Вода – основа жизниВнеклассное мероприятие по естествознанию • 5 классНельзя сказать, что ты необходима Антуан де Сент-Экзюпери Цели урока. Изучение основных свойств воды в занимательной форме, экологическое воспитание. Предлагаемое внеклассное мероприятие проводится с элементами инсценирования после изучения темы «Вода». Предварительно к нему готовятся: стенд «Вода в произведениях русских живописцев» (И.Айвазовский, И.Левитан и другие), костюмы участников инсценировки – две капельки (серебряная и золотая), Лягушка, Дождь, Девочка, Ручеек, Родничок, Река, Море, Посейдон, Солнце; сказки или рассказы о воде, написанные учениками; музыкальный фон – произведения А.Вивальди, П.И.Чайковского («Времена года»), песня «Вальс в ритме дождя» Н.Лисицы. По ходу урока ведется фронтальный опрос. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель. Вода живая, она бежит, волнуется, сама дает другим жизнь. Вот она падает с высокого утеса, а здесь течет ровно, спокойно, но вдруг забурлит меж камней, а то выроет себе новое русло и течет. А вокруг все зелено, красиво. Что же такое вода? Вода состоит из капель. Откуда рождаются капельки воды? Ученик (читает стихотворение).
Учитель. Капелька рождается весной. Кап-кап, с крыши капает вода. Это первая звонкая песня весны. Капли собираются в лужи, которые, сливаясь вместе, образуют ручейки. Ручейки впадают в реки. Реки – в моря и океаны. Из океанов вода испаряется и поднимается в облака.
О путешествии одной капли – сказка «Серебряная Капля». Инсценировка сказки «Серебряная Капля» (Звучит музыка Вивальди «Весна») Учитель. На краю деревни стоял давно забытый колодец. Вода там была вкусная, чистая. Жила в этом колодце капелька, глаза большие, на голове серебряная шапочка. (Серебряная Капелька сидит одна.) Жила она одна и не тужила. Но однажды к ней пришла сестра. Сестра. Сестрица Серебряная Капля, что ты сидишь? Я расскажу тебе историю. Есть волшебная страна. Живут там добрые великаны. На землю они посылают волшебные капли, от чего появились прекрасные цветы, деревья, на которых поют райские птицы. Серебряная Капля (протягивает руки). Сестрица, возьми меня с собой. Сестра. Нет, мне некогда, я очень спешу (уходит). Серебряная Капля. Как грустно мне. Вот бы поглядеть на волшебную страну. Неужели я всю жизнь здесь просижу? (Подбегает к ней Лягушка.) Лягушка. Ква-ква! Ну чего тебе не сидится? Живешь в тишине, в покое, в сырости. И что ты поверила своей глупой сестре? Было бы хорошо, разве она пришла бы в колодец? Верь мне: самое лучшее – сидеть на месте. Серебряная Капля. Нет, не верю тебе! (Лягушка уходит, Серебряная Капля сидит и плачет, к колодцу подходит девочка и достает ведро воды.) Ой, что со мной? Куда меня понесли? Какое яркое солнце! (Капелька жмурится.) Девочка. Вкусная водица! (Оставшуюся воду выливает и уходит.) Серебряная Капля. Я на свободе, меня приняла лужица. Учитель. Вдруг небо потемнело, солнышко скрылось за тучами. Серебряная Капля. Куда ты, Солнышко, куда? (Прибегает Дождь.) Дождь. А это я закрыл Солнышко. Сейчас будет дождь. Давай с тобой плясать по лужам. (Класс слушает и подпевает песне «Вальс в ритме дождя», Дождь танцует с Каплей вальс.) Вальс в ритме дождя
Дождь. Солнышко выглянуло. Мне пора. Догоняй меня! Учитель. Долго бежала Серебряная Капля за Дождем, добежали они до ручейка. Серебряная Капля. Здравствуй, Ручеек! Откуда ты взялся? Далеко ли бежишь? Ручеек. Мы, ручейки, любим весну, когда солнце растапливает лед, снег и вы, капельки, собираясь, помогаете ручейкам родиться. Мы течем бесшумно меж камней, иногда поем песенки или читаем стихи.
Учитель. Слились малые ручейки в один большой. А Капля дальше бежит. И вдруг… Весь класс. Здравствуй, Капелька! Остановись, отдохни! Серебряная Капля. Нет, мне некогда. Учитель. Побежала она дальше и добежала до родничка. Серебряная Капля. Здравствуй, Родничок! Откуда ты? Родничок. Не знаю. Я еще маленький. Серебряная Капля. Пойдем со мной. Учитель. Побежали они вместе. Впереди показался дремучий лес. Меж деревьев текла река. Серебряная Капля. Здравствуй, Река! Давай с тобой дружить. Река. Давай в знак дружбы я почитаю тебе стишок.
Серебряная Капля. Какая ты большая, красивая, людям так необходима: коровы пьют твою воду, женщины полощут белье, туристы на твоих берегах отдыхают. Какие баржи, теплоходы плывут! Рыбаки на лодках рыбу ловят. Как много я увидела, узнала. Река. Много ты еще увидишь, узнаешь. Далеко отсюда живет Море. Огромное, берегов его не видать, могучее. Никто его не победит: ни зверь, ни птица, ни рыба. Серебряная Капля. Вот бы мне его увидеть. Река. Увидишь, уже поздно, поспи, отдохни. Учитель. Уснула Капелька. Во сне она увидела волшебную страну, где пели райские птицы. На рассвете открыла глаза Капелька и испугалась. Серебряная Капля. Где я? Берега скрылись, какие огромные волны! (Звучит музыка П.И.Чайковского.) Море.
Здравствуй, Капелька! Серебряная Капля. Здравствуй! Как хорошо на твоих волнах качаться. Посейдон. Кто тут расшалился, расшумелся, мой покой нарушил? Море. Тише, это наш владыка недоволен. Если он сердит, волны словно горы вздымаются. Бьются они о берег, сотрясают землю. Огромные волны топят корабли. Все мои обитатели прячутся, боятся гнева владыки. Успокоится Посейдон – стихнет буря, снова я спокойно, лишь чуть-чуть плещутся волны у берега. На сей раз все обошлось. Учитель. Наступила ночь. Звезды высыпали на небе. Все спят мирным сном. (Звучит музыка Вивальди.) Ученик.
Учитель. Наступило утро, взошло солнце, лучи которого разбудили Капельку. Солнце. Здравствуй, Капелька! Давай с тобой знакомиться. Учитель. Обрадовалась Капелька и протянула ладошку, оторвалась от моря и полетела. Серебряная Капля. Прощайте, друзья! Мне хорошо было с вами. О, как высоко я поднялась, как красиво. Учитель. Ветерок поднял Каплю высоко, до неба, и понес ее далеко-далеко. Внизу проплывали города, корабли. Но вдруг налетел ветер, потемнело вокруг, загремел гром. Испугалась Капля. И тут появился старый знакомый – Дождь. Дождь. Не бойся, глупышка. Сейчас снова упадешь на землю. Учитель. Когда Капля проснулась, было уже утро, ярко светило солнце. Спала она в цветке. Ученик.
Учитель. Прилетел шмель за нектаром, захватил крылом Каплю и полетел. Пролетая над старым колодцем, Капля скатилась и упала. Так завершилось путешествие Серебряной Капли. Вопросы к классу. о чем эта сказка? Как называется явление, описанное в сказке? Где в природе встречается вода? Какое значение имеет вода? Как вы думаете, много воды на Земле или мало? (Ребята отвечают.) Мировой океан занимает около трех четвертей поверхности Земли. Вода на нашей планете почти везде. Например, из 1 м3 гранита теоретически можно выжать 2 ведра воды. Кровь человека на 90% состоит из воды, а кости на 28%. Если человек потеряет 1/4 часть воды из организма, он умрет. Человек может прожить без воды 3 дня. В живом организме идет обновление воды. У кактуса через 28 лет, у черепахи – через 1 год, у верблюда – 3 месяца, у человека – 1 месяц. Вода нужна всем. Поэтому о воде столько пословиц, загадок, песен, стихов. Ребята задают друг другу загадки и пословицы о воде. Загадки • Он всюду: в поле и в саду, • Заря-зарница, • Летит – молчит, • Нил долговяз • Лежал, лежал, • Что в руках не удержать? (Вода.) • Что в решете не унесешь? (Вода.) • Летом бежит – зимой стоит. (Река.) • День и ночь кричит, а голос не устает. (Водопад.) • На землю падает, от земли отлетает. (Дождь.) • Рассыпался горох Пословицы о воде • Царь огонь, да царица водица. • Спи, царь-огонь, говорит царица-водица. • Вода и мельницу ломает. • Вода и землю точит, и камень долбит. • Огню да воде Бог волю дал. • С огнем, с водою не поспоришь. • Дождь не дубинка, не убьет. • Дождь прибьет, солнышко поднимет. • Вода свое возьмет. У воды нос остер. • Ранняя весна – много воды. • Проточная вода не гниет. • Невеличка капля, а камень долбит. • Каждая река к морю течет. • Море не разгородишь. • Море веслом не расплещешь. • Капля в море не заметна… Учитель. А какие красивые стихи сочинили русские поэты! Ученик.
Учитель. Почему поэт А.Майков сравнивает дождь с золотом? (Ответ учеников.) Вода обладает огромной силой. Мощь воды показана в полотнах художника И.Айвазовского. Айвазовский – певец моря и морских стихий. Он прославленный маринист. Во всем мире хорошо известны его картины «Девятый вал», «Черное море», «Радуга», «Среди волн». (Репродукции на стенде.) Скажите, ребята, как человек использует силу и мощь воды? (Ответ учащихся.) Хотя на планете много воды, но не вся она годится для питья. Для питья нужна пресная вода, а ее мало. Некоторые страны испытывают недостаток воды. Воду надо экономить, не лить ее понапрасну, сломанный кран надо отремонтировать. Помните: вода – это сама жизнь. Запас пресной воды ежегодно уменьшается. Виноват в этом человек сам – в реки сбрасывают грязную воду, нефть, мусор. Ребята, как вы можете помочь водоемам? (Ответы учеников.) О чистоте рек, прудов, озер надо заботиться с детства и до конца своей жизни. Ученик.
Учитель. Итак: вода – нужна, вода?– важна для всех обитателей Земли. Давайте будем ее беречь. В заключение проверим домашнее задание. Вам, ребята, необходимо было придумать сказку или рассказ о воде. Примеры выступлений учащихся. Сказка про воду Жили-были два брата и сестра. Решили пошутить над людьми. Первого брата звали Ветер, второго Град, сестренку Дождь. Они пошли в село. Ветер начал все разбрасывать: листья, пыль, сухую траву. Град пошел размером с куриное яйцо. Потом пошел Дождик: лил, лил и налил такие лужи огромные, что люди почти неделю ходили в резиновых сапогах. Ветер, Град, Дождик громко посмеялись и улетели. Потом они начали шалить в других селах. Так весь мир знает их проказы. Глупый зайчик и ручеек Однажды задумалось зайчику убежать из дома. Он убежал далеко, но все равно знал дорогу обратно. Тут он видит – ручеек бежит. И говорит зайчонку ручеек: «Пойдем наперегонки бежать. Кто быстрее добежит до леса, тот и выиграл». Зайчик согласился. Вот они побежали к лесу. Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка и кричит: «Где ты, ручеек?» А ручеек отвечает: «Я испарился и превратился в туман. Ну, давай бежать дальше. Где туман, там я». И они побежали. Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел тумана и закричал: «Где ты, ручеек, который туман?» «Я тут, – говорит ручеек, – я превратился в облачко. Ну, побежали!» Недоумевающий зайчик и ручеек продолжали свой путь. Бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка. Кричит зайчик: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко?» Ручеек отвечает: «Я превратился в дождь. Ну, побежали». И они побежали, но вдруг дождь кончился, и опять зайчик закричал: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко, который дождь?» Ручеек отвечает: «Я тут, под твоими лапами. Дождь кончился, и я обратно стал ручейком». Глупый заяц и ручеек добежали вместе до леса. Но заяц так ничего и не понял. Какие явления описаны в сказке? Ф.И.ГОЛОВАНОВА,
|