РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА • 9 КЛАСС
Пояснительная
записка
Элективный курс «Решение задач по химии
повышенного уровня сложности» предназначен для
учащихся 9-го класса. Он рассчитан на 34 ч, по 1 ч в
неделю, и носит предметно-ориентированный
характер.
Содержание курса поможет учащимся
подготовиться к поступлению на избранный
профиль, получить реальный опыт решения сложных
задач и ответить на вопросы: «Могу ли я?»,
«Хочу ли я?»
Цели курса. Проверить готовность учащихся,
ориентированных на химический профиль обучения,
к усвоению материала повышенного уровня
сложности по данному предмету; практически
применять теоретической материал при решении
задач различного уровня сложности; научить
учащихся мыслить, ориентировать на активную
продуктивную деятельность с определенной
глубиной, широтой и самостоятельностью решения;
устранить пробелы в знаниях; познакомить
учащихся с видами деятельности, необходимыми для
успешного усвоения профильной программы.
Основные задачи курса. Закрепить,
систематизировать и расширить знания учащихся
по химии, формировать умения решать расчетные
задачи различного уровня сложности;
осуществлять межпредметную и курсовую связь, а
также связь химической науки с жизнью;
расширить знания учащихся о различных
рациональных способах решения, продолжить
формирование навыков самостоятельной работы;
научить учащихся мыслить, ориентироваться в
проблемной ситуации, развивать
учебно-коммуникативные умения.
Химия относится к числу наук, успешное
понимание и освоение которых невозможно без
решения большого числа задач.
В программе предлагаемого элективного курса
задачи подобраны по возрастанию уровня
сложности – от простейших к более сложным и
олимпиадным. Это позволяет учителю одновременно
работать с учениками разного уровня, расширяет
круг рассматриваемых в школе типов задач и,
возможно, поможет школьникам подготовиться к
олимпиаде по химии.
Все задачи условно разделены на три уровня
сложности. Для решения задач 1-го уровня
(группы А) не требуется привлечения знаний и
умений, выходящих за рамки школьного уровня
химии. Решение задач групп Б и В (2-го и 3-го
уровня сложности) требует не только более
глубокого понимания материала, но и владения
дополнительной информацией.
Данный элективный курс вооружает учащихся
знанием логики подхода к решению химических
задач, основными алгоритмами решения
стандартных задач, различными методами решения
(решение пропорций, использование готовых
формул, алгебраический метод решения и т.д.).
Элективный курс «Решение задач по химии
повышенного уровня сложности» дает возможность
учащимся развивать свои способности и
продолжить обучение в старших классах
химического, естественно-научного и
технического профилей.
Формы контроля: конкурс по числу решенных
задач; составление сборников авторских задач;
зачет по решению задач; участие в олимпиадах I, II,
III тура.
Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать
задачи повышенного уровня сложности из
сборников задач (см. список литературы) на базе
знаний выпускников основной школы.
Содержание
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Виды
деятельности |
I |
Основные типы расчетных задач по химии,
особенности их решения. Основные физические и
химические величины |
4 |
Лекции. Входной контроль.
Решение задач |
II |
Расчеты по химическим формулам |
9 |
Решение задач |
III |
Решение задач с составлением одной
пропорции |
11 |
Решение задач. Составление алгоритмов |
IV |
Решение задач с составлением двух и
более пропорций |
4 |
Решение задач. Составление алгоритмов |
V |
Установление формулы
неизвестного вещества
с использованием количественных данных |
1 |
Решение задач. Составление алгоритмов |
VI |
Решение качественных
экспериментальных задач |
2 |
Решение задач |
VII |
Решение комбинированных задач |
2 |
Решение задач |
VIII |
Итоговое занятие |
1 |
Зачет. Защита проектных работ |
Календарно-тематическое планирование (34 ч)
№ занятия |
Дата |
Тема
занятия |
1
2
3–4 |
|
I. Химические расчетные задачи и
особенности их решения (лекция). Основные
физические и химические величины.
Методы решения расчетных химических задач.
Типовые примеры. Методы логических пропорций.
Табличный метод. Алгебраический метод |
5
.
.
6–7
.
8
.
9
.
10
.
11–12
13 |
|
II. Расчет по химическим формулам. А)
Расчет по химическим формулам.
1. Вычисление относительной молярной массы
вещества по его формуле. Вычисление массовых
долей элементов (в %) по формулам веществ.
Кристаллогидраты. Количество вещества. Расчеты
с использованием понятия «моль».
2. Закон Авогадро. Вычисления по формулам,
связанным с молярным объемом газа. Газовые
законы.
3. Молярный объем газа. Вычисление массы и
объема газа при нормальных условиях.
4. Вычисление относительных плотностей
газообразных веществ и их смесей.
5. Определение объемного состава газовой смеси.
Объемная доля.
Б) Расчетные задачи по теме «Растворы».
6. Массовая доля растворенного вещества.
Молярная концентрация раствора. Вычисления,
связанные с пересчетом одних единиц
концентраций растворов в другие.
В) Расчеты, связанные с приготовлением
растворов. Смешивание растворов разных
концентраций и расчеты, связанные с этим. Правило
«креста» |
14 |
|
III. Расчеты по уравнениям реакций.
1. Решение задач с составлением одной пропорции.
Составление алгоритма решения. Вычисление массы
одного из исходных или образующихся веществ по
известной массе (объему) другого.
|
15–16
.
.
17–19
.
.
.
20–23
.
.
24 |
|
2. Расчеты с учетом избытка одного из исходных
веществ с применением способа решения по числу
молей (1–3-й уровни сложности).
3. Вычисление массы (или объема) продукта
реакции по известной массе (или объему) исходного
вещества, содержащего примеси. Составление
алгоритма решения. Решение задач 1–3-го уровней
сложности.
4. Вычисление выхода продукта реакции в
процентах от теоретически возможного.
Восстановление алгоритма решения. Решение задач
1–3-го уровней сложности.
5. Вычисление объемных соотношений в реакциях
между газами
|
.
25–26
.
.
27–28 |
|
IV. Решение задач с составлением
двух и более пропорций.
1. Решение задач по уравнениям нескольких
последовательных реакций. Составление
стехиометрических схем. Вычисления, связанные с
мольными расчетами.
2. Расчеты по уравнениям одновременно
протекающих реакций
|
29 |
|
V. Установление формулы
неизвестного вещества с использованием
количественных данных |
30–31 |
|
VI. Решение качественных
экспериментальных задач |
32–33 |
|
VII. Решение комбинированных задач |
34 |
|
VIII. Итоговое занятие. Зачет.
Защита проектных работ |
Требования к знаниям и умениям учащихся
После изучения данного элективного курса
учащиеся должны овладеть навыками следующих расчетов:
• количества вещества и объема газообразного
вещества;
• массовой доли элемента в сложном веществе;
• количества вещества и массы для одного из
реагентов или продуктов;
• объема газообразного реагента или продукта;
• с использованием понятий об избытке и
недостатке реагента и о практическом выходе
продукта;
• задач на примеси;
• решение задач различными способами.
После изучения данного элективного курса
учащиеся должны уметь:
• выписывать из условия задачи все числовые
данные, используя общепринятые обозначения и
размерности;
• формулировать вопрос задачи;
• составлять схемы и уравнения реакций;
• дополнять условия задачи справочными
данными (молярный объем, молярные массы, число
Авогадро и т.д.);
• выбирать необходимые для расчета формулы;
• в результате математических преобразований
получать окончательную формулу для расчета
искомой величины;
• делать проверку полученной формулы;
• делать расчет и получать численный ответ;
• решать задачи, используя методы решения
логических пропорций, а также табличный и
алгебраический методы;
• научиться пользоваться дополнительной
литературой;
• решать задачи различного уровня сложности.
Л и т е р а т у р а
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии.
М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997; Хомченко Г.П.,
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по
химии для средней школы. М.: Новая Волна, 2002; Хомченко
Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для
поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002; Решение
задач по химии алгебраическим способом. М.: 1992; Штремплер
Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных
задач по химии. М.: Просвещение, 2001; Воловик Н.
Сборник задач по неорганической химии. М.:
Айрис-Пресс, 1999.
Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии лицея
(г. Дальнереченск, Приморский край)
|