М.А.АХМЕТОВ
Общая и неорганическая химия
|
Пояснительная записка Глава 1. Введение в общую и неорганическую химию. Глава 2. Основные химические понятия. Глава 3. Строение атома. Глава 4. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Глава 5. Химическая связь. Глава 6. Реакции ионного обмена и гидролиза. Глава 7. Окислительно-восстановительные реакции. Глава 8. Закономерности протекания химических реакций. Глава 9. Основные классы веществ. Глава 10. Водород и вода. Глава 11. Щелочные и щелочно-земельные металлы. Глава 12. Элементы IIIа группы. Амфотерные вещества. Глава 13. Элементы IVа группы. Глава 14. Элементы Vа группы. Глава 15. Элементы VIа группы. Глава 16. Галогены. Глава 17. d-Элементы. Глава 18. Комплексные соединеия. Глава 19. Задания повышенной трудности. |
Пояснительная записка
Учебное пособие предназначено для обучения учащихся 11-го класса естественно-научного профиля. Оно позволит старшеклассникам закрепить и углубить знания, развить умения по учебному предмету «Общая и неорганическая химия», подготовиться к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.
Пособие состоит из 19 глав и охватывает весь курс общей и неорганической химии. Оригинальные тестовые задания, представленные в пособии, по содержанию соответствуют федеральному компоненту стандарта среднего общего образования профильного уровня. В пособие заложен принцип возрастающей трудности, реализуемый как внутри главы, так и от главы к главе по мере прохождения учебного материала. Закономерно, что начинается пособие с вводной главы, включающей простейшие задания, а завершается темами «Комплексные соединения» и «Задачи повышенной трудности». Последние главы можно порекомендовать школьникам для подготовки к олимпиадам и экзаменам по химии в такие вузы, как МГУ, ММА им. И.М.Сеченова.
Структура глав полностью соответствует структуре тестовой части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии, форма тестовых заданий такая же, какая принята в ЕГЭ по химии. Каждая из 19 глав включает 30 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех (часть А) и 10 заданий повышенной сложности (часть В). Часть В состоит из пяти заданий на нахождение правильного соответствия, трех заданий на множественный выбор либо правильную последовательность и двух заданий открытой формы. Ответом на задания части А является цифра от 1 до 4. Ответом на задания части В является последовательность цифр или число.
Тестовые задания могут быть использованы для организации познавательной деятельности школьников как на уроках, так и дома. Подавляющая часть тестовых заданий носит творческий характер и направлена на применение химического знания в конкретной ситуации. Пособие может быть использовано как для обучения, так и для контроля знаний учащихся. При использовании материала пособия с целью обучения важно рассмотреть все предлагаемые варианты, записать формулы веществ, возможные уравнения химических реакций, а если реакция невозможна, то указать причины этого. Только после детального рассмотрения вопроса можно сверить полученный результат с правильным ответом в конце главы. Если имеются расхождения, то необходимо разобраться с их причинами. Для этого может потребоваться работа с учебной литературой или консультации учителя.
Если тесты используются для контроля знаний, то необходимо придерживаться следующих правил. Тест выполняется в течение 120 мин. Можно пользоваться периодической таблицей Д.И.Менделеева, электрохимическим рядом напряжений металлов, таблицей растворимости, калькулятором. Каждое правильно выполненное задание части А и задания В9 и В10 оцениваются в 1 балл, задания В1–В8 – в 2 балла. Задания В1–В5 оцениваются в 1 балл, если верно найдены три соответствия из четырех. В заданиях В6–В8 верными являются только три варианта из предложенных шести. Эти задания оцениваются в 1 балл, если было сделано два правильных выбора или четыре выбора с одной ошибкой. Полученные баллы суммируются:
42–48 баллов – «отлично»,
34–41 балл – «хорошо»,
21-33 балла – «удовлетворительно».
Учащимся необходимо заранее распланировать свою нагрузку. Лучше заниматься каждый день по 1 ч, чем 2 раза в неделю по 4 ч. Внимательно прочитать текст задания. Задание обязательно выполнять в рабочей тетради с приведением обоснований (аргументов, доказательств) выбранного ответа.
Желаем успеха!
Глава 1.Введение в общую и неорганическую химию
Ч а с т ь А |
1.1. Химия в центре естествознания
А1. Эти естественные науки изучают строение вещества:
1) химия и физика;
2) физика и география;
3) география и биология;
4) биология и химия.
А2. Химия – это наука о превращениях:
1) одних химических элементов в другие;
2) твердых веществ в жидкости, а жидкостей в газы;
3) одних изотопов в другие;
4) одних веществ в другие.
А3. Изучая растворы солей, щелочей и кислот, С.А.Аррениус предположил распад этих веществ на ионы в водных растворах. В результате доказательства предположения появилась … электролитической диссоциации.
1) Проблема;
2) гипотеза;
3) теория;
4) противоречие.
А4. Хозяйкам известно, что белье можно сушить на морозе. В процессе, благодаря которому возможна сушка белья, вода находится в агрегатных состояниях:
1) твердом и газообразном;
2) твердом и жидком;
3) жидком и газообразном;
4) только в твердом.
А5. Пища является источником энергии и строительным материалом для живых существ. Энергия выделяется в результате … процесса.
1) Химического;
2) физического;
3) биологического;
4) физико-химического.
А6. Химики используют различные методы разделения смесей. Для разделения двух смешивающихся жидкостей подходит:
1) фильтрование;
2) дистилляция;
3) выпаривание;
4) центрифугирование.
А7. Одним из признаков чистоты вещества является плавление его в одной точке (строго при одной температуре). Если вещество постепенно переходит из твердого состояния в жидкое, сначала просто размягчаясь, а затем постепенно плавясь, то его, по всей видимости, следует отнести к веществам:
1) кристаллическим;
2) амфотерным;
3) аморфным;
4) анизотропным.
А8. Выпадение росы происходит в результате процесса:
1) испарения;
2) сублимации;
3) конденсации;
4) парообразования.
А9. Агрегатное состояние вещества, при котором легко изменить его форму, но трудно объем, называется:
1) твердым;
2) жидким;
3) газообразным;
4) кристаллическим.
А10. Кристаллическая решетка определяет в значительной степени свойства вещества. Так, вещества с молекулярной кристаллической решеткой бывают летучи и нередко имеют запах. Вещества с атомной решеткой обычно имеют высокую твердость. Растворы и расплавы веществ с ионной решеткой электропроводны. Вещества с металлической решеткой имеют высокую электро- и теплопроводность. Определите вещество с ионной кристаллической решеткой:
1) алюминий;
2) поваренная соль;
3) алмаз;
4) сероводород.
1.2. Вещества и превращения
А11. Смеси разделяются на гомогенные и гетерогенные. Гетерогенная смесь содержит вещества в разных агрегатных состояниях либо несмешивающиеся жидкости или твердые вещества. Гомогенная смесь – это однородная смесь, она не имеет границы разделения фаз. Примером гомогенной смеси является:
1) кефир;
2) стиральный порошок;
3) молоко;
4) формалин.
А12. В чем отличие смеси от индивидуального вещества?
1) Состоит из атомов;
2) состоит из молекул;
3) состоит из ионов;
4) обычно обладает переменным составом.
А13. Под химической реакцией, как известно, понимается превращение одних веществ в другие. Какой процесс не является химической реакцией?
1) Образование пара;
2) горение газа;
3) варка яиц;
4) полимеризация.
А14. В процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Фотосинтез – это энергозатратный процесс. Отсутствие какого фактора не снижает скорость реакции фотосинтеза?
1) Ветра;
2) воды;
3) солнечного света;
4) питательных веществ.
А15. В четыре пробирки, наполненные газами, учитель поочередно вносит тлеющую лучинку. При внесении в одну из пробирок происходит характерный хлопок. В этой пробирке находился газ:
1) водород;
2) кислород;
3) азот;
4) хлор.
А16. Углекислый газ пропустили в четыре пробирки, наполненные растворами веществ. В одной из пробирок наблюдали помутнение раствора. Это был раствор:
1) гидроксида лития;
2) гидроксида калия;
3) гидроксида натрия;
4) гидроксида бария.
А17. Образование синего цвета при нанесении спиртового раствора йода на кусок колбасы может свидетельствовать о наличии в его составе:
1) мяса;
2) жира;
3) крахмала;
4) клетчатки.
А18. При нагревании сахара сначала происходит его плавление, а затем обугливание. Описанные процессы соответственно можно отнести к:
1) физическому, физическому;
2) физическому, химическому;
3) химическому, физическому;
4) химическому, химическому.
А19. При помещении куска резины в жидкий азот резина становится хрупкой, как стекло. При ударе по ней молоточком она рассыпается на мелкие осколки. В первом и втором предложении описаны процессы, соответственно:
1) физический, физический;
2) физический, химический;
3) химический, физический;
4) химический, химический.
А20. Часто говорят, что вода – идеальный растворитель. Но далеко не все вещества хорошо растворимы в воде. Нерастворимое в воде вещество – это:
1) стиральный порошок;
2) растительное масло;
3) поваренная соль;
4) спирт.
1.3. Математические расчеты в химии
А21. Какая молекула состоит из двух атомов азота и пяти атомов кислорода?
1) NO2; 2) N2O5; 3) NO; 4) N2O3.
А22. Для нахождения относительной молекулярной массы вещества необходимо просуммировать массы всех атомов, входящих в состав молекулы. Например, Mr(Na2O) = 2?23 + 16 = 62. Чему равна относительная молекулярная масса азотной кислоты HNO3?
1) 72; 2) 82; 3) 63; 4) 47.
А23. Массовой долей элемента называется отношение массы этого элемента к массе всего вещества. Полученную величину (доля от единицы) часто выражают в процентах:
Чему равна массовая доля (в %) серы в оксиде серы(VI) SO3?
1) 25; 2) 40; 3) 50; 4) 75.
А24. Зная массовую долю элемента в веществе, можно всегда найти его массу:
Какую максимальную массу (в кг) меди можно выделить из 20 кг оксида меди (CuO)?
1) 20; 2) 8; 3) 16; 4) 12.
А25. Моль – это количество вещества, содержащее 6,02•1023 структурных фрагментов вещества (число Авогадро). Для расчета количества вещества нужно число структурных единиц в его порции разделить на число Авогадро:
Рассчитайте количество моль в порции кислорода О2, содержащей 1,505•1024 молекул.
1) 1,25; 2) 2,5; 3) 5; 4) 7,5.
А26. Количество вещества можно рассчитать по его известной массе. Для этого массу вещества нужно разделить на его молярную массу:
Рассчитайте количество вещества (в моль) сахара в столовой ложке, содержащей 34,2 г. Формула сахарозы – С12Н22О11.
1) 10; 2) 0,1; 3) 0,5; 4) 7.
А27. Установлено, что 1 моль идеального газа при температуре 0 °С и давлении 1 атм. (н.у.) занимает объем 22,4 л. Для расчета количества вещества по известному объему газа надо объем этого газа разделить на молярный объем (22,4 л):
Рассчитайте количество вещества молекулярного азота (N2), если его объем равен 5,6 л (н.у.).
1) 0,125; 2) 0,25; 3) 0,5; 4) 0,75.
А28. Мы редко имеем дело с чистыми веществами. Большинство окружающих нас веществ либо применяется в смесях, либо содержит примеси. Рассчитайте массу (в г) чистого вещества серной кислоты в 75 г ее 5%-го раствора, используя формулу:
1) 1,25; 2) 2,5; 3) 3,75; 4) 5.
А29. Железо при нагревании реагирует с серой согласно следующему уравнению:
Fe + S = FeS.
Рассчитайте массу (в г) железа, необходимую для получения 22 г сульфида железа FeS.
1) 16; 2) 20; 3) 13; 4) 14.
А30. В хирургической практике для ингаляционного наркоза иногда применяют гемиоксид азота (закись азота). В результате восстановления 11,2 л гемиоксида азота водородом образовалось 11,2 л азота и 9 г воды. Определите формулу гемиоксида азота.
1) N2O; 2) NO; 3) N2O3; 4) NO2.
Ч а с т ь В |
В1. Установите соответствие между веществом и его агрегатным состоянием при обычных условиях.
В е щ е с т в о а) Озон; б) оксид углерода(II); в) ртуть; г) бром. |
А г р е г а т н о е с о
с т о я н и е 1) Твердое; 2) жидкое; 3) газообразное. |
В2. Установите соответствие между веществом и его типом.
В е щ е с т в о а) Бромная вода; б) нашатырный спирт; в) водород; г) формалин. |
Т и п в е щ е с т в а 1) Индивидуальное вещество; 2) смесь. |
В3. Установите соответствие между формулой вещества и его молярной массой.
Ф о р м у л а в е щ е с т в а а) СаО; б) NH3; в) H3РO4; г) BaSO4. |
М о л я р н а я м а с с а 1) 98; 2) 56; 3) 115; 4) 17; 5) 233. |
В4. Установите соответствие между формулой вещества и его названием.
М о л е к у л я р н а я ф о р м у л а а) I2; б) PH3; в) FeS2; г) NH3. |
Н а з в а н и е в е щ е с т в
а 1) Бром; 2) фосфин; 3) аммиак; 4) йод; 5) пирит. |
B5. Установите соответствие между названием и рисунком химической посуды.
Х и м и ч е с к а я п о с у д
а а) Колбы; б) мерные цилиндры (мензурки); в) пробирки; г) фарфоровые чашки. |
В н е ш н и й в и д 1) 2) 3) 4) 5) |
В6. Вещества, имеющее молекулярное строение, – это:
1) угарный газ;
2) алмаз;
3) белый фосфор;
4) чугун;
5) поваренная соль;
6) сахар.
В7. Процессы, которые можно отнести к химическим превращениям, – это:
1) конденсация воды;
2) скисание молока;
3) выцветание фотографии;
4) горение бумаги;
5) плавление серы;
6) деформация пружины.
В8. Масса или объем газа (н.у.), соответствующие 0,5 моль вещества, – это:
1) 22 г углекислого газа CО2;
2) 15 г этана C2Н6;
3) 32 г оксида серы(VI) SO3;
4) 9 г воды H2O;
5) 50 г серной кислоты H2SO4;
6) 10 г аммиака NH3.
В9. В стиральные порошки для предотвращения слеживания обычно добавляют безводный сульфат натрия. Он поглощает воду, образуя кристаллогидрат согласно уравнению:
Na2SO4 + 10H2O = Na2SO4•10H2O.
Рассчитайте, сколько граммов воды могут поглотить 710 г сульфата натрия?
(Ответ округлите до целых.)
В10. Рассчитайте массовую долю (в %) сахара в чае, полученном при добавлении в стакан трех чайных ложек сахара (одна чайная ложка вмещает 10 г сахара). Масса воды в стакане составляла 220 г.
(Ответ округлите до целых.)
Ключ к тестовым заданиям главы 1
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1 | 4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 | А17 | А18 | А19 | А20 |
4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 |
А21 | А22 | А23 | А24 | А25 | А26 | А27 | А28 | А29 | А30 |
2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 |
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 |
3322 | 2212 | 2415 | 4253 | 2153 | 136 | 234 | 124 | 900 | 12 |
Продолжение следует