Простые вещества –
|
План изучения физических свойств 1) Агрегатное состояние. 2) Температура плавления и кипения. 3) Твердость. 4) Плотность. 5) Электро- и теплопроводность. 6) Ковкость, пластичность, прочность. 7) Металлический блеск, непрозрачность. |
Вопросы группам выдаются отпечатанными на карточке. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе и выбирает выступающего.
Учитель. Говоря о свойствах металлов и неметаллов, уделите внимание применению этих веществ в соответствии с их характерами.
Отчет групп.
Изучение основных свойств простых веществ – металлов и неметаллов
Учитель (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами).
Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
В целях привития интереса к химии можно продемонстрировать характерные свойства металлов и неметаллов. Например, такие наглядные опыты:
• взаимодействие натрия с водой (предварительно добавив в воду раствор фенолфталеина);
• горение магния в кислороде;
• проверка на наличие водорода (характерный хлопок при поджигании); кислород и водород следует собрать заранее в газометре.
Составление обобщающей схемы и закрепление изученного материала
Учащимся (на каждый стол) выдается отпечатанная карточка (с таблицей) для обобщения изученного на уроке материала. Используя материал карточек, можно проводить рефлексию по изученному материалу – учащимся предлагается составить опорный конспект, ответить на вопросы.
Таблица
Простые вещества
Свойства Металлы Неметаллы Агрегатное
состояниеТвердое (кроме Hg) Твердое (S2, I2);
жидкое (Br2);
газообразное
(О2, N2)Пластичность Пластичные Хрупкие Металлический блеск Есть Отсутствует (кроме кристаллического йода) Тепло- и электропроводность Есть Отсутствует 1) Что называется простым веществом?
2) Чем простые вещества отличаются от сложных?
3) По какому признаку неметаллы можно отличить от металлов?
Учитель. Выражение состава вещества с помощью химических и математических знаков отражается химической формулой. По химической формуле можно рассчитать молекулярную массу вещества, например азота:
Mr(N2) = Ar(N)•2 = 14•2 = 28.
Домашнее задание. Параграфы 13, 14 по учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» (М.: Дрофа, 2006) (простые вещества металлы и неметаллы); определить Mr для Cl2, Fe, F2, Al, а также тип xимической связи в этих веществах.
Учитель подводит итог урока – объявляет оценки за урок, отмечает удавшиеся и не совсем удавшиеся фрагменты урока, высказывает свои пожелания в адрес учащихся.