Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2008

Я ИДУ НА УРОК

Аллотропия и аллотропные
видоизменения веществ

8 класс

Тип урока. Изучение нового материала и обобщение полученных знаний.

Цели. Повторить особенности строения атомов металлов и неметаллов; металлическую и ковалентную неполярную связь; положение металлов и неметаллов в периодической системе; на примере конкретных простых веществ изучить и закрепить понятие аллотропии.

Задачи. Закрепить у учащихся представление о простом веществе; развивать дальнейший интерес к изучаемому предмету; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах аллотропных модификаций.

План урока

1. Повторение основных признаков простого вещества на примере металлов и неметаллов.

2. Разъяснение представления о разновидностях одного и того же простого вещества, т.е. о понятии аллотропии и аллотропных видоизменениях.

3. Составление опорного конспекта (обобщающей схемы) и закрепление изученного материала.

4. Домашнее задание.

5. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся за урок.

ХОД УРОКА

Повторение (фронтальная беседа)

1) Вспомните, почему металлы легко отдают электроны и превращаются в положительно заряженные ионы?

2) Почему неметаллы легко принимают электроны и превращаются в отрицательно заряженные ионы?

3) Какие вещества называют простыми, а какие сложными?

4) Какие виды химической связи характерны для металлов и неметаллов? Приведите примеры.

Проверка домашнего задания. Учащиеся работают с тетрадью у доски – два человека рассчитывают молекулярную массу для: а) Cl2 и Fе; б) F2 и Al; называют тип химической связи, характерной для данных простых веществ.

Новый материал: разъяснение понятия «аллотропия»

Учитель. Простых веществ существует больше, чем химических элементов, т.к. для некоторых элементов характерно явление аллотропии.

Что же такое аллотропия? Так называют явление образования одним и тем же химическим элементом двух или более простых веществ. А каждое из этих простых веществ называют аллотропным видоизменением, или модификацией.

Аллотропия более характерна для неметаллов, однако это явление встречается и среди металлов. Давайте более подробно остановимся на характеристиках некоторых аллотропных модификаций.

Учитель за 3–4 недели до урока помещает кусочек чистого олова в морозильную камеру.

За 2–3 дня до проведения урока в морозильную камеру помещается второй кусочек олова (эти пробы не должны касаться друг друга).

На уроке учитель демонстрирует вначале первую пробу олова: она покрыта серым, сыпучим, сшелушивающимся веществом – это серое олово. Затем демонстрирует второй образец: блестящий – белое олово. Но стоит этим двум образцам коснуться друг друга, как на втором образце появляются серые пятна.

Учитель. Это явление называют «оловянной чумой». Оно было одной из причин гибели экспедиции Р.Скотта к Южному полюсу, который потерял на оставленных им для возвращения базах все горючее, т. к. оно хранилось в банках, запаянных оловом (схема 1) (см. с. 48).

Аллотропия наблюдается у кислорода, углерода, серы, фосфора и ряда других элементов. Ребята, давайте вспомним химическую формулу кислорода, которым мы дышим (записывает ее на доске). Знаете ли вы, что элемент кислород образует еще одно простое газообразное вещество – озон, химическая формула которого O3?

В чем разница между этими веществами и будут ли они отличаться по свойствам друг от друга (схема 2)?

 

Составление опорного конспекта

Ученик. Состав этих веществ различен, поэтому по свойствам они должны отличаться.

Учитель. Попробуйте проанализировать понятие «аллотропия» и сделайте вывод.

Ученик. Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями, или модификациями.

Учитель. Давайте рассмотрим вопрос относительности деления простых веществ на металлы и неметаллы. Например, белое олово – типичный металл, а серое олово по свойствам ближе к неметаллам.

Раз возможен переход одного простого вещества в другое простое вещество, причем оба имеют в своей основе атомы одного и того же элемента, то делаем вывод, что деление на металлы и неметаллы относительно.

Домашнее задание. Параграфы 13, 14 (аллотропия) по учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»; выполнить задания из рабочей тетради по химии (с. 36–41).

Учитель подводит итог урока: объявляет оценки, отмечает активных на уроке, акцентирует внимание учащихся, что на следующем уроке будет проведена самостоятельная работа по теме «Простые вещества».

Г.В.ЩЕРБАКОВ,
учитель химии
(г. Мыски, Кемеровская обл.)

Рейтинг@Mail.ru