Тренинговые игрыСм. также № 5/2007 Т е м а «Первоначальные химические понятия»«Штурвал» Задание. Впишите в клетки названия четырех химических элементов, в которых центральная буква «Л». Ответ. Калий, гелий, селен, тулий. «Кто лишний?» Задание. Даны знаки химических элементов: N, O, Al, P, Fe, C, S, Cu, H, Hg. Даны названия химических элементов: ртуть, фосфор, калий, железо, азот, углерод, натрий, кислород, медь, сера, водород, магний. Сопоставьте приведенные знаки и названия химических элементов и определите, что лишнее. Ответ. Al, калий, натрий, магний. «Кодированный ответ» Задание. Выберите из предложенного перечня смеси, химические соединения, химические элементы. Запишите ответ цифрами во второй колонке.
Ответ. Смеси – 2, 4, 9;
химические соединения – 5, 6, 8; Т е м а «Кислоты. Соли»«Крестики-нолики» Задание. Один ученик пишет соли-сульфаты, другой – соли-хлориды, стараясь первым захватить линию (диагональную, вертикальную или горизонтальную).
Т е м а «Обобщение сведений
|
Химические свойства | Оксиды | |||
SiO2 | NO2 | CaO | CuO | |
1. Взаимодействуют со щелочами | Щ | Е | К | И |
2. Взаимодействуют с кислотами | С | Л | Л | О |
3. Взаимодействуют с водой; в полученном растворе фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет | К | С | Ч | Т |
4. Взаимодействуют с водой; в полученном растворе лакмус окрашивается в красный цвет | И | И | Д | Ы |
Ответ. Щелочи.
«Потерянное число»
Задание. Выпишите из таблицы номера клеток, соответствующих характерным для каждого основания химическим свойствам (табл. 2). Проверьте: сумма цифр правильных ответов должна быть равна относительной молекулярной массе азотной кислоты.
Таблица 2
Химические свойства оснований
Химические свойства | NaOH | Cu(OH)2 | Ca(OH)2 | Al(OH)3 |
1. Взаимодействуют с растворами солей | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Взаимодействуют с кислотами | 5 | 6 | 7 | 8 |
3. Разлагаются при нагревании | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ. 1 – 1, 3; 2 – 5, 6, 7, 8; 3 – 10, 11, 12; сумма – 63.
Т е м а «Реакции ионного обмена»
«Химические шашки»
Правила игры
1. Участвуют два игрока.
2. Учитель назначает судью-консультанта.
3. Побеждает игрок, взявший в плен наибольшее количество шашек.
4. Если возникла возможность взять шашку соперника в плен, вы должны проанализировать возможность взаимодействия вещества, формула которого нанесена на вашей шашке, с веществом на шашке соперника.
Если взаимодействие возможно, составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах и покажите консультанту.
Если сделана ошибка или взаимодействие между веществами невозможно, то ваша шашка перепрыгивает через шашку соперника.
Порядок игры
Разыграйте очередность хода. Сделайте ход в направлении поля соперника (как в классических шашках). Передайте следующий ход сопернику. По окончании игрового времени приготовьтесь к проверке учителем.
Т е м а «Альдегиды и карбоновые кислоты»
«Химический кроссворд»
Задание. Заполните пустые клетки формулами веществ, расставляя необходимые коэффициенты, чтобы получить уравнения реакций.
Ответ.
* * *
Ребусы – это рисунки, изображения, символы, которые нуждаются в разгадке, расшифровке.
Задание. Расшифруйте текст (на рис. справа), и вы узнаете об одном из источников загрязнения окружающей среды. Предложите меры защиты.
Ответ. Опасным видом воздействия на биосферу является радиоактивное излучение.
* * *
Шарады – это загадки, ответы на которые разгадывают по частям.
Пример.
Первый мой слог означает крушение,
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.
Подумайте, кто я такой?
Ответ. Крах – мал.