ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН • 8 классПодготовка. Заранее выбрать две команды из 5–6 человек и дать домашнее задание:
Жюри. Ученики старших классов.
ХОД ИГРЫ 1-й ведущий.
2-й ведущий.
1-й ведущий.
2-й ведущий.
1-й ведущий. Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами. 2-й ведущий. Секрет ее магии – знание химического ремесла. 1-й ведущий. Сегодня – праздник посвящения в химики. Прежде чем получить это почетное звание, вам придется пройти испытания на профессиональную пригодность. Ваши знания и умения оценят мастера – лучшие химики старших классов. 2-й ведущий. Представляю вам наше уважаемое жюри. 1-й ведущий. В конкурсе участвуют команды 8-го «Г» и 8-го «Б» классов. Предоставляю им слово для приветствия. (Приветствия команд. Оцениваются в 3 балла.) 2-й ведущий. Благодарим команды за приветствия и начинаем наш марафон.
• Разминка (10 баллов). Каждой команде задаются вопросы, отвечает любой член команды после 3 секунд размышления. 1-й ведущий (вопросы 1-й команде). 1. То, из чего состоят тела… (Вещество.) 2. В центре атома находится… (Ядро.) 3. Наука о веществах и их превращениях – … (Химия.) 4. Определенный вид атомов – … (Элемент.) 5. Ученый, открывший закон сохранения массы веществ, – … (Ломоносов.) 6. Рождающий воду – … (Водород.) 7. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, – ... (Оксиды.) 8. Условная запись химической реакции – ... (Уравнение.) 9. Валентность атома водорода... (I.) 10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного элемента... (Простые.) 2-й ведущий (вопросы 2-й команде) 1. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества – ... (Атом.) 2. Разновидности атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу, – … (Изотопы.) 3. В ядре атома находятся протоны и… (Нейтроны.) 4. Ученый, открывший закон постоянства состава, – ... (Пруст.) 5. Рождающий кислоты – … (Кислород.) 6. Свойство атомов элемента присоединять определенное число атомов других элементов – … (Валентность.) 7. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле, – … (Индекс.) 8. Валентность атомов кислорода... (II.) 9. Явления, при которых образуются новые вещества... (Химические.) 10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов разных химических элементов… (Сложные.) • «Слоеный пирог» (6 баллов, по 2 за каждое уравнение; время – 1 мин) 1-й ведущий. Сейчас мы проверим кулинарные способности наших участников. Кто быстрее и по всем правилам химического искусства испечет слоеный пирог? (Команды получают рисунки слоеного пирога, на каждом слое которого зашифровано уравнение.) Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты. 1-я к о м а н д а:
2-я к о м а н д а:
• «Кто быстрее?» (10 баллов: 5 – определение степени окисления (с.о.), 5 – названия веществ; время – 1 мин) 2-й ведущий. Определить степени окисления элементов, назвать вещества. 1-я к о м а н д а: Al2S3, P2O5, CrO3, NaBr, Ca3N2. 2-я к о м а н д а: MgCl2, Cu2O, N2O5, Fe2S3, Na3N.
Капитанам задают по 2 вопроса: на конкретные знания и на смекалку (6 баллов; время – 30 с на каждый вопрос). 1-й ведущий (1-му капитану). а) Какие явления называются физическими? Привести примеры. (По 1 баллу за каждый пример, максимально 5 баллов.) б) Что можно приготовить, но нельзя съесть? (1 балл.) 2-й ведущий (2-му капитану). а) Какие явления называются химическими? Привести примеры. (По 1 баллу за каждый пример, максимально 5 баллов.) б) Сырой не едят и вареный выбрасывают? (1 балл.)
1-й ведущий. Поэтом можешь ты не быть, но, может, все же попытаться? За 1 минуту сочините четверостишие, используя рифмы. (5 баллов.) 1-я к о м а н д а: дом – бром, явление – объяснение. 2-я к о м а н д а: свинец – птенец, штатив – факультатив.
2-й ведущий. А сейчас мы проверим ваши практические навыки. (5 баллов; время – 3 мин.) 1-я к о м а н д а: собрать прибор для фильтрования и очистить воду от примесей речного песка. 2-я к о м а н д а: собрать прибор для выпаривания и выделить из раствора поваренную соль. Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните соответствующее правило техники безопасности. (1 балл.)
1-й ведущий. Изобразите
памятники «Жертвы химических опытов» – домашнее
задание. 1-я к о м а н д а: а) жертва взрыва; б) здесь пил... ; в) жертва щелочи. 2-я к о м а н д а: а) жертва любопытства; б) жертва дегустации; в) жертва кислоты.
Ведущие (по очереди). Да, ужасная картина. Но этого не случится, если вы всегда будете соблюдать правила выживания в химической лаборатории. 1) Если откупорили что-либо – закупорьте. 2) Если включили – выключите. 3) Если разобрали – соберите. 4) Если не можете собрать – позовите умельца. 5) Если не разбирали – не вздумайте собирать. 6) Если пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке. 7) Если хотите воспользоваться тем, что принадлежит другому, – спросите разрешения. 8) Если не можете чего-либо понять – почешите в затылке. 9) Если у вас что-то взорвалось – проверьте, остались ли вы живы. 10) Если не знаете, как это действует, – не трогайте. 11) Если не усвоили этих правил – не входите в лабораторию. 1-й ведущий. Ваши испытания закончились. Пока жюри подводит итоги, мы с вами отправимся на «поле чудес», где вы увидите, чему научились ваши старшие товарищи.
Ученики старших классов демонстрируют опыты.
2-й ведущий. Для подведения итогов слово предоставляется нашему уважаемому жюри. Жюри объявляет результаты по выполнению заданий марафона и конкурса газет. 1-й ведущий. В сегодняшнем марафоне вы показали, что любите химию и имеете прочные знания, а потому достойны почетного звания «Химик». В заключение каждому участнику вручается специальный указ о присвоении звания «Химик» и приз. Л и т е р а т у р а Ефимовский Е.С. Ракета и травинка. Л.: Детская литература, 1984; Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993; Комякова В.А., Комякова С.Ю. Посвящение в химики. Урок-праздник. Химия (ИД «Первое сентября»), 1998, № 19; Иванова Л.П. Эта удивительная химия: КВН. Химия (ИД «Первое сентября»), 1998, № 35; Горбачева Н.М. КВН «Посвящение в химики». Химия (ИД «Первое сентября»), 1998, № 8. Н.А.ПАВЛОВА,
|