РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ |
Профильное обучение:
конструирование модулей регионального
содержания
Наверное, самая сложная из
всех задач школьного химического образования –
выработка у учащихся понимания общественной
потребности в развитии химии и формирование
отношения к ней как к возможной области
собственной практической деятельности. Химия –
наука созидающая, это производительная сила
общества, а ее продукты используются во всех
отраслях промышленности и сельского хозяйства,
без химизации невозможно дальнейшее развитие
цивилизации.
Однако развитие современных химических
производств, интеграция химической
промышленности с различными отраслями народного
хозяйства, повсеместное внедрение химических
средств, веществ, методов, технологических
приемов требуют высокообразованных
специалистов, имеющих солидную базу химических
знаний. В этих условиях особое значение
приобретает профилизация обучения.
К идее профильного обучения в своем
образовательном учреждении мы пришли не сразу.
Системный характер преобразования нашего
учреждения, целью которого являлось
разностороннее развитие личности ребенка, был
основан на дифференцированном подходе к
учебно-воспитательному процессу. Наша школа в
течение многих лет работала над темой «Развитие
личности в условиях дифференцированного
образовательного процесса». Был накоплен
достаточный опыт для совмещения
профориентационной работы с предметным
обучением.
Переход нашего учебного заведения на
профильное обучение был связан с интенсивным
повышением квалификации учителей, с пересмотром
опыта профориентационной работы и ее
обновлением. Была разработана программа
«Обучение стратегии выбора профессии на стадии
предпрофильного и профильного обучения», и наш
коллектив третий год успешно ее апробирует.
В 2005/06 учебном году в нашей школе был образован
химико-биологический класс. Его открытию
предшествовала интенсивная предпрофильная
подготовка.
Были разработаны программы элективных курсов:
«Химия и экология», «Решение оригинальных задач
по химии», «Химия в быту», «Металлы в окружающей
среде и здоровье человека», предназначенные для
предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с
химико-биологической ориентацией. Данные
элективные курсы призваны развивать интерес
девятиклассников к науке химии, формировать
научное мировоззрение, расширять кругозор
учащихся, а также способствовать сознательному
выбору химико-биологического профиля. Кроме
того, они направлены на удовлетворение
познавательных интересов учащихся в области
химических проблем экологии и валеологии.
Итогом изучения данных курсов явился выбор 26
учащимися экзамена по химии в их итоговой
аттестации, организация профильного
химико-биологического класса с довузовской
подготовкой при Дальневосточном
госуниверситете, а также активное участие в
научных и научно-практических конференциях:
«Земля – наш общий дом», «Грани творчества»,
«Молодежь и современный мир – 2006», в Фестивале
исследовательских и творческих работ учащихся
«Портфолио», проводимом издательским домом
«Первое сентября».
Все темы работ были интересными и актуальными.
Например, «Исследование качества воды
централизованной системы водоснабжения
г. Дальнереченска», «Исследование молока и
молочных продуктов», «Исследование нитратов и
нитритов в сельскохозяйственной продукции»,
«Исследование состава приморского меда и его
воздействие на организм человека», «Химический
состав кофе и его воздействие на организм
человека». Все учащиеся, авторы представленных
работ, были награждены дипломами. (Я, как учитель
химии, награждена дипломом за руководство
учениками, представившими на фестиваль
следующие работы: «Исследование качества воды
централизованной системы водоснабжения г.
Дальнереченска» и «Исследование состава
приморского меда и его воздействие на организм
человека»).
Таким образом, работая по программе
профильного обучения, основываясь на принципах
Концепции профильного обучения на старшей
ступени общего образования, можно представить
модель профильного обучения химии с учетом
химических аспектов социально-экономической
среды региона.
Основу профильного
обучения химии составляет инвариант –
обязательный минимум содержания профильного
химического образования. Вариативная
составляющая представлена профильным,
культуроведческим, региональным и творческим
компонентами. Профильный компонент
реализуют курсы повышенного уровня,
определяющие направленность каждого
конкретного профиля обучения. Культуроведческий
компонент предназначен для расширения
мировоззрения и обеспечивает воспитание
культуры средствами химии. Компонент социокультурной
среды (региональный, школьный) реализует принцип
связи профильного обучения с производственным и
природным окружением. Творческий компонент
(ученический) нацелен на раскрытие
индивидуальности учащихся и развитие творческих
способностей каждого. Инвариант содержания и
вариативные курсы (обязательные и по выбору)
обеспечивают создание индивидуальной
образовательной траектории учащихся.
В условиях профилизации обучения проблему
внедрения регионального и школьного компонентов
в курс химии в виде элементов вариативной части
содержания профильного образования можно
рассматривать как реализацию не только
принципов политехнизации, экологизации, но и
принципа гуманизации образования.
В результате на уроках химии расширяется
кругозор учащихся, осуществляется их
профессиональная ориентация. Но самое главное
– перед учащимися создаются перспективы, а это,
по словам А.С.Макаренко, «ведущий метод
педагогического стимулирования, который
обеспечивает налаживание общественно-полезной
деятельности путем выдвижения перед ними
увлекательных, значительных целей,
трансформирующихся в личные стремления и
желания молодых людей». Школьники могут видеть
себя в будущем компетентными специалистами
самых современных производств.
Модульное представление
регионального компонента облегчает разработку
обучающих модульных программ, обеспечивающих
развитие познавательной самостоятельности
учащихся, позволяет применять различные методы и
формы обучения. В модули хорошо вписываются
практические работы исследовательского
характера, деловые игры, разрешение проблемных
ситуаций и т.д.
Содержание модулей формируется с учетом цели и
задач образования в регионе, которые обусловлены
объективными факторами. К ним относятся
природно-экологическое и
социально-экономическое своеобразие региона,
потребность в кадрах и перспективные
направления химической науки и технологий: химии
окружающей среды, геохимии антропогенно не
нарушенных и нарушенных ландшафтов, химии
минералов, химии морозостойких полимеров и новых
строительных материалов, химической экологии
зданий, химии угля, нефти, газа и химических
технологий их переработки, сельскохозяйственной
химии и др.
Основной этап конструирования модулей? –
разработка модульной программы и содержания. При
отборе содержания модулей необходимо
использовать следующие принципы:
• региональную обусловленность (отражение
химических аспектов особенностей региона);
• направленность содержания модулей на
формирование социальной активности учащихся;
• мобильность (оперативность обновления
содержания современными данными, отражающими
существующие явления, проблемы, достижения науки
на региональном уровне);
• модульность (целостность, полнота и
компактность представления регионального
своеобразия);
• вариативность (дифференциация регионального
содержания в зависимости от профиля обучения,
типа учебного заведения).
Программа модулей представляет собой
нормативный и методический документ,
раскрывающий содержание учебной деятельности
для достижения запланированных задач обучения,
включающий те же компоненты, что и любая
программа: объяснительную записку, основное
содержание модуля и требования к знаниям и
умениям учащихся.
Содержание модулей позволяет применять
различные способы организации
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Наиболее эффективны методы проблемного обучения
(эвристическая беседа, проблемное изложение,
создание проблемных ситуаций), модульного
обучения (самостоятельные работы с
использованием обучающих программ), частично
поисковый и исследовательский методы. Можно
широко использовать активные формы обучения:
деловые игры в виде производственных и
правительственных совещаний, научные
конференции, проектные уроки. Заметим, что
деловые игры региональной тематики более
эффективны по сравнению с другими формами
обучения.
Построение
программы модулей регионального содержания |
Цель. Развитие личности через
дидактические возможности соответствующего
(химико-экологического) аспекта регионального
содержания.
Цели воспитания. Формирование
мировоззрения учащихся и элементов
экологической, экономической культуры.
Цели развития. Развитие познавательной
деятельности; формирование системы социальных
умений и навыков.
Цели обучения. Формирование знаний о
соответствующих (химико-экологических)
особенностях республики.
Формирование содержание модуля. Химия и
экология Якутии.
Формирование логической структуры модуля.
Создание модульной программы. Определение
дидактической цели, выявление модулей второго
порядка (подмодулей) в виде системы параграфов.
Выявление связей между модулями второго
порядка.
Формирование блоков-подмодулей:
1. Природа, человек и общество.
2. Отрасли промышленности и экология региона.
3. Научные исследования в решении экологических
проблем республики.
4. Химия окружающей среды.
Формирование частных дидактических целей.
Разработка учебных элементов, наполнение их
содержанием.
Определение уровней усвоения содержания
модуля.
Уровень характеристики:
химическое загрязнение окружающей среды
региона;
влияние химического загрязнения на здоровье
человека;
способы охраны окружающей среды от
загрязнения.
Уровень обоснования:
низкая ассимиляционная способность северных
экосистем;
особое отношение к северным экосистемам.
Уровень оценки:
уровень загрязнения среды обитания.
Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии лицея
(г. Дальнереченск,
Приморский край)
|