Условия формирования
нравственных качеств личности
на примере жизни и деятельности
Д.И.Менделеева
Ежегодно в нашем лицее проводится неделя
«Менделеев – незаурядная личность!»,
посвященная великому русскому ученому. Здесь
учащиеся имеют возможность в полной мере
реализовать свои творческие способности –
ребята сочиняют стихи, пишут сочинения на тему
«Чему можно научиться у великого химика?».
В творческих работах предпочтение отдается
личностным качествам ученого. Наши лицеисты
приняли активное участие в региональном
конкурсе, посвященном приближающемуся
175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева.
Прививает интерес к химии, развивает
творческие способности и совместная работа
учителя и учащихся по изучению творческой
биографии этого интересного человека. Ученики
узнают Д.И.Менделеева не только как химика, но и
как гражданина, патриота, воспитателя.
Актуальность постановки темы, заявленной в
нашем исследовании, заключается в том, что жизнь
Дмитрия Ивановича Менделеева, наполненная
трудностями, в том числе и финансовыми, которые
он смог преодолеть, не изменяя высокому
призванию ученого, может стать наглядным
примером служения науке и отечеству. Его
биография служит образцом для всех, кто хочет
связать свою судьбу с наукой. Вполне возможно,
что знание жизненных принципов, которыми
руководствовался Менделеев, поможет
подрастающему поколению ученых выдержать
трудности, встречающиеся на пути, остаться
верными отечественной науке. Подобные знания
расширяют общую компетентность учащегося,
позволяют шире взглянуть на важные жизненные
вопросы.
Цель. Исследование жизни Д.И.Менделеева с
точки зрения формирования его человеческих,
нравственных качеств.
Задачи.
1. Проанализировать исторические исследования
жизни и деятельности Д.И.Менделеева.
2. Обобщить биографический материал.
3. Выделить условия формирования нравственных
качеств, необходимых ученому-исследователю.
4. Смоделировать процесс формирования
нравственных качеств личности ученого.
Существуют определенные условия, в которых
формируются нравственные качества человека и
ученого. Известный русский врач и педагог
П.Ф.Лесгафт считал, что каждый ребенок,
родившийся без патологии, может вырасти
высоконравственной личностью, если ему будут
созданы условия для воспитания и самовоспитания.
По его мнению, личность человека формируется
на основе того, что дала человеку природа
(наследственность), что дала человеку окружающая
среда и что человек сам из себя сделал.
В своей работе мы обратились к жизненному и
научному пути одного из самых ярких русских
естествоиспытателей – Дмитрия Ивановича
Менделеева – и нашли подтверждение
перечисленным выше факторам.
Проведенное исследование позволяет сделать
вывод о том, что окружающая среда стала важным
фактором в развитии нравственных качеств
Менделеева. Вполне возможно, что, если бы не
принципиальность и настойчивость его матери,
если бы не благоприятное окружение (дом
родителей Д.И.Менделеева был центром духовной
жизни Тобольска), исследовательская
деятельность Менделеева могла бы быть менее
масштабной. Общение со ссыльными декабристами
посеяло в его душе семена раздумий, взошедшие
идеей о благородном служении людям.
Преподаватели, учившие Менделеева, подали пример
любви и уважения к науке, бескорыстного служения
Родине. Друзья (И.П.Сеченов, А.П.Бородин,
А.И.Куинджи и др.) способствовали беспрестанному
духовному поиску, помогали в решении философских
проблем.
Влияние среды нисколько не умаляет заслуг
самого ученого, ведь он воспринял все те
нравственные законы, которые открыли ему его
родители, друзья и наставники, и сделал их
этической основой своей жизни, стал жить по этим
законам и завещал их потомкам.
Человек с сильным характером, Дмитрий Иванович
смог противостоять соблазнам, возвысить
нравственность над богатством и популярностью.
Он проявлял исключительное упорство в
стремлении к достижению своих целей.
Было проведено тестирование в средних и
старших классах: какие качества личности
Менделеева являются значимыми для современных
школьников. Тестирование в виде теста
ранжирования показало, что современная школьная
молодежь ценит Д.И.Менделеева как личность с
такими нравственными качествами: трудолюбие,
бескорыстие, честность, ум, целеустремленность,
гуманизм, самообладание, смелость в творчестве,
любовь к Родине. Главными в творческом развитии и
становлении Менделеева ученики считают такие
его нравственные качества: бескорыстие,
честность, правдивость, целеустремленность,
решительность и смелость.
Мы попытались воссоздать модель формирования
личности Менделеева и влияния окружающей среды
на формирование отмеченных выше качеств (схема).
Cхема
Моделирование процесса
формирования
нравственных качеств личности ученого
Также была проведена творческая работа
«Менделеев – незаурядная личность» (см. далее).
Изучая литературу, мы убедились в том, какую
широкую известность приобрело имя Менделеева и
какую благодарную память сохранило о нем
человечество, назвав его именем учебные
заведения, промышленные предприятия, населенные
пункты, химический элемент, морские суда и т.д.
Например, первый советский вуз
химико-технологического профиля был назван в его
честь, также его имя дано подводному хребту в
центральной части Северного Ледовитого океана.
Мы считаем, что данная работа может служить
иллюстрацией идеи, согласно которой
определяющую роль в формировании личности
человека играет среда.
Кроме того, стоит отметить, что часто знания
даются как совокупность фактов, однако знание, не
имеющее нравственной основы, не может быть
двигателем науки, прогресса. Настоящий ученый
должен быть прежде всего порядочным, гуманным,
чтобы его деятельность обернулась для
человечества благом.
Наша работа поможет учителям воспитывать своих
учеников, а родителям – своих детей, ученикам она
может стать нравственным путеводителем не
только в науке, но и в жизни.
Дмитрий Иванович Менделеев прожил долгую и
интересную жизнь, наполненную истинной заботой о
благосостоянии России. Патриотизм и вера в
возрождение России, в том числе и через
собственный кропотливый труд, являются
заразительным примером для нынешнего поколения.
И это, пожалуй, главный урок, который преподнес
нам выдающийся ученый.
Закончить хотелось бы вещими словами
Менделеева, обращенными к нам как его потомкам:
«Посев научный взойдет для жатвы народной!»
Творческая работа
учеников
«Менделеев – незаурядная личность» |
Менделеев – великий русский ученый,
Химик и физик он был одаренный,
Много он сделал для нашей страны,
Труды его ценятся до сей поры:
Открыл он критическую температуру кипения,
Был членом семидесяти академий,
Периодическую систему элементов создал,
И добычу нефти он изучал.
Любил искусство и литературу,
Знал выдающихся деятелей культуры,
Заводы и фабрики он посещал
И знаниями своими их просвещал.
В первую очередь думал о том,
Чтоб жизнь России была прекрасна потом.
Он был и будет всегда для всех
Великим ученым!
Не знать его – грех.
Ахметшин Марат,
11 «Б» класс
* * *
Таблицу Менделеева знает каждый,
Открыл ее человек очень отважный.
Ученый этот – теоретик крупнейший,
Всю жизнь он считал химию наукой важнейшей!
Во благо народное он сочетал
Три фактора важных и ничего не упускал,
И путь правильный всегда искал.
Народонаселение, экономику и просвещение
Он считал важнейшими во всех отношениях.
Но все же лучшие годы жизни своей
Менделеев посвящал учению,
А студентов своих обучал большому терпению.
Лекциям всегда отдавался без остатка.
Искоренял в себе все недостатки.
Открыл он таблицу химических элементов.
На каждый вопрос знал массу ответов.
Великий ученый! Что тут сказать?!
Никогда не надо его забывать!
Ахметсафина Алия,
11 «В» класс
* * *
Родился и рос он в многодетной семье,
В сибирском не очень большом городке.
Любил он учиться и книги читать,
Что в трудное время сберегла ему мать.
Легко успевал он по точным предметам,
Но химию больше всего любил он при этом.
Он выбрал ее, и ей жизнь посвятил,
Очень многое он в этой науке открыл.
И все для науки и жизни бесценно,
Он жизнь свою прожил не зря! Несомненно!
Аня Жукова,
8 «Б» класс
* * *
Менделеев – великий химик.
Его знает каждый из вас.
Он сделал множество открытий,
Которые значимы сейчас.
Началось все с самого детства:
Химией Дмитрий был увлечен.
А когда подрос, отучился,
Созданием закона стал удручен.
Долго бился над этой работой,
И в один прекрасный миг
Весь мир узнал новость:
Периодический закон открыт!
Еще один труд, не менее интересный, –
Докторская диссертация о спирте с водой.
И стал Менделеев совсем известный.
Занялся работой другой.
Гидратную теорию растворов разработал,
Книгу «Основы химии» написал,
Внес ряд ценных предложений для развития
металлургии,
Патриотом своей родины стал.
Его труды были очень разные:
Точные весы сделать он указал,
Заботился о развитии нефтяного дела
И даже физикам он помогал.
Заслужил похвалы в хим. технологии,
И в теории воздухоплавания,
В разработке техники точных измерений
И Земли нашей природного состояния.
Научная деятельность его многогранна,
Велики все заслуги, труды.
Учите химию, она пригодится!
Может, станешь ученым и ты!
Карагодина Светлана,
11 «А» класс
Материал подготовила
Р.Х.МУХУБУЛЛИНА,
учитель лицея № 1
(с. Большеустьикинское,
Республика Башкортостан)
|