О развитии критического мышления
|
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
. | . | . |
Называется тема урока, и учащимся предлагается заполнить колонку «Знаю», куда они вносят сведения, уже известные им по этой теме.
В колонку «Хочу узнать» предлагается внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал». Дается совет расположить ответы напротив поставленных вопросов. Обучающимся предлагается сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.
Прием «Составление кластера»
Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования рабочего пространства кабинета.
а) Выделение (учителем) ключевого понятия.
б) Составление кластера, отражающего представление школьника об изучаемой теме.
в) Изучение нового материала.
г) Исправление кластера в соответствии с новыми знаниями.
«Кластер». Вариант схемы |
Урок по теме |
Цели. Рассмотреть положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов; повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и металлической кристаллической решетке; изучить общие физические свойства металлов; рассмотреть варианты классификации металлов; продолжить изучение зависимости свойств веществ от строения их атомов.
Тип урока. Урок-исследование.
Используемые приемы и стратегии. Прием «Парная мозговая атака», стратегия «ЗХУ», прием «Кластер».
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, коллекции «Металлы и сплавы», модели металлических кристалличеcких решеток.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Стадия вызова
Пара обучающихся составляет список того, что
они знают или думают по теме урока (не более
5 мин).
Стадия осмысления
Обучающимся предлагается составить в тетради таблицу «ЗХУ».
В колонку «Знаю» обучающиеся вносят сведения, известные им о металлах.
Затем следует «загадочная пауза». обучающимся предлагаются загадки о металлах:
• Он в теченье многих лет был причиной многих бед. (Au)
• Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Са)
• Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Na)
• К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (Ru)
• «Камнем» прозван он людьми, но попробуй-ка возьми. (Li)
• Из него солдатик твой, не болеет он «чумой». (Sn)
Развитие критического мышления
|
Изучение коллекций металлов, моделей кристаллических решеток.
В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные мысли и вопросы, возникшие при обсуждении темы на стадии вызова.
Затем обучающиеся читают новый текст в учебнике, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста заполняют колонку «Узнал» (ответы располагают напротив поставленных вопросов).
Стадия рефлексии
Обучающимся предлагается соединить то, что они знали раньше, с информацией, полученной на уроке, а затем составить кластер «Физические свойства металлов».
III. Закрепление
Учащихся просят ответить на следующие вопросы.
• Назовите особенности строения атомов металлов.
• Охарактеризуйте положение металлов в периодической системе.
• Какие электроны называются «свободными»?
• Что такое металлическая химическая связь?
• Перечислите особенности металлической кристаллической решетки.
• Назовите самый легкий и самый тяжелый металлы, а также самый легкоплавкий и самый тугоплавкий металлы. Какие металлы являются самыми мягкими и какой металл – самый твердый?
• Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?
IV. Домашнее задание
Изучение соответствующих параграфов в учебнике и выполнение письменно заданий после параграфов.