УМК: учителя выбираютКонцепция обновления российского образования, отражающая изменение приоритетов в образовании, активизировала процесс выбора педагогами учебно-методических комплектов (УМК) по школьным предметам. При этом важно избежать случайности и повысить долю осознанного выбора учителем УМК. Взгляд на химическое образование и учебный предмет «Химия» как на элементы общей культуры человека предъявляет особые требования к позиции педагога. При выборе комплекта необходимо учитывать различные аспекты: уровень подготовки школьников, особенности школы, стиль работы учителя, а также то обстоятельство, что выбор УМК осуществляется на несколько лет. Наш опыт свидетельствует о том, что одних встреч с авторами новых учебников для предупреждения случайного выбора недостаточно. В связи с этим мы выделяем несколько этапов по формированию осознанного выбора учителем учебников по химии: информационно-аналитический, практико-ориентированный, рефлексивно-оценочный. Свой подход мы конкретизируем на примере апробации и внедрения в образовательную деятельность школ учебников химии авторского коллектива под руководством Нинель Евгеньевны Кузнецовой.
Общая оценка предполагает анализ соответствия обязательному минимуму содержания образования, новизны содержания и структуры, наличия учебно-методического комплекта к учебнику, соблюдения полиграфических норм. Педагогическая оценка отражает дидактические принципы и функции, а также воспитательный и мировоззренческий потенциал учебника. При этом содержание дидактических принципов составляют: научность, системный подход к содержанию, реализация принципа историзма, доступность, наглядность представления информации, отражение межпредметных связей, проблемный подход. При анализе дидактических функций учитываются возможности дифференциации обучения, организация учебной деятельности ученика, формирование мотивационной сферы и приемов умственной деятельности, освещение роли химии, возможности использования учебника в различных методических системах и преемственность с другими учебниками. Воспитательные и мировоззренческие функции включают различные составляющие воспитательного компонента курса химии, основные мировоззренческие положения на базе ведущих законов и теорий, реализацию воспитания культуры учебного труда. В результате системы таких занятий нашими учителями был выделен учебник Н.Е.Кузнецовой, появился интерес к нему и желание обучать учащихся в своих школах по этому учебнику.
Для оказания помощи учителям, выбравшим для обучения учащихся учебник Н.Е.Кузнецовой, при Вологодском институте развития образования была создана проблемная группа. В состав вошли учителя городских и сельских школ, методист института. Работа группы строилась в двух направлениях. Цель п е р в о г о н а п р а в л е н и я состояла в изучении отношения учащихся к учебнику. Для этого было проведено анкетирование учащихся, включающее 13 вопросов, позволяющих выяснить мнение школьников об учебнике Н.Е.Кузнецовой. В опросе приняли участие около 200 учеников. Анализ анкет показал, что школьники хотели бы изучать химию по данному учебнику. Кроме этого, половина опрошенных детей желали бы прочитать параграф «вперед», чего раньше не отмечалось. Большая часть учащихся отметила, что учебник помогает в подготовке домашних заданий и самостоятельной работе по усвоению материала с использованием образцов-тренажеров с решениями. В т о р о е н а п р а в л е н и е работы проблемной группы включало анализ содержания учебника и соотнесение его с базовым уровнем обучения. Помимо этого, участники группы обсуждали особенности методики изучения конкретных тем курса, тематическое планирование, содержание и проводили поэлементный анализ контрольных работ.
Результатом нашей работы за эти годы было:
Л.Е.САВАШКЕВИЧ,
|