Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2008

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА • 9 КЛАСС

Пояснительная записка

Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9-го класса. Он рассчитан на 34 ч, по 1 ч в неделю, и носит предметно-ориентированный характер.

Содержание курса поможет учащимся подготовиться к поступлению на избранный профиль, получить реальный опыт решения сложных задач и ответить на вопросы: «Могу ли я?», «Хочу ли я?»

Цели курса. Проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету; практически применять теоретической материал при решении задач различного уровня сложности; научить учащихся мыслить, ориентировать на активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой и самостоятельностью решения; устранить пробелы в знаниях; познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.

Основные задачи курса. Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по химии, формировать умения решать расчетные задачи различного уровня сложности;

осуществлять межпредметную и курсовую связь, а также связь химической науки с жизнью;

расширить знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы;

научить учащихся мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации, развивать учебно-коммуникативные умения.

Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможно без решения большого числа задач.

В программе предлагаемого элективного курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности – от простейших к более сложным и олимпиадным. Это позволяет учителю одновременно работать с учениками разного уровня, расширяет круг рассматриваемых в школе типов задач и, возможно, поможет школьникам подготовиться к олимпиаде по химии.

Все задачи условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач 1-го уровня (группы А) не требуется привлечения знаний и умений, выходящих за рамки школьного уровня химии. Решение задач групп Б и В (2-го и 3-го уровня сложности) требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией.

Данный элективный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач, различными методами решения (решение пропорций, использование готовых формул, алгебраический метод решения и т.д.).

Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» дает возможность учащимся развивать свои способности и продолжить обучение в старших классах химического, естественно-научного и технического профилей.

Формы контроля: конкурс по числу решенных задач; составление сборников авторских задач; зачет по решению задач; участие в олимпиадах I, II, III тура.

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач (см. список литературы) на базе знаний выпускников основной школы.

Содержание

№ п/п Название темы Количество часов Виды
деятельности
I Основные типы расчетных задач по химии, особенности их решения.

Основные физические и химические величины

4 Лекции.

Входной контроль.

Решение задач

II Расчеты по химическим формулам 9 Решение задач
III Решение задач с составлением одной пропорции 11 Решение задач.

Составление алгоритмов

IV Решение задач с составлением двух и более пропорций 4 Решение задач.

Составление алгоритмов

V

Установление формулы неизвестного вещества
с использованием количественных данных

1 Решение задач.

Составление алгоритмов

VI Решение качественных экспериментальных задач 2 Решение задач
VII Решение комбинированных задач 2 Решение задач
VIII Итоговое занятие 1 Зачет.

Защита проектных работ

Календарно-тематическое планирование (34 ч)

№ занятия

Дата

Тема занятия

1

2

3–4

  I. Химические расчетные задачи и особенности их решения (лекция).

Основные физические и химические величины.

Методы решения расчетных химических задач. Типовые примеры. Методы логических пропорций. Табличный метод. Алгебраический метод

 

 

5
.
.

6–7
.

8
.

9
.

10
.

11–12

 

13

  II. Расчет по химическим формулам.

А) Расчет по химическим формулам.

1. Вычисление относительной молярной массы вещества по его формуле. Вычисление массовых долей элементов (в %) по формулам веществ.

Кристаллогидраты. Количество вещества. Расчеты с использованием понятия «моль».

2. Закон Авогадро. Вычисления по формулам, связанным с молярным объемом газа. Газовые законы.

3. Молярный объем газа. Вычисление массы и объема газа при нормальных условиях.

4. Вычисление относительных плотностей газообразных веществ и их смесей.

5. Определение объемного состава газовой смеси. Объемная доля.

Б) Расчетные задачи по теме «Растворы».

6. Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация раствора. Вычисления, связанные с пересчетом одних единиц концентраций растворов в другие.

В) Расчеты, связанные с приготовлением растворов. Смешивание растворов разных концентраций и расчеты, связанные с этим. Правило «креста»

 

14

  III. Расчеты по уравнениям реакций.

1. Решение задач с составлением одной пропорции. Составление алгоритма решения. Вычисление массы одного из исходных или образующихся веществ по известной массе (объему) другого.

15–16
.
.

17–19
.
.
.

20–23
.
.

24

 

2. Расчеты с учетом избытка одного из исходных веществ с применением способа решения по числу молей (1–3-й уровни сложности).

3. Вычисление массы (или объема) продукта реакции по известной массе (или объему) исходного вещества, содержащего примеси. Составление алгоритма решения. Решение задач 1–3-го уровней сложности.

4. Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного. Восстановление алгоритма решения. Решение задач 1–3-го уровней сложности.

5. Вычисление объемных соотношений в реакциях между газами

.

25–26
.
.

27–28

  IV. Решение задач с составлением двух и более пропорций.

1. Решение задач по уравнениям нескольких последовательных реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчетами.

2. Расчеты по уравнениям одновременно протекающих реакций

29

  V. Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных

30–31

  VI. Решение качественных экспериментальных задач

32–33

  VII. Решение комбинированных задач

34

  VIII. Итоговое занятие. Зачет. Защита проектных работ

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изучения данного элективного курса учащиеся должны овладеть навыками следующих расчетов:

• количества вещества и объема газообразного вещества;

• массовой доли элемента в сложном веществе;

• количества вещества и массы для одного из реагентов или продуктов;

• объема газообразного реагента или продукта;

• с использованием понятий об избытке и недостатке реагента и о практическом выходе продукта;

• задач на примеси;

• решение задач различными способами.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

• выписывать из условия задачи все числовые данные, используя общепринятые обозначения и размерности;

• формулировать вопрос задачи;

• составлять схемы и уравнения реакций;

• дополнять условия задачи справочными данными (молярный объем, молярные массы, число Авогадро и т.д.);

• выбирать необходимые для расчета формулы;

• в результате математических преобразований получать окончательную формулу для расчета искомой величины;

• делать проверку полученной формулы;

• делать расчет и получать численный ответ;

• решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы;

• научиться пользоваться дополнительной литературой;

• решать задачи различного уровня сложности.

Л и т е р а т у р а

Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997; Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая Волна, 2002; Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002; Решение задач по химии алгебраическим способом. М.: 1992; Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии. М.: Просвещение, 2001; Воловик Н. Сборник задач по неорганической химии. М.: Айрис-Пресс, 1999.

Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии лицея
(г. Дальнереченск, Приморский край)

Рейтинг@Mail.ru