ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯЭкологический вечерВ период подготовки вечера формируются команды-участницы, определяется состав жюри и счетной комиссии, выбираются ведущие. Оформление. Плакаты: 1) «Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же» (Сенека, римский философ, I в.); 2) «Когда “наука о доме” (экология) и “наука о ведении домашнего хозяйства” (экономика) сольются, когда предмет этики расширит свои границы и включит наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами относительно будущего человечества». (Ю.Одум, американский эколог, XX в.). ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш вечер необычный – он экологический и посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля. Ведущая.
Строки этого стихотворения иллюстрируют печальную картину. Загрязняются воздух, водоемы, почва. Нас волнует мысль о том, как нам всем жить дальше и не болеть. Эти тяжелые раздумья привели нас к тому, чтобы провести вечер «Химия и экология». Он познакомит вас со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека. Ведущий. Экологическая безопасность?– защищенность населения, животного и растительного мира, окружающей природной среды в целом от последствий антропогенного воздействия, а также стихийных бедствий и катастроф – важная часть общенациональной безопасности. На сцене две команды. 1-й чтец. И нам беречь планету надо Звучит песня Д.Маликова «Изумрудный город». Викторина «Экология города» Ведущий, ведущая (по очереди задают вопросы).
1) В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 30-х годов XVIII в. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните взаимосвязь этих явлений. (О т в е т. Свинец, растворенный в
водопроводной воде, 2) Почему лишайники называют индикаторами чистоты воздуха? (О т в е т. Лишайники очень чувствительны к составу воздуха, а город не может похвастаться чистотой воздуха из-за большого количества выхлопных газов, поэтому лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах.) 3) Каковы основные источники загрязнения атмосферы? (О т в е т. Транспорт, тепловые 4) Какие растения более всего способствуют очищению воздуха в городе? (О т в е т. Тополя и вязы.) 5) Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? (О т в е т. Водопроводную воду
отстаивать нужно обязательно, независимо от
того, 6) Почему бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку, набирая воду впрок? (О т в е т. Ионы серебра убивают микроорганизмы и вода дольше не портится.) 7) При промышленной очистке воды используют озон и хлор. Какой способ лучше с экологической точки зрения? (О т в е т. Озонирование. Хлор – ядовитое вещество.) 8) Какие промышленные предприятия находятся в вашем микрорайоне и какими веществами они загрязняют окружающую среду? 9) Охарактеризуйте экологическую обстановку в своем городе. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды? 10) Почему нельзя сжигать мусор? (О т в е т. При сгорании пластмасс выделяются ядовитые вещества.) Ведущий. Поэтическая пауза. 2-й чтец.
Викторина «Экология дома» Ведущий, ведущая (по очереди задают вопросы). 1) Что лучше иметь на кухне с экологической точки зрения? (О т в е т. Воздухоочиститель, т.к.
фильтр поглощает вредные вещества. 2) Можно ли использовать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении? (О т в е т. Нет. Поскольку кондиционер
регулирует лишь температуру воздуха, 3) Всегда ли полезно использовать освежители воздуха? (О т в е т. Применять их нужно
осторожно, потому что у некоторых людей возможны 4) Какие растения способствуют очищению воздуха в помещениях? (О т в е т. Хлорофитумы и пеларгонии.) 5) С чем связана болезнь «синдром больного здания»? (О т в е т. С загрязнением воздуха
внутри 6) Из каких материалов лучше построить стены своего дома: из дерева, кирпича, бетона или строительных блоков? (О т в е т. Лучше дерево, бетон,
7) Откуда поступает радон в дом? (О т в е т. Из грунта (наибольшее
количество его содержится в глинистых почвах), 8) Какие токсические вещества содержит домашняя пыль? (О т в е т. Самые разные, например: мышьяк, свинец, пестициды и канцерогены.) 9) Стены квартир часто сделаны из асбестовых плит. Асбест – канцероген. Какую болезнь вызывает он у человека? (О т в е т. Рак легких.) 10) Чем является табачный дым в жилых помещениях? (О т в е т. Табачный дым в жилых
помещениях – безусловный фактор 11) Действительно ли и сам человек является причиной загрязнения собственного дома? (О т в е т. Да, он выделяет во внешнюю среду углекислый газ и аммиак, которые в больших концентрациях ядовиты. Человек может вызвать заражение помещения вирусами, бактериями, паразитами в том случае, если болен.) 12) Охарактеризуйте экологическую обстановку около своего дома, в квартире, на лестничных площадках. Как вы лично можете улучшить эту природную среду? Ведущий. Поэтическая пауза. 3-й чтец.
Демонстрация отрывка видеофильма о разливах нефти. Викторина «Нефтехимия и другие проблемы экологии» Ведущий, ведущая (по очереди задают вопросы). 1) Какие территории загрязнены нефтепродуктами? 2) Какой тяжелый металл сбрасывается в почву и воду при производстве нефтепродуктов? (О т в е т. Свинец.) 3) Каково действие на организм антифриза, стеклоомывателя? (О т в е т. Все эти жидкости ядовиты.) 4) Какой оксид образуется при сгорании нефтепродуктов, содержащих серу? (О т в е т. Оксид серы(IV), который
служит 5) Почему «черное золото» – нефть может принести большую беду человечеству и планете? (О т в е т. Нефть, попавшая в воду, –
бедствие глобального масштаба, 6) Чему обязывает водителя закон «Об охране окружающей среды» РФ? (О т в е т. Регулировать двигатель на чистоту выхлопа. Недопустимо сливать отработанный антифриз на землю и в канализацию. Смену масла следует производить на станциях технического обслуживания или в условиях, обеспечивающих сбор отработавших нефтепродуктов.) 7) Какое токсическое действие оказывает на организм человека оксид углерода(II)? (О т в е т. Он соединяется с гемоглобином крови и миоглобином мышц. Он нарушает углеводный обмен, усиливая распад гликогена в печени, нарушая утилизацию глюкозы, повышая уровень сахара в крови, в моче и в спинномозговой жидкости, нарушает обмен фосфора и азота, водно-солевой обмен, изменяет содержание белков плазмы крови, снижает содержание витамина В12, повышает содержание липидов в плазме, что способствует усиленному отложению холестерина на стенках сосудов.) 8) Какими веществами загрязняют воздух автомашины? (О т в е т. Угарный газ, оксиды серы и
азота, альдегиды, углеводороды, аэрозоли свинца, 9) Сколько кг СО поступает в воздух от каждой тысячи автомобилей за день? (О т в е т. 300 кг СО.) 10) К чему может привести увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере? (О т в е т. К интенсивному осаждению
на дне океана карбонатов кальция и магния, 11) Возможно ли мирное сосуществование нефтехимии и окружающей среды? Какие для этого нужны условия? 12) Как остановить приближение глобальной экологической катастрофы? (О т в е т. Устанавливать каталитические нейтрализаторы на городском транспорте, переводить автотранспорт на экологически чистое топливо, разрабатывать присадки к топливам и маслам, предусматривать зеленые насаждения на магистралях, предусмотреть строительство автодорожных тоннелей для уменьшения количества остановок и перекрестков, а также строительство подземных гаражей и стоянок за пределами жилых массивов.)
Ведущая. Поэтическая пауза. 4-й чтец.
Ведущий. Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды металлами показывает, что этот вид загрязнения наиболее опасен для биологических объектов. Металлы проявляют двойственную роль в природной среде в зависимости от концентрации. И завышенное, и заниженное содержание их в организме вызывает различные болезни. Викторина «Экология и здоровье человека» Ведущий, ведущая (по очереди задают вопросы). 1) Назовите антропогенные источники соединений свинца. (О т в е т. Промышленные и бытовые
сточные воды, выбросы автотранспорта, 2) Каково токсическое действие соединений свинца? (О т в е т. Сильный яд. Поражает
печень, почки. Накапливается в костях. 3) Каковы антропогенные источники ионов натрия? (О т в е т. Сточные воды автотранспортных предприятий.) 4) Как влияет избыток ионов натрия на организм человека? (О т в е т. Вызывает дисфункцию
почек, нарушает водный баланс, 5) Назовите антропогенные источники ионов калия. (О т в е т. Выбросы автотранспорта.) 6) К чему приводит повышение концентрации ионов калия выше нормы? (О т в е т. К нарушению
углеводного, жирового, белкового обмена,
снижению иммунитета, 7) Какую биологическую роль выполняет марганец в организме человека? (О т в е т. Он необходим для формирования соединительной ткани и костей, для роста организма, участвует в работе центральной нервной системы и эндокринных желез. Недостаток марганца отрицательно сказывается на развитии костей.) 8) Какое токсическое действие оказывает избыток марганца на организм человека? (О т в е т. Поражение легких, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, угнетение функций и окислительных митохондрий.) 9) Какую биологическую роль выполняет серебро в организме человека? (О т в е т. Повышает антибактериальную устойчивость организма.) 10) Каковы антропогенные источники ионов серебра? (О т в е т. Выбросы автотранспорта.) 11) К чему приводит повышение содержания ионов серебра в организме человека? (О т в е т. К психическим
расстройствам 12) Каково токсическое действие ионов цинка? (О т в е т. Конкурирует с кальцием в
качестве его аналога, 13. С изменением концентрации какого микроэлемента связано течение раковых заболеваний? (О т в е т. Цинка.) 14) В каких процессах участвует медь в организме человека? (О т в е т. В процессах кроветворения.) 15) К чему приводит повышение концентрации ионов меди? (О т в е т.. К расстройствам
нервной системы, заболеваниям почек, печени, 16) Как действует бензол на организм человека? (О т в е т. Он действует на почки,
печень, 17) Что вызывает присутствие нитробензола в организме человека? (О т в е т. Метгемоглобинемию,
желтушность белков, 18) Что произойдет в организме человека, если часть ионов натрия или калия будет заменена на литий? (О т в е т. Вызывает расстройства нервной системы, т.к. в этом случае изменяется разность потенциалов на клеточных мембранах, клетки не проводят нервный импульс.) 19) Почему, даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди используют их при производстве сельскохозяйственной продукции и в пищевой отрасли промышленности? (О т в е т. Нитритные добавки – это
способ подкрашивания, консервирования,
улучшения вкуса мясопродуктов. Главная цель
таких добавок – убить возбудителя ботулизма, 20) Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре? (О т в е т. При хранении банки
окисляются и в продукты 21) Может ли сахар вызвать диабет, кариес зубов, ожирение? (О т в е т. Вреден не сахар, а то количество, которое мы употребляем. Нужно употреблять больше фруктов, чтобы глюкоза поступала в организм, она необходима для строительства клеток и тканей тела, а продукты с высокой концентрацией именно сахара ограничивать в своем рационе, есть их редко, по праздникам.) 22) Почему фермеры применяют пестициды, если знают, что они вредны для здоровья человека? (О т в е т. Ядохимикаты используются
для борьбы Ведущий. Поэтическая пауза. 5-й чтец.
Экологические тесты Укажите один правильный ответ из нескольких предложенных. 1. Вырубка лесных массивов приводит к: а) увеличению видового разнообразия птиц; б) увеличению видового разнообразия млекопитающих; в) уменьшению испарения; г) нарушению кислородного режима. 2. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь: а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема вод; в) загрязнением водоемов; г) засолением почв. 3. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере: а) угарного газа; б) углекислого газа; в) диоксида азота; г) оксидов серы. 4. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от: а) резких колебаний температуры; б) канцерогенных веществ; в) радиоактивного загрязнения; г) возбудителей заболеваний. 5. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают: а) водяные пары; б) облака; в) озоновый слой; г) азот. 6. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний: а) желудочно-кишечного тракта; б) сердечно-сосудистой системы; в) кожи; г) органов дыхания. 7. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы: а) ртути; б) свинца; в) кальция; г) кобальта. 8. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются: а) болезни опорно-двигательной системы; б) инфекционные болезни; в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания; г) болезни пищеварительного тракта. 9. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют: а) биогенными; б) пирогенными; в) канцерогенными; г) абиогенными. 10. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на: а) предприятия химической и угольной отраслей промышленности; б) сельское хозяйство; в) бытовую деятельность человека; г) транспортные средства. 11. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет: а) пластмасса; б) стекло; в) металл. 12. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо: а) компостировать; б) сжечь при специальных условиях; в) переплавить. 13. Вредные выбросы оказывают влияние: а) только на те регионы, где появилось загрязнение; б) только на те регионы, где появилось загрязнение, и близлежащие к ним; в) не только на те регионы, где произошли вредные выбросы, но, возможно, даже на территории, удаленные от места, где загрязнение появилось. 14. Самая страшная добавка к воде: а) бытовой мусор; б) пестициды; в) минеральные удобрения. 15. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения: а) 10 лет; б) 50 лет; в) 100 лет и больше. 16. Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства: а) предельно допустимая концентрация вещества; б) наличие тяжелых металлов; в) государственный стандарт качества.
Ведущий. Поэтическая пауза. 6-й чтец.
Конкурс. Что это? Побеждает команда, которая первой верно по подсказкам назовет отходы. 1. а) У меня очень много игрушек сделано из нее; б) она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать; в) если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет; г) ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается; д) предметы, изготовленные из нее, мало весят. (Пластмасса.)
2. а) Его делают из песка; б) чаще всего оно прозрачное; в) когда падает, оно разбивается; г) если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; д) брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло.) 3. а) Это то, чего много в городе, но мало в деревне; б) особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик; в) от этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и тогда этого становится еще больше; г) его издают оживленная городская улица, косилка для газонов, работающий мотоцикл, дрель, автогудок, рок-музыка; д) он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик. (Шум.) 4. а) Этого почти не видно; б) этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы; в) от этого у людей бывает астма, бронхит, рак; г) это могут собрать на свои листья зеленые растения; д) в городе, где много этого, не растут лишайники. (Газовые отходы.) 5. а) Это получается, когда становится старым или ломается; б) это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог; в) это можно сдать и получить деньги; г) из этого можно сделать что-то новое; д) это бывает цветным, и тогда за него можно получить больше денег. (Металлолом.) 6. а) Всегда черного цвета; б) этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики; в) это очень вредно; г) у человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной; д) этого много при горении. (Сажа.) 7. а) Это то, без чего мы уже не можем прожить; б) этим мы пользуемся каждый день; в) когда это попадает в воду, то образуется много пены; г) это убивает рыбу в воде, растения на земле; д) с помощью этого все становится чище. (Синтетические моющие средства.) 8. а) Это легче воды; б) это может плавать на воде и не тонет; в) в речке, когда в ней моют машины, этого много; г) это мешает дышать рыбам; д) это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло.) Ведущий. Поэтическая пауза. 7-й чтец.
Экологический конкурс В течение 15 секунд команды по очереди должны восстановить пропущенный текст. Если какой-либо команде это не удалось, то право ответа переходит к соперникам. Ведущий, ведущая (по очереди задают вопросы). 1) «Как это получается, что вода, столь … , что без нее было бы невозможно жить, ценится так ... , тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так ...». Американский экономист А.Смит. (Нужная, низко, высоко.) 2) «Замена мыла детергентами не сделала нас … , чем мы были, но окружающую среду она сделала более …». Американский эколог Б.Коммонер. (Чище, грязной.) 3) «… , как воздух и солнце, достояние всех и не может быть предметом …». Великий русский писатель Л.Толстой. (Земля, собственности.) 4) Если все части растения (люцерна, гречиха, подорожник, горох, клевер) – желтые, а на листьях межжилковые некрозы, в окружающей среде находится … . (Диоксид серы.) 5) «Насилуя среду, человек насилует и …, принося в жертву самого …». Советский физикохимик, академик И.Петрянов-Соколов. (Себя, себя.) 6) Межжилковые некрозы у шпината, махорки, сельдерея вызывает … (Диоксид азота.) 7) Закручивание краев листьев у салата и томата – результат действия … . (Этилена.) 8) Если стебли злаков пурпурной окраски, а листья темно-зеленые, значит, …. (В почве, на которой они произрастали, 9) Бурые края листьев у бобовых, моркови, редиса, шпината, овса, красноватые жилки и черешки, скрученные листья и бурые недоразвитые корни сигнализируют о повышенном содержании в почве …. (Кадмия.) 10) Буровато-черные или красные некротические пятна на листьях злаков, бобовых, картофеля, капусты, отмирание старых листьев, засыхание кончиков листьев указывают на большое загрязнение среды …. (Марганцем.) 11) Изменение окраски лепестков мака, розы на голубую или даже черную свидетельствует о наличии в окружающей среде больших концентраций …. (Меди.) 12) «С … появлением континенты быстро дряхлеют». Американский писатель Э.Хемингуэй. (Нашим.) Ведущий. Поэтическая пауза. 8-й чтец.
Конкурс. Отходы – в доходы Каждой из команд ведущие задают вопросы. Надо закончить фразу. 1) Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (Сдать в магазин, использовать много раз.) 2) Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и … (Сдай туда прочитанные газеты.) 3) Не стоит выкидывать жестяные консервные банки… (Вымой и сдай.) 4) Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую … (Можно сдать.) 5) Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для … (Приготовления удобрений.) 6) Старайся не пользоваться пенопластом, т.к. он практически … (Не разлагается в природе.) 7) Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (Ее выбрасывать.) 8) Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (Отдать нуждающимся.) 9) Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут ... (Кому-то понадобиться.) 10) Не покупай больше, чем может … (Понадобиться тебе.) Ведущий. Эта неделя в нашей школе экологическая. Вам, ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше мусора будет на планете в вашем дворе, около подъездов, на вашей улице, в вашем городе, тем зеленее станут деревья, тем чище воздух. Сегодняшний вечер мне хотелось бы закончить словами академика А.Несмеянова: «… нужно учитывать, что хотя и наступила эра космических полетов, жить нам и нашим потомкам придется на Земле, которую с ее природой нужно беречь и любить». Ведущая. Вечер заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Ведущий. Помните о том, что судьба природы в наших руках и зависит от нашей сознательности, нашей совести, нашего отношения к ней. Ведущая.
Ведущий.
Л и т е р а т у р а Алексеев С.В., Бепкер А.М. Изучаем экологию экспериментально. СПб, 1993; Асланин А.А. Экологическая азбука. М., 1995. В.А.БУДАРИНА,
|