Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2008

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Вода – растворитель

Цель. Расширить знания учащихся о растворах: усвоить отличие раствора от смеси и химического соединения; различать вещества по растворимости, распознавать концентрированные, разбавленные, ненасыщенные, насыщенные, пересыщенные растворы.

Задачи для учащихся. Знать признаки раствора; используя таблицу, определять растворимость веществ; уметь объяснять отличия концентрированных, разбавленных, насыщенных, ненасыщенных, пересыщенных растворов.

Оборудование и реактивы. Стаканы, стеклянная палочка, ложечка для сыпучих веществ, карточки с названиями или формулами веществ, схемы, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; вода в стакане (надпись «Чистая вода?»), растворы медного купороса.

ХОД УРОКА

Учитель (зачитывает отрывок из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»).

Есть просто газ – легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.

О каком веществе идет речь в этих строках?

Учащиеся. О воде.

Учитель. Верно. А видел ли кто-нибудь из вас воду?

Учащиеся. Да, конечно.

Учитель. Мой вопрос показался вам нелепым? Но он относится к совершенно чистой воде, в которой нет никаких примесей. Если быть честным и точным в ответе, то придется сознаться, что такую воду ни я, ни вы пока не видели. Именно поэтому на моем стакане с водой после надписи «Чистая вода» стоит знак вопроса. Значит, у меня в стакане не чистая вода, а что?

Учащиеся. Смесь, раствор, несколько веществ.

Учитель. В этой воде растворены газы: N2, O2, CO2, Ar, соли из почвы, катионы железа из водопроводных труб. Кроме того, в ней взвешены мельчайшие частицы пыли. Вот что мы называем ч и с т о й  в о д о й! Много ученых работает над решением трудной проблемы – получить абсолютно чистую воду. Учащиеся нашей школы тоже пытаются работать в этом направлении; выступают с результатами проделанной работы на исследовательских конференциях. Но пока получить такую ультрачистую воду не удалось. Однако вы можете возразить, что есть дистиллированная вода. Кстати, что она собой представляет?

Учащиеся. Очищенная, нет примесей.

Учитель. А как ее можно получить дома?

Учащиеся. В кастрюле, испарить.

Учитель. На самом деле мы получаем такую воду, когда стерилизуем банки перед консервированием. Переворачиваем банку вверх дном, помещаем ее над кипящей водой. На донышке банки появляются капельки, это и есть дистиллированная вода. Но как только мы перевернем банку, в нее заходят газы из воздуха, и снова в банке – раствор. Поэтому грамотные хозяйки стараются сразу после стерилизации заполнить банки нужным содержимым. Говорят, что продукты в этом случае будут храниться дольше. Возможно, они правы. Можете поэкспериментировать! Именно потому, что вода способна растворять в себе различные вещества, ученые не могут до сих пор получить идеально чистую воду в больших объемах. А она бы так пригодилась, например, в медицине для приготовления лекарств.

Кстати, находясь в стакане, вода «растворяет» стекло. Поэтому чем толще стекло, тем дольше прослужат стаканы. А что такое морская вода?

Учащиеся (предполагают). Смесь, раствор.

Учитель. Это раствор, в котором содержится много веществ. Например, поваренная соль. А как можно выделить поваренную соль из морской воды?

Учащиеся. Выпарить.

Учитель. Верно. Кстати, именно так поступали наши предки. В Онеге были солеварни, где из морской воды выпаривали соль. Соль продавали новгородским купцам, покупали своим невестам и женам дорогие украшения, шикарные ткани. Таких нарядов, как у поморок, не было даже у московских модниц. А все лишь благодаря знаниям свойств растворов! Итак, сегодня мы с вами говорим о растворах и растворимости. Запишем в тетради определение раствора.

Раствор – физико-химическая система, образованная несколькими веществами (компонентами), между которыми нет поверхности раздела.

Раccмотрим схемы и разберем, какие бывают растворы (схемы 1–3).

Учитель. Какой из растворов вы предпочтете, готовя суп? Почему?

Учащиеся. Разбавленный, потому что он будет не очень соленым.

Демонстрация двух растворов медного купороса

Задание. Определить, где разбавленный раствор, где концентрированный. (Учащиеся ищут ответ по насыщенности цвета раствора.)

Демонстрация трех растворов медного купороса

(ненасыщенного, насыщенного и пересыщенного)

Задание. Определить, где какой раствор. (Учащиеся ориентируются на внешний вид раствора. Обращают внимание на выпадение кристаллов в пересыщенном растворе.)

Учитель. Одни вещества хорошо растворяются в воде, другие мало, а третьи – не растворяются совсем. Сейчас выполним задание, на которое отводится 3 мин, а потом сверим полученные результаты. Помните кассу букв и слогов? Хорошо. У вас на столах таблицы и карточки с веществами (рис.).

Рис. Формулы веществ (карточки) для работы в парах при заполнении таблицы
Рис. Формулы веществ (карточки)
для работы в па'рах при заполнении таблицы

Задание. Заполните столбики таблицы (табл. 1), используя свой жизненный опыт.

Таблица 1

Растворенное
вещество
Примеры веществ
Растворимые Малорастворимые
Газ СO2 H2, O2
Жидкость H2SO4, уксус, спирт Масло
Твердое вещество NaCl Мел, ржавчина

Учитель. Проверяем?! А можете ли вы сказать о растворимости FeSO4? Как же быть? Для того чтобы определить растворимость веществ в воде, мы будем пользоваться таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде. Она находится в конце нашего учебника.

В верхней строке таблицы – катионы, в левом столбце – анионы; ищем точку пересечения, смотрим букву – это и есть растворимость.

Н – нерастворимые вещества (меньше 0,01 г в 100 г воды),

М – малорастворимые (0,01–10 г в 100 г воды),

Р – растворимые (более 10 г в 100 г воды).

Определим растворимость солей: AgNO3, AgCl, CaSO4.

Растворимость увеличивается с ростом температуры. Вы прекрасно знаете, что удобнее и быстрее растворять сахар в горячей, а не в холодной воде.

Попробуйте сами, пользуясь таблицей, определить растворимость веществ. Разобьемся на три группы. Каждая группа выполняет свое задание в соответствии с таблицей, нарисованной на доске (табл. 2). Затем проверим и решим, кто внимательнее работал и лучше слушал учителя. Готовы? Успехов!

Задание. Определить растворимость следующих веществ: AgNO3, Fe(OH) 2, Ag2SO3, Ca(OH)2, CaCO3, MgCO3, KOH.

Таблица 2

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Хорошо растворимые

Малорастворимые

Нерастворимые

     

Учитель. Проверяем задание. Итак, мы узнали, что такое растворы, какие они бывают. Научились пользоваться таблицей растворимости. Обратите внимание, что в таблице нет оксидов, для них – другие правила, но о них мы поговорим позже.

Домашнее задание. Найти и записать определения.

Ненасыщенные растворы – … .

Насыщенные растворы – … .

Пересыщенные растворы – … .

Концентрированный раствор – … .

Разбавленный раствор – … .

При подготовке к уроку использовалось пособие для преподавателей «Химия. 8 класс. Поурочные планы» к учебнику Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой (Волгоград: Учитель, 2002).

С.М.НЕКРАСОВА,
учитель химии
(г. Онега, Архангельская обл.)

Рейтинг@Mail.ru