Реакции в растворах электролитовОдин из способов повышения интереса к изучаемому предмету – создание различных игровых ситуаций. Обычно дидактические игры используются при изучении или обобщении материала. Но, оказывается, их можно успешно применять и на уроках контроля, оценки и коррекции знаний. Игра дает возможность повторить и закрепить изученный материал. Одновременно удается исправить ошибочные представления, оценить знания учащихся по данной теме, активизировать их мыслительную деятельность, показать взаимосвязь химии с другими предметами общеобразовательного цикла. Знакомство учащихся с подобной формой занятий нужно провести заранее. Это помогает им более осмысленно отнестись к изучению материала, создает мощный стимул для работы с дополнительной литературой. Используемый учебник: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская «Химия. 9 класс». Время – 90 мин. Форма урока – игра-путешествие. Цели. Проверить знания учащихся по электролитической диссоциации; отработать умения использовать знания практически. Оборудование и реактивы. Пробирки, спиртовка, спички, воронки, фильтр, химические стаканы; карта «Химическая лагуна», таблица растворимости; растворы кислот, оснований и солей. Девиз урока. «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю» (В.Гёте). ХОД УРОКА Учитель. Любой человек, независимо от возраста, любит читать про тайны и путешествия. Вот и я приглашаю вас заглянуть в тайну Химической лагуны. После долгого путешествия мы попали в Химическую лагуну, где нас встретила одна из жительниц Лагуны – вода. Выслушаем ее рассказ. Вода. Мы, жители Лагуны, когда-то могли общаться друг с другом, и наша жизнь была интересна химическими превращениями. Однажды нас посетил злой волшебник. Из-за его колдовства мы перестали двигаться и ходить в гости друг к другу. Нам можно помочь, но для этого необходимо выполнить пять желаний злого волшебника. Помогите нам. Учитель. Поможем жителям Лагуны! Разделимся на 5 команд: А, Б, В, Г и Д. Выберем капитанов команд – мозговые центры и выслушаем задания. Вода. Перед вами карта Лагуны. Вы видите, у нас пять деревушек: Электролитная, Диссоционная, Кислотная, Осно?вная и Солевая. Расколдовывать их будут ваши знания, которые проявятся при выполнении теоретической и практической части занятия по теме «Электролитическая диссоциация». Учитель. Все команды должны быть подготовлены к выполнению практического задания. Сначала выполняется теоретическая часть, затем – практическая часть. Теоретическая часть В о п р о с 1. Какие вещества называют электролитами? Команда А. Многие химические реакции протекают в водной среде. Например, в каждом живом организме бесконечно течет по сосудам – артериям, венам и капиллярам – волшебный раствор – кровь. Массовая доля солей в этом растворе такая же, как в первичном океане – 0,9%. Сложные физико-химические процессы, происходящие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор. Природные водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами. Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например, получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах. Изучение свойств растворов занимает очень важное место в современной науке. Из уроков физики мы знаем, что растворы одних веществ способны проводить электрический ток, а других – нет. Чтобы опытным путем проверить эту способность у растворов различных веществ, воспользуемся установкой (рис. 1).
Если раствор, налитый в стакан, проводит электрический ток, то лампочка загорится. Чем выше эта способность, тем ярче горит лампочка. Проводят электрический ток растворы солей, щелочей, кислот. Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток, называются электролитами. Растворы сахара, спирта, глюкозы и некоторых других веществ не проводят электрический ток. Такие вещества называются неэлектролитами. В о п р о с 2. Почему растворы электролитов проводят электрический ток? Команда Б. Шведский ученый Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов различных веществ, в 1877 г. пришел к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворах ионов, которые образуются при растворении электролита в воде. Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией. Аррениус, который придерживался физической теории растворов, не учитывал взаимодействие электролита с водой и считал, что в растворах находятся свободные ионы. В отличие от него русские химики И.А.Каблуков и В.А.Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию Д.И.Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, приводящее к образованию гидратов, которые диссоциируют на ионы. Они считали, что в растворах находятся не свободные, не «голые» ионы, а гидратированные, т.е. «одетые» в «шубку» из молекул воды. Молекулы воды представляют собой диполи (два полюса), т.к. атомы водорода расположены под углом 104,5°, благодаря чему молекула имеет угловую форму (рис. 2).
Как правило, легче всего диссоциируют вещества с ионной связью и соответственно ионной кристаллической решеткой, т.к. они уже состоят из готовых ионов. При их растворении диполи воды ориентируются противоположно заряженными концами вокруг положительных и отрицательных ионов электролита. Между ионами электролита и диполями воды возникают силы взаимного притяжения. В результате связь между ионами ослабевает, и происходит переход ионов из кристалла в раствор (рис. 3).
Очевидно, что последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с ионной связью (солей, щелочей), будет таковой: а) ориентация молекул – диполей воды около ионов кристалла; б) гидратация (взаимодействие молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла); в) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы. Упрощенно происходящие процессы можно выразить с помощью уравнения: NaCl = Na+ + Cl–. Аналогично диссоциируют и электролиты, в молекулах которых ковалентная полярная связь (например, молекулы хлороводорода НСl), только в этом случае под влиянием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную и последовательность процессов, происходящих при этом, будет такая: а) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита; б) гидратация (взаимодействие молекул воды с молекулами электролита); в) ионизация молекул электролита; г) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы (рис. 4).
Упрощенное уравнение диссоциации соляной кислоты можно выразить с помощью уравнения: HCl + Н2O = Н3О+ + Сl– + Q. Молекула воды, к которой присоединился протон (Н+), превратилась в ион оксония. Распад молекул в растворе, сопровождающийся появлением подвижных ионов, называется электролитической диссоциацией. «Электролитической» – понятно, потому что образуется электролит. Слово «диссоциация» обозначает распад на составные части. Следует учитывать, что в растворах электролитов хаотически движущиеся гидратированные ионы могут столкнуться и вновь объединиться между собой. Этот обратный процесс называется ассоциацией. Также необходимо учитывать свойства гидратированных ионов. Негидратированный Cu2+ – белый в безводных кристаллах CuSO4 и голубой, если он гидратирован. Электролиты проводят электрический ток не только при растворении в Н2O, но и в расплавленном виде, т. к. при плавлении кристалла его кристаллическая решетка разрушается и образуется жидкость, состоящая из подвижных ионов. Расплавленный едкий натр – электролит. В о п р о с 3. Какие процессы протекают при растворении кислот? Команда B. Запишем уравнения реакций, которые происходят при растворении кислот: HCl + H2O = Н3О+ + Сl– + Q1, H2SO4 + H2O = 2Н3О+ + + Q2, HNO3 + H2O = H3O+ + + Q и т.д. Общим для всех кислот при их взаимодействии с H2O является образование иона оксония (Н3О+), поэтому кислотой называется вещество, которое при взаимодействии с Н2О образует ионы оксония (Н3O+) или, упрощенно, ионы водорода (H+). При этом возможна полная, необратимая диссоциация, когда в растворе молекул нет; в таком случае кислота называется сильной (азотная, серная, соляная). Другие кислоты (угольная, фосфорная, уксусная) – слабые, и в уравнении электролитической диссоциации вместо знака равенства ставят знак обратимости. Например: Кроме того, они диссоциируют ступенчато: Итак, все кислоты объединяет то, что они при диссоциации обязательно образуют ионы водорода (Н+), поэтому общие характерные химические свойства кислот – кислый вкус, изменение окраски индикаторов, реакции с основаниями, с основными оксидами – обусловлены именно катионами водорода: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2, Zn + 2H+ = Zn2+ + H2; CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O, CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O; NaOH + HCl = NaCl + H2O, H+ + OH– = H2O. При написании уравнений реакций, характеризующих свойства электролита, надо помнить, что реакции в растворах электролитов идут до конца, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующие вещества. В о п р о с 4. Что такое основание с точки зрения электролитической диссоциации? Команда Г. Основанием называется вещество, которое при взаимодействии с H2O образует гидроксид-ионы (OH–). Сильные основания (гидроксиды металлов Ia и IIa групп) диссоциируют следующим образом: NaOH = Na+ + OH– + Q; Са(ОН)2 = Ca2+ + 2OH– + Q. Слабые основания: Сu(ОН)2 CuOH+ + OH– (1-я ступень), СuОН+ Cu2+ + OH– (2-я ступень); NН3 + H2O + OH–. Общие свойства щелочей – мылкость на ощупь, изменение окраски индикаторов и другие свойства – обусловлены гидроксид-ионами (ОН–): 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O, 2OH– + CO2 = + H2O; 2NaOH + FeCl2 = Fe(OH)2 + 2NaCl, Fe2+ + 2OH– = Fe(OH)2 . И здесь, как и во всех реакциях, происходящих в растворах электролитов, необходимым условием протекания реакции является удаление хотя бы некоторых ионов из раствора. В о п р о с 5. Что происходит с солями в растворах? Команда Д. При растворении в H2O (или расплавлении) соли диссоциируют с образованием ионов: NaCl = Na+ + Cl–, NH4Cl = + Cl–, и т.д. Эти ионы определяют поведение солей в растворах. Соли могут взаимодействовать с кислотами: с щелочами: Na2СO3 + Ba(ОН)2 = ВаСО3 + 2NaOH, Ba2+ + = BaCO3; c другими солями: NaCl + AgNO3 = AgСl + NaNO3, Ag+ + Cl– = AgCl. Во всех случаях реакции между ионами идут в сторону образования малодиссоциированных или трудно растворимых веществ. Практическая часть Задание 1. Опытным путем определите, в какой из выданных вам пробирок содержится: а) р-р HCl; б) р-р NaOH; в) дистиллированная H2O. Решение. Используются индикаторы (табл. 1). Таблица 1 Окраска индикаторов в различных средах
Задание 2. В одной пробирке находится Mg(ОН)2, а в другой – Zn(ОН)2. Определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ. Решение. В обе пробирки прилить щелочь. Реакция будет только с Zn(ОН)2: Задание 3. Вам выдан оксид меди(II) CuO. С помощью химических реакций определите, кислотный он или основный. Решение. CuO – порошок черного цвета, нерастворим в Н2О. Взаимодействует с соляной кислотой: CuO + 2HCl = CuCl2 + Н2О, CuO + 2H+ = Cu2+ + Н2О, т.е. он основный оксид. Задание 4. В шести пробирках находится р-р CuSO4. В каждую из пробирок последовательно прилейте следующие растворы: а) Na2S; б) KNO3; в) NaOH; г) ВаCl2; д) HCl; е) H2S. Составьте уравнения реакций, протекающих до конца, в молекулярном и ионно-молекулярном видах. Решение. Наблюдаемые в пробирках реакции (табл. 2): Таблица 2
Примеры уравнений реакций: CuSO4 + 2NaОН = Cu(ОН)2 + Na2SO4, Cu2+ + 2OH– = Cu(ОН)2; CuSO4 + Н2S = CuS + Н2SО4 , Cu2+ + H2S = CuS + 2H+ и т.д. Задание 5. Осуществите практически следующие превращения: а) Cu CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuO; б) в) C CO2 CaCO3 CaCl2. Решение. а) 2Cu + O2 CuO; CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O, CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O; CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl, Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2; Cu(OH)2 CuO + H2O и т.д. Задание 6. Осуществите реакции, схемы которых приведены: а) Ва2+ + = BaSO4; б) H+ + ОН– = Н2O; в) + 2Н+ = СО2 + H2О. Решение. и т.д. Задание 7. Вам выдана смесь цинковых и медных опилок. Выделите из этой смеси медные опилки химическим способом. Решение. На смесь действуем соляной кислотой (р-р): Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2, Zn + 2H+ = Zn2+ + H2. Медь с соляной кислотой не реагирует. Каждая команда записывает свои задания в тетрадь по схеме: что делали; что наблюдали; результаты наблюдений; вывод. Рефлексия. Оценка Учитель и лаборант записывают результаты команд в листок учета знаний по форме:
Практическая часть Оценивается каждое задание и выводится общий балл. За ответы даются жетоны: – 3 балла; – 4 балла; – 5 баллов. Результаты команд и их членов объявляются на следующем уроке. Домашнее задание Учитель. Напомню, что все путешественники ведут дневники о своих приключениях. Предлагаю вам придумать сказку, загадку, стихотворение или кроссворд по теме «Электролитическая диссоциация». О.С.КОНДАУРОВА,
|