 268,2 кДж |
Полное сгорание 18,4 г C2H5OH (ж.) до CO2 (г.) и H2O (ж.) | Выделяется 558,8 кДж |
Образование 52,8 г CH3COOC2H5 (ж.) в ходе реакции этерификации | Выделяется 3 кДж |
Испарение 9 г H2O (ж.) | Поглощается 22 кДж |
Рассчитайте тепловой эффект реакции этилового эфира уксусной кислоты с водородом на палладиевом катализаторе (в расчете на 1 моль эфира).
Р е ш е н и е
Уравнение реакции гидрирования этилового эфира уксусной кислоты:
CH3COOC2H5 (ж.) + H2 (г.) = CH3COOH (ж.) + C2Н5ОН (ж.).
Для того чтобы рассчитать тепловой эффект этой реакции (по закону Гесса), необходимо комбинировать термохимические уравнения, в которых присутствуют CH3COOC2H5 (ж.), C2Н5ОН (ж.), CH3COOH (ж.) и Н2 (г.).
Подробное решение этой задачи приведено в лекции № 5.
Основная ошибка в ходе решения этой задачи была связана с тем, что школьники забыли о необходимости учета стандартной теплоты испарения воды, потому что в процессе синтеза из простых веществ вода получается в газообразном состоянии.
В предыдущей лекции мы рассказывали об экспериментальных турах и методике решения экспериментальных задач. Существенной проблемой является отсутствие у учащихся навыков ведения лабораторного эксперимента. В этом заключается основная причина низкой результативности выступления школьников на экспериментальных турах. Мы знаем, что ситуация с лабораторным оборудованием и реактивами в школах удручающая. При этом мы знаем и то, что учителя-подвижники делают все для того, чтобы школьники могли «почувствовать вещество» в ходе химического эксперимента. Если есть возможность, стоит привлекать вузовских преподавателей. Даже используя только оборудование и реактивы, имеющиеся в школьных кабинетах, можно научить школьника готовить растворы заданных концентраций, проводить простейшие синтезы органических и неорганических веществ, разделять смеси и проводить очистку веществ. Неразрешимых ситуаций нет.
Организационно-методическая работа учителя-наставника
Выше мы подробно осветили вопросы взаимодействия «ученик–учитель». Кроме непосредственной работы со школьниками учитель также готовит задания первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. Эти задачи обсуждаются на школьных и муниципальных методических объединениях. О содержании олимпиадных задач мы писали в лекции № 3. У каждого учителя наверняка есть своя подборка олимпиадных задач за несколько лет. В рамках обмена опытом предлагаем вам на страницах периодических изданий поделиться наработанными материалами. У каждого учителя имеется также библиотека химической и методической литературы. Ее пополнение также можно отнести к организационно-методической работе учителя. Список рекомендуемой литературы был опубликован в лекции № 3.
Методические подходы к составлению олимпиадных задач
В лекции № 3 были подробно обсуждены вопросы составления олимпиадных задач и формирования комплектов задач для разных классов. Повторим основные требования к задачам, предлагаемым на различных этапах Всероссийской олимпиады:
1) содержание олимпиадных заданий должно быть максимально разнообразным, задания должны иметь сеть внутри- и межпредметных связей;
2) олимпиадные задачи должны быть ориентированы в основном на логическое мышление, на применение, а не воспроизведение фактологических знаний по химии;
3) задачи, по возможности, должны быть такими, чтобы ошибка, допущенная участником олимпиады на начальной стадии решения, позволила бы ему добиться, хотя бы частично, положительных результатов;
4) задачи должны иметь дифференцирующие вопросы и задания: от «утешительных» до вопросов и заданий, с которыми могут в полной мере справиться только самые способные участники.
Задачи любого этапа ВОШ(х) требуют определенной системы оценивания. Авторами данного курса лекций разработаны следующие критерии оценки качества составляемых химических задач:
1) понятность условия задачи;
2) дифференцированная система оценивания решения задачи, четко соответствующая условию;
3) наличие возможности применения фактологического материала в процессе решения задачи;
4) наличие возможности нелинейного решения задачи (модульность);
5) комбинированность задачи (наличие внутри- и межпредметных связей, качественных и расчетных заданий);
6) наличие «ключа»;
7) ограничение числа вопросов (заданий) в задаче;
8) наличие «утешительной» части задачи.
Понятность условия задачи.
Это один из основных критериев оценки. Четкие и понятные условия задачи необходимы для ознакомления с ее содержанием, уяснения фактов и явлений, в ней описанных. Записывая эти условия, учащиеся пытаются осмыслить суть задачи, понять ее идею. Чем доступнее для понимания условие задачи, тем участнику олимпиады проще составить опорную схему, план ее решения.
Дифференцированная система оценивания решения задачи, четко соответствующая условию.
В каждой задаче химической олимпиады содержатся вопросы и задания различной трудности. Необходимо, чтобы система оценки была справедливой: задания, которые требуют бо?льших усилий для их решения (предполагают проведение значительного числа логических операций), должны принести участнику большее число баллов. Правильные ответы на вопросы, подкрепленные правильным объяснением, оцениваются большим количеством баллов.
Наличие возможности применения фактологического материала в процессе решения задачи.
Знания, необходимые для решения задач, можно условно подразделить на две группы: знания, которые ученик приобретает непосредственно при разборе задачи, построении логической цепочки решения, и знания, без привлечения которых сам процесс решения невозможен. Последняя группа относится к фактологическим знаниям. Сюда входят различные определения, основные теории и законы, разнообразные химические понятия, физические и химические свойства веществ, формулы соединений, уравнения химических реакций. Проблемой при составлении задач является поиск «золотой середины» – чтобы при решении задач участники использовали как прочные и глубокие знания, так и развитое гибкое мышление.
Наличие возможности нелинейного решения задачи (модульность).
Это критерий, который определяет подход к решению задачи. Одни задачи требуют решения «в лоб» (линейный подход). Решение задач этого типа можно представить в виде определенной последовательности шагов или этапов. Ошибка на каком-либо этапе решения не позволит правильно произвести решение следующих этапов.
Другие задачи предполагают наличие нелинейного подхода. Задачи этого типа имеют несколько «зацепок» для нахождения правильного решения. Такой тип является более предпочтительным и соответствует требованиям к задачам химических олимпиад.
Комбинированность задачи (наличие внутри- и межпредметных связей, качественных и расчетных заданий).
Данный критерий показывает, насколько задача является разноплановой по содержанию. В идеальном случае в задаче должна быть как качественная, так и расчетная составляющая, задача должна охватывать разные области химии, иметь межпредметные связи.
Наличие «ключа».
«Ключ» – это подсказка, которая должна помочь участнику олимпиады понять идею задачи, направить на правильный путь решения. «Ключ» может быть заложен в эпиграфе или в тексте условия. Например, в форме данных элементного анализа.
Ограничение числа вопросов (заданий) в задаче.
Задачи химической олимпиады никогда не состоят из одного задания. В ходе решения участнику предлагается ответить на ряд вопросов различного характера. С одной стороны, задача должна охватить многие разделы химии, с другой стороны – школьники имеют строгие временны?е рамки для выполнения всего комплекта задач (не более пяти астрономических часов). Для оценки качества задачи данный критерий является весьма важным. На выполнение теоретического тура школьного и муниципального этапов отводится не более четырех астрономических часов. Оптимальное число сложных задач (включающих 2–3 вопроса, которые требуют трудных вычислений или сложных логических построений) – 4. Если задачи не очень сложные, то их число может быть увеличено до 5–6.
Наличие «утешительной» части задачи.
Как было сказано выше, задача состоит из нескольких заданий (вопросов). Некоторые задания (вопросы) составляются таким образом, что подавляющее большинство школьников решит их на максимальный балл. Правильное решение «утешительной» части благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии школьников, которым не удалось пройти на следующий этап.
Авторы надеются, что описанные критерии оценивания олимпиадных задач помогут в работе по составлению комплектов заданий школьного и муниципального этапов.
Олимпиады как средство повышения квалификации педагогов-наставников
Всероссийская олимпиада школьников по химии – уникальный творческий и интеллектуальный форум. На всех этапах, от школьного к заключительному, участниками являются и школьники, и их педагоги-наставники. Мы настоятельно рекомендуем на всех этапах проводить круглые столы с участием педагогической и научной общественности, обсуждать актуальные проблемы химического образования, делиться опытом. При организации всех этапов олимпиады необходимо закладывать в программу их проведения лекции и семинары с методистами и учеными, мастер-классы наставников, чьи ученики регулярно показывают высокие результаты на различных олимпиадах.
Роль интернет-общения и средств
массовой информации
в обмене педагогическим опытом
За последние несколько лет Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сейчас уже трудно себе представить, что компьютер не имеет выхода в сеть. Часть общения перешла в виртуальное пространство. Электронная почта, форумы, чаты – то, что подростки используют для общения между собой – должны быть открытыми формами общения и для учителей.
Центральная методическая комиссия (ЦМК) Всероссийской олимпиады школьников по химии искренне озабочена тем, что непосредственного контакта между членами ЦМК и учителями, к сожалению, нет. А ведь этот контакт необходим не только вам, но и ЦМК. Ваши отклики, предложения, советы, критика, несомненно, помогут поддержать химическое олимпиадное движение, сделать его более привлекательным и открытым. Вопрос открытости, доступности весьма актуален. Мы предлагаем активно использовать возможности портала www.rusolymp.ru, обращаться по электронной почте** с любыми волнующими вас вопросами. Мы очень надеемся на то, что кроме наболевших вопросов мы сможем обсуждать и пути дальнейшего развития химических олимпиад в России.
* * *
Реально ли подготовить призера Всемирной олимпиады? Мы знаем, что реально. Главное – любовь к своей работе и ученикам, окружающим, самому себе, терпение, внимание, неустанный труд. И тогда ученики не только поверят в свои силы, но и будут понимать, что олимпийская высота – всего лишь ступень на их жизненном пути, и поднялись на эту ступень они вместе со своим Учителем.
Удачи вам и вашим ученикам!
* Мы постоянно сталкиваемся с заблуждением, что школьная, муниципальная и региональная олимпиады якобы не являются этапами Всероссийской олимпиады. Еще раз подчеркнем, что Всероссийская олимпиада школьников по химии проходит в четыре этапа (см. лекцию № 1). Участие в школьном, муниципальном и региональном этапах не менее важно, чем в заключительном.
** Наши координаты: Архангельская Ольга Валентиновна (arkh@general.chem.msu.ru), Тюльков Игорь Александрович (tiulkov@general.chem.msu.ru, tia2007@rambler.ru).