РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ |
Решение задач
повышенного уровня сложности
Программа элективного курса по химии •
9 класс
Пояснительная записка
Решение задач занимает в химическом
образовании важнейшее место, т.к. это один из
приемов обучения, посредством которого
обеспечивается более глубокое и полное усвоение
учебного материала по химии и вырабатывается
умение самостоятельного применения
приобретенных знаний.
Тесное взаимодействие знаний и действий
является основой формирования различных приемов
мышления: суждений, умозаключений,
доказательств.
У учащихся в процессе решения задач
воспитывается трудолюбие, целеустремленность,
упорство в достижении цели. В процессе решения
задач реализуются межпредметные связи, что
позволяет развивать мировоззрение учащихся.
Однако в школьной программе уделяется
недостаточное внимание наработке системных
навыков решения задач.
Программа данного курса предусматривает
расширение и углубление знаний учащихся по
химии, развитие их познавательных интересов,
целенаправленную профессиональную ориентацию
старшеклассников. Программа предназначена для
учащихся, проявляющих интерес к изучению химии и
собирающихся продолжить образование в учебных
заведениях естественно-научного профиля, а также
в технических вузах.
Одной из предпосылок разработки данного курса
явился социальный заказ учеников и их родителей
помочь ученику сделать свой выбор, определиться
в сфере своих познавательных интересов,
расширить и углубить знания и умения при решении
нестандартных задач.
Целью данного курса является: закрепление и
систематизация теоретических знаний учащихся по
химии; обучение решению разнообразных задач
повышенного уровня сложности, соответствующих
требованиям вузов.
Задачи курса: повысить теоретический
уровень знаний учащихся по химии; привить навыки
решения типовых химических задач;
способствовать интеграции знаний учащихся,
полученных при изучении предметов
естественно-математического профиля.
Разделы программы.
1. Задачи на вычисление концентрации растворов,
разбавление, нахождение массовой доли
растворенного вещества в растворе, массы
раствора.
2. Задачи, связанные с составлением уравнений
реакций и выполнением расчетов по ним.
Нахождение молекулярной массы, составление
пропорций, определение продукта реакции.
3. Задачи на определение массовой доли примесей
в техническом продукте.
4. Задачи на нахождение избытка, молярной массы,
количества вещества, на соотношение массы и
количества вещества.
5. Задачи на смеси веществ, электрохимический
ряд напряжений металлов, силу кислот.
6. Задачи на электролиз растворов веществ, схемы
составления электролиза растворов солей,
нахождение массы веществ.
7. Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Химические свойства
и способы получения основных классов
неорганических соединений.
8. Составление уравнений методом электронного
баланса.
9. Задачи на выход продукта реакции.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во
часов |
Форма
проведения |
Форма
контроля |
групповая |
индивидуальная |
1 |
Решение задач на растворы |
2 |
1 |
1 |
Сocтавить текст задачи на
разбавление растворов |
2 |
Расчеты по химическому
уравнению |
1 |
1 |
|
Обмен текстами задач |
3 |
Решение задач на вычисление
примесей |
2 |
1 |
1 |
Составить текст задачи на
вычисление примесей |
4 |
Решение задач на нахождение
избытка |
2 |
1 |
1 |
Cоставить текст задачи по
образцу, решить рациональным способом |
5 |
Решение задач на смеси веществ |
3 |
1 |
2 |
Составить текст по данным
задачи |
6 |
Решение задач на электролиз
растворов |
2 |
1 |
1 |
Записывать итоговое уравнение
реакции электролиза, проводить вычисления |
7 |
Генетическая связь между
классами неорганических соединений |
2 |
1 |
1 |
Cоставить цепочку превращений |
8 |
Составление уравнений методом
электронного баланса |
1 |
|
1 |
Составить уравнение реакции,
указать электронный баланс |
9 |
Решение задач на теоретический
выход |
2 |
1 |
1 |
Составить текст задачи по
условию |
10 |
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
Семинар по решению основных
типов задач |
Итого |
19 |
8 |
11 |
|
Л и т е р а т у р а
Еремина Е.А. ЕГЭ 2007. Химия. Типовые тестовые
задания. М.: Экзамен, 2007; Корощенко А.С.,
Снастина М.Г. ЕГЭ 2007. Химия. Реальные варианты.
М.: Астрель, 2007; Левина Э.М. ЕГЭ. Химия.
Раздаточный материал тренировочных тестов. СПб.:
Тригон, 2007; Стрельникова Е.Н. ЕГЭ 2007. Химия. М.:
ООО «Рустест», 2006.
Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у
р а
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. 2400 задач по химии
ля школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999,
560 с.; Крестинин А.Н. Задачи по химии. Нет
ничего проще. 8–11 класс. М.: Генжер, 1998, 92 с.
Н.А.ФИЛИППОВА,
учитель биологии и химии
Приполярной средней школы
(п. Приполярный, Тюменская обл.)
|