АЛЬДЕГИДЫ:
|
План изучения темы Химическое строение. Номенклатура. Изомерия. |
УЧИТЕЛЬ. В результате эксперимента было установлено, что молекулярная формула формальдегида – СН2О. Согласно положениям теории строения органических веществ этой молекулярной формуле соответствует структурная формула:
Укажем в этой формуле типы связей. Сигма-связь существует между атомами углерода и водорода. Между атомами углерода и кислорода – одна сигма-связь и одна пи-связь.
Электронная плотность смещается от атома углерода к более электроотрицательному атому кислорода. Следовательно, атом углерода приобретает частичный положительный заряд, а атом кислорода – частичный отрицательный заряд:
Переходим ко второму пункту изучения темы – «Номенклатура».
По международной номенклатуре названия альдегидам дают таким образом: прибавляют окончание «аль» к названию углеводорода с самой длинной углеродной цепью, включающей карбонильную группу, от которой и начинается нумерация цепи.
Учащиеся записывают правило составления названий веществ.
УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на вещества под буквой Е в химическом тренажере и дайте им названия.
На основе полученных знаний ребята пытаются самостоятельно дать названия альдегидам.
I Е – метаналь;
II Е – этаналь;
III Е – пропаналь;
IV Е – 2-метилпропаналь;
V Е – бутаналь;
VI Е – пентаналь.
УЧИТЕЛЬ. Альдегиды сохранили исторические названия, соответствующие названиям органических кислот, в которые они превращаются при окислении:
метаналь – муравьиный альдегид;
этаналь – уксусный альдегид;
пропаналь – пропионовый альдегид;
бутаналь – масляный альдегид;
пентаналь – валериановый альдегид.
Для метаналя и этаналя используют также исторически сложившиеся названия – формальдегид и ацетальдегид.
Учащиеся записывают вещества и дают им названия по международной и исторической номенклатуре, продолжая оформлять опорный конспект темы.
УЧИТЕЛЬ. Следующий этап работы по плану – изомерия. Вспомним, какие вещества называют изомерами и в чем сущность явления – изомерии?
(Актуализируя знания, учащиеся формулируют понятия «изомерия» и «изомеры».)
Для альдегидов характерна структурная изомерия. Углеводородный радикал может иметь разветвленную или неразветвленную цепь, например, альдегид с брутто-формулой С5Н10О:
и
Посмотрите на записанные вещества и дайте им названия. Возможны ли здесь еще другие изомеры?
Учащиеся в рамках известного материала без
труда называют вещества: пентаналь и
2-метилбутаналь, отмечают, что возможны еще
изомеры 3-метилбутаналь и 2,2-диметилпропаналь.
УЧИТЕЛЬ. Для альдегидов характерна и межклассовая изомерия. Они изомерны с кетонами. Кетоны – это органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа соединена с двумя углеводородными радикалами.
А теперь нам предстоит закрепить полученные знания.
Первичная проверка понимания материала
Учитель организует работу в парах. Каждая пара за 4 мин. поочередно выполняет 4 карточки. За 30 с надо дать ответ письменно в тетради.
Учащиеся пересаживаются из-за своих столов по
схеме: 1-й стол пересаживается за 4-й,
2-й – за 1-й, 3-й – за 2-й, 4-й – за 3-й.
К а р т о ч к а № 1
Назовите альдегид по международной номенклатуре: |
К а р т о ч к а № 2
Назовите альдегид по международной номенклатуре: |
К а р т о ч к а № 3
Назовите альдегид по международной номенклатуре: |
К а р т о ч к а № 4
Назовите альдегид по международной номенклатуре: |
После выполнения задания учитель открывает на доске «ключ» верных ответов и предлагает обсудить результаты работы в парах.
Ребята обмениваются друг с другом тетрадями и производят проверку по «ключу» ответов. Оценивают полноту полученных знаний.
Далее учитель предлагает классу разделиться на группы по четыре человека. Каждая группа выбирает консультанта, который будет представлять ее работу и анализировать. Каждой группе выдается лист ватмана, на котором написано задание, и маркер.
З а д а н и е . Составьте как можно больше возможных изомеров вещества, брутто-формула которого С4Н8О.
(О т в е т . Два альдегида (бутаналь и 2-метилпропаналь) и метилэтилкетон соответствуют брутто-формуле С4Н8О. Но, кроме этого, такую же брутто-формулу имеют четыре непредельных спирта, три непредельных простых эфира и тетрагидрофуран:
И это тоже можно назвать межклассовой изомерией.)
Группы выполняют творческое задание, обмениваются информацией друг с другом, готовятся к ответу и обоснованию его содержания.
УЧИТЕЛЬ (организует обсуждение работ). Ребята, давайте обсудим, что у нас получилось.
Каждый консультант вывешивает на доску творческую работу своей группы, аргументирует и комментирует ее. Учащиеся имеют возможность вместе исправить ошибки.
Оценочный этап (рефлексия)
УЧИТЕЛЬ. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы с вами поставленной цели? Чему вы научились? Были ли моменты непонимания?
Учащиеся оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы.
Учитель записывает домашнее задание на доске: по учебнику Цветкова Л.А. Органическая химия. 10–11 класс (М.: Владос, 2002), §21, ответы на вопросы после параграфа.
Л и т е р а т у р а
Цветков Л.А. Органическая химия. 10–11 класс. М.: Владос, 2002; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. М.: Экзамен, 2003.